Автором неоклассической теории предельной производительности является. Неоклассическая теория экономики

Введение

Неоклассическая экономическая теория впервые была сформирована как самостоятельное течение науки в конце 1890-х годов в связи с развитием научного сообщества ученых-экономистов и становлением экономического образования после победы маржиналистской революции над прочими оппозиционными направлениями. Данная теория экономического роста основана на модели рационального (максимизирующего) в равновесном мире человека, стремящегося максимизировать свой доход и минимизировать затраты на производство. Она формировалась на базе двух источников: теории факторов производства и концепции производственной функции, учитывающей взаимодействие таких факторов как труд и капитал.

Проблема экономического роста во всем мире выдвигается в ряд первоочередных проблем экономического развития, так как от механизма экономического роста зависят уровень и качество технического прогресса. Эта тема особо актуальна в XXI веке в связи с необходимостью учета мировых тенденций экономического роста для благоприятного развития экономик отдельных государств в долгосрочном периоде.

В связи с этим, подход неоклассиков к изучению экономического роста кажется наиболее рациональным, чем и объясняется его широкомасштабное применение в современном мире. Одной из причин господства неоклассической теории является ее универсальность, готовность единообразно объяснить как экономические явления, так и процессы, объединяя их во всеобъемлющую систему под конец анализа. Немаловажным фактом также является способность данной теории варьировать сложность обсуждаемых проблем, что позволяет эффективно обучать специалистов на дозированном уровне, переходя от «малого» к «большему».

Современная неоклассическая теория имеет тенденцию к специализации, уходу от обобщенного изучения экономических явлений, что дает ученым-экономистам возможность проводить более глубокий анализ важных мелкомасштабных явлений и продвигать науку вперед.

Благодаря продолжающемуся практическому применению неоклассического подхода, изучение данного направления экономики представляется значительным и важным, и данное проведенное исследование преследует цель ознакомиться с истоками неоклассической экономической теории для дальнейшего ее самостоятельного применения в сфере профессии экономиста.

неоклассический экономический рост равновесие

Основные положения неоклассической школы экономики

В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.

Одним из определяющих положений неоклассической школы является принцип экономического равновесия. Равновесие в экономике - это соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями. Через ценовой механизм равновесие устанавливается путем либо ограничения потребительского спроса, либо увеличения объема производства (и предложения).

Обосновывая принцип равновесности, А. Маршалл, один из наиболее известных ученых «старой» школы неоклассицизма, ввел в экономическую науку категорию «равновесной цены», которая представляет собой точку пересечения кривой спроса (предельной полезности) и кривой предложения (предельных издержек). Оба эти фактора - слагаемые цены; полезность и издержки одинаково значимы.

Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением.

Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.

В истории неоклассической экономической теории четко выделяются три периода:

- «старая» неоклассика (1890-1930-е);

- «оппозиционная» неоклассика (1930-1960-е);

Современная неоклассика (с 1970-х до наших дней).

Современные же неоклассики стремятся доказать, что рыночная система хозяйства является если и не идеальной, то, по крайней мере, наилучшей из всех типов экономических систем. Акцентируя внимание на критике государственного регулирования, они указывают, что оно не столько ликвидирует недостатки рынка (например, безработицу), сколько порождает новые, более опасные отрицательные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод).

(кембриджская школа).

Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа - предельные величины (см. Маржинализм). Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности , теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния , принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.

Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842-1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А.Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).

В своих работах А. Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение в экономической теории, возникшее во второй половине XIX века. Экономисты-маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником).

Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.

В своей теории цены А.Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

Неоклассическая экономическая теория так же, как и классики исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

Среди современных неоклассических теорий - монетаризм (М. Фридман), новая институциональная теория (Р. Коуз) и др.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Неоклассическая экономическая теория" в других словарях:

    Экономическая теория, согласно которой: непредвиденные изменения уровня цен способны породить макроэкономическую нестабильность только в краткосрочном периоде; в долгосрочном периоде экономика всегда сохраняет стабильность при производстве… … Словарь бизнес-терминов

    - (neoclassical economics) Направление экономической теории, согласно которому индивиды и фирмы стремятся к максимизации своих объективных функций при условии, что их деятельность координируется ценовым механизмом (price mechanism) и что спрос на… … Экономический словарь

    Неоклассическая экономическая теория - NEOCLASSICAL ECONOMICS Школа экономической мысли, появившаяся в XIX веке и основывающая свое учение на доктринах маржинализма. Ее основателями являются Дж. Кларк, Ф. Эджворт, И. Фишер, А. Маршалл, В. Парето, Л. Вальрас и К. Виксель. Ученые… … Словарь-справочник по экономике

    Экономическая теория дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому… … Википедия

    ТЕОРИЯ, НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - теория, согласно которой непредвиденные изменения уровня цен способны породить макроэкономическую нестабильность в кратковременном периоде; в долговременном периоде экономика сохраняет стабильность при производстве национального продукта,… … Большой экономический словарь

    - (economics) Общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для… … Словарь бизнес-терминов

    - (англ. Economic system) совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет… … Википедия

    Эконометрика наука, изучающая конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей. Определение предмета эконометрики было дано в уставе… … Википедия

    Неоклассическая теория экономики - , неоклассицизм возникшее в конце ХIХ в. течение экономической мысли, которое можно считать началом современной экономической науки. Оно произвело т.н. маржиналистскую революцию в классической экономике минувшего столетия … Экономико-математический словарь

    неоклассическая теория экономики - Неоклассицизм возникшее в конце ХIХ в. течение экономической мысли, которое можно считать началом современной экономической науки. Оно произвело т.н. маржиналистскую ре­во­люцию в классической экономике минувшего столетия, которая была… … Справочник технического переводчика

Неоклассическое направление экономической теории исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Она исследовала рыночное хозяйство в период господства свободной конкуренции, соединив в себе идеи классической политической экономии с идеями маржинализма. Теория не рассматривает сущность таких экономических категорий, как собственность и стоимость, а сосредоточена на внешних проявлениях рыночного хозяйства. Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства.

Неоклассическая экономическая теория призывает к ограничению или даже полному отказу от государственного регулирования экономики. Поэтому часто синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» считают «экономический либерализм».

Основными школами, которые представляют неоклассицизм, являются: Австрийская; Лозаннская; Американская; Кембриджская.

Австрийская школа политической экономии.

Основателем австрийской школы является Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета.

В основе экономической концепции австрийской школы лежит теория предельной полезности. Она определила полезность в субъективной форме, т.е. в связи с важностью для человека различных потребностей и настоятельностью, напряженностью каждой из них. Иначе говоря, субъективная полезность – это значимость данной вещи для удовлетворения потребностей данного человека.

До появления концепции австрийской школы полезность определялась как объективное свойство вещи, как потребительская стоимость товара, т.е. его способность удовлетворять те или иные человеческие потребности. Каждый из товаров обладает своей особой потребительной стоимостью, а обмен товаров есть обмен разнородными потребительными стоимостями, своеобразный обмен веществ в общественном организме. Поскольку товары как потребительные стоимости несоизмеримы, постольку основу пропорций обмена искали в затратах на их производство: либо в затратах труда, либо в издержках производства.

Лозаннская школа политической экономии.

Основателем лозаннской школы неоклассического направления в политической экономии является Леон Вальрас.

Признавая действенность объективных экономических законов в сфере производства, Вальрас считал, что законы сферы распределения устанавливаются сознательно человеческой волей с учетом требований справедливости. Этим обусловливаются задачи экономической теории и её структура.

Вальрас считается основоположником теории общего экономического равновесия, получившей название замкнутой математической модели экономического равновесия. Состояние равновесия он характеризует как такое, при котором эффективный спрос и предложение производительных услуг равны и при котором существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов, и продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.

Американская школа политической экономии.

Значительный вклад в формирование неоклассического направления в США внес Джон Бейтс Кларк.

Кларк заявлял, что «право общества на существование в его настоящей форме и вероятность, что оно будет существовать в такой форме в будущем, оспаривается. Обвинение, тяготеющее над обществом, состоит в том, что оно эксплуатирует труд. Если бы это обвинение было доказано, то каждый честный человек должен был бы стать социалистом. Долгом каждого экономиста является проверка этого обвинения».

Кембриджская (английская) школа политической экономии.

Основателем английской (кембриджской) школы экономической теории является Альфред Маршалл. С этим именем связано оформление неоклассического направления в экономической науке.

Маршалл выступал против деления труда на производительный и непроизводительный. Все виды труда признаются производительными, поскольку каждый из них имеет своим продуктом полезность. Человеческий труд создает не материальные предметы как таковые, он создает полезности. Поэтому различие между трудом производительным и непроизводительным является искусственным, надуманным.

Центральное место в исследованиях Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке, характеризуемом им как единый организм равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов. Рыночную цену он рассматривает как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.

Одной из важных заслуг Маршалла является обобщение положений ранних маржиналистов о функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, в частности, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены - снижается и что, в свою очередь, с понижением цены предложение падает, а с ростом цены - растет.

В начале XX в. неоклассическая школа представляла собой ведущее направление в западной экономической науке. Именно в начале XX столетия ускорился процесс перехода рыночного хозяйства в иной режим – несовершенной конкуренции или к состоянию монополистического капитализма. Этот процесс заставил ряд экономистов осознать необходимость модификации представлений неоклассической школы о характере хозяйственного процесса, корректировки господствовавших теоретических представлений о механизме функционирования и развития рынков, формирования издержек и цен, закономерностей взаимодействия спроса и предложения и т.д.

Неоклассическое направление экономической мысли возникает на базе маржинализма в последней трети 19 века. В его состав входят кембриджская, лозаннская, американская школы.

Лидером неоклассики стал глава кембриджской школы Альфред Маршалл (1842-1942). Если представители австрийской школы выступали с открытым пересмотром всех классических доктрин, предлагали и свой предмет, и свой метод исследования, то Маршалл пошел другим путем. В своей теории он сумел на базе маржинализма объединить концепции самых разных школ и направлений (классической, исторической, австрийской). Основным произведением автора является «Принципы экономикс» (1890).

К кембриджской школе относится также ученик А. Маршалла Артур Пигу . Особое внимание он уделил вопросам благосостояния, социальной справедливости, более равномерному распределению национального дохода с помощью налоговой системы. Ещё одной школой в составе неоклассики является американская школа . Лидер её Джон Бейтс Кларк (1847 – 1938) — автор теории предельной производительности, согласно которой, все факторы производства нанимаются в том количестве, которое обеспечивает равенство их вознаграждения с предельным вкладом в создание стоимости, конечного продукта. Следующая школа в составе неоклассики – лозаннская. Представители её Леон Вальрас (1834 – 1910), Вильфредо Парето (1848-1923) . Заслугой Вальраса является разработка теории общего равновесия. Парето заложил основы теории оптимальности, разработал критерий оптимальности, названный впоследствие его именем. Парето занимался разработкой вопросов, составляющих основы современной теории потребительского поведения

Неоклассическое направление, видоизменяясь и дополнясь, стало основой экономичекой науки в 20 веке, по существу определяет современный характер экономичекой теории. Несмотря на очевидные заслуги, неоклассика подвергалась критике за отсутствие анализа динамики, за статичность. В начале 20-го века внимание было привлечено к вопросам развития. Так, Йозеф Шумпетер (1883-1950) говорил о том, что важнейшим в экономической науке является анализ поступательного движения. Он создал теорию экономического развития, ключевой фигурой в ней выступает предприниматель, новатор, осуществляющий новые комбинации, что постоянно выводит экономику на новые траектории движения. Эдуарда Чемберлина (1899-1967) разработал теорию монополистической конкуренции. В этой теории монополия как рыночная категория означает контроль единоличного продавца или организации над предложением какого-либо продукта, и тем самым, над ценой вследствии дифференциация продукта. Джоан Робинсон (1903-1983) стала автором теории несовершенной конкуренции. В книге «Теория несовершенной конкуренции» (1933) Робинсон во многом дополнила маршаллианский аппарат графического анализа, исследует политику ценовой дискриминации, вводит понятие монопсония, ситуации взаимодействия профсоюзов и работодателей на рынке труда..

Историческая школа

Историческая школа (англ. history school ) - направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах (в отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время); использование в основном индуктивного метода.

В отличие от классиков, которые считали, что экономикой движут 2 фактора: человек и всё человечество, Фридрих Лист говорил, что очень важным фактором в экономике является ещё и национальность.

Институционализм

Институционализм — направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан - институций (семья, партия, профсоюз и т.д.)

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Отличия институционализма от других экономических школ

  • Привычные для неоклассической школы категории (такие как цена, прибыль, спрос) не игнорируются, а рассматриваются с учетом более полного спектра интересов и отношений.
  • В отличие от маржиналистов, которые исследуют экономику «в чистом виде», отбрасывая социальную сторону, институционалисты, напротив исследуют экономику лишь как часть социальной системы.
  • С точки зрения классической политической экономии, экономика рассматривается как основа или «базис» для науки, культуры, политики, институционализм же считает эти понятия равноправными и взаимосвязанными.
  • Отрицание принципа оптимизации. Хозяйствующие субъекты трактуются не как максимизаторы (или минимизаторы) целевой функции, а как следующие различным «привычкам» - приобретенным правилам поведения - и социальным нормам.
  • Интересы общества первичны. Действия отдельно взятых субъектов в значительной мере предопределяются ситуацией в экономике в целом, а не наоборот. В частности, их цели и предпочтения формируются обществом. В маржинализме и классической политэкономии считается, что сначала возникают интересы индивида, и они являются порождающими по отношению к интересам социума.

Институционализм прошел ряд этапов. Первый этап связан с Торстейном Вебленом (1857-1929), книга которого «теория праздного класса» (1899) являлась революционным взглядом на жэкономические явления и процессы. Основной упор Веблен в экономическом развитии отводил институтам, понимая под ними нормы поведения, закрепленные в правовых нормах, обычаях, традициях. Следующий этап связан со становлением институционально – правового направления институционализма. Так, Джон Коммонс привлёк внимание к понятию «трансакция», являющейся, по его мнению, основной категорией экономической науки. Этот этап развивался в социально – институциональном направлении. В нем выделяются новые проблемы. У. Митчелла особое внимание уделено «институтам денежного хозяйства». Большое внимание Митчелл уделял цикличности, вопросам планирования и прогнозирования. При этом планирование в рамках капитализма имеет право на существование, хотя и должно носить не директивный (обязательный), а индикативный (рекомендательный) характер. Третий этап развития институционализма получил название неоинституционализма. Основополагающее значение в неоинституционализме играют теории трансакционных издержек и прав собственности. Сами институты рассматриваются прежде всего как орудия экономии трансакционных издержек. Впервые эти идеи были высказаны Рональдом Коузом в работе «Природа фирмы» (1937 г.), но развитие получили начиная с 60-х годов 20-го века. Активно развивают идеи неоинституционализма Алвер Алчиан, Даглас Норт, Оливер Уильямсон. Существенное место в неоинституционалтзме отводилось проблеме эффективной работы фирмы, институциональным изменениям. В значительной степени примыкают к институциональному направлению работы теоретиков Теории общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, У. Нисканен), экономичекого империализма (Г. Беккер, Т. шульц, Р. Познер). Последнее направление экономичекой науки рассматривает с помощью методологии неоклассики все стороны жизни общества, что привело к возникновению в конце 20 века таких направлений исследований, как экономика семьи, экономика образования, экономический анализ права, экономика преступлений и наказаний и др.

КЕЙНСИАНСТВО

Помимо институционализма и родственных с ним течений очень мощную альтернативу неоклассической парадигме в 20 веке составило кейнсианство.

Во многом оно возникло как реакция на Великую Депрессию 1929-1933 годов, объяснение которой нельзя было найти в теориях неоклассиков.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), автор «Общей теории занятости, процента и денег» (1936) указал на необходимость вмешателсьва государства в экономику с целью прежде всего стимулирования эффективного спроса, недостаток которого по мнению Кейнса и стал причиной кризиса.

Кейнсианская теория сыграла очень важную роль в развитии экономической науки. Она сумела обосновать принципы экономической политики, обеспечившей не только выход экономики из глубочайшего кризиса, но и десятилетия успешного развития, причём со значительной социальной составляющей, поскольку в соответветствии с логикой основного психологического закона расширение совкупного спроса идет в том числе за счет пеерраспределения национального дохода в пользу наименнее обеспеченных слоев населения. Но в 70-е годы ситуация в обществе меняется, кейнсианство перестаёт адекватно отвечать на потребности времени, наступает кризис кейнсианства.

Неолиберализм

Неолиберализм оформляется как оппозиция теориям государственного регулирования в 30-е годы 20-го века. Признанными лидерами этого направления являлись Людвиг фон Мизес (1881-1973) и Фридрих фон Хайек (1899-1992).

Делом их жизни была защита экономической свободы, критика тоталитаризма и социализма. Элементом свободного общества, по их мнению, являются свободные цены, конкуренция. Рынок рассматривается как форма организации спонтанного порядка, который вырастает из свободных действий людей, а не по проекту кого бы то ни было.

Монетари́зм

Монетари́зм - макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году. Однако название новой экономической теории было дано Карлом Бруннером.

Понимание того, что изменения цен зависят от объёма денежной массы, пришло в экономическую теорию с античных времен. Так, ещё в III веке до н. э. об этом утверждал известный древнеримский юрист Юлий Павел. Позднее в 1752 году английский философ Д. Юм в «Очерке о деньгах» изучал связь между объёмом денежных средств и инфляцией. Юм утверждал, что повышение денежного предложения приводит к постепенному увеличению цен до достижения ими первоначальной пропорции с объёмом денег на рынке. Эти взгляды разделяло и большинство представителей классической школы политэкономии. К моменту написания Миллем «Принципов политической экономии» в общем виде уже сложилась количественная теория денег. К определению Юма Милль добавил уточнение о необходимости постоянства структуры спроса, так как он понимал, что предложение денег может изменять относительные цены. При этом он утверждал, что увеличение денежной массы не ведет к автоматическому росту цен, потому что денежные резервы или товарное предложение также могут увеличиваться в сопоставимых объёмах.

В рамках неоклассической школы И. Фишер в 1911 году придал количественной теории денег формальный вид в своем знаменитом уравнении обмена:

где - количество денег в обращении, - скорость обращения денег, - уровень цен, - реальный объём производства . По своей сути это уравнение представляет собой тождество, поскольку оно верно по определению. При этом Фишер показал, что в краткосрочном периоде скорость обращения денег меняется очень медленно и её можно принять за постоянную величину.

Все темы:История экономических учений

Неоклассическая школа

Неоклассическая теория исследовала рыночное хозяйство в период господства свободной конкуренции. Она соединила идеи классической экономической школы с идеями маржинализма.

Альфред Маршалл (1842-1924) - один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер кембриджской школы маржинализма. Главным вкладом Маршалла в экономическую науку является соединение воедино классической теории и маржинализма. Он считает, что рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности товара и предельных издержек на его производство. Графическим эквивалентом данного положения является знаменитый график, именуемый «крест Маршалла» или «ножницы» Маршалла. Крупнейший представитель неоклассического направления Альфред Маршалл (1842-1924) известен прежде всего как автор теории рыночного ценообразования. Большую часть жизни он преподавал экономическую теорию в Кембриджском университете. В 1890 г. вышел его главный труд «Принципы экономической науки», который выдержал много изданий и в течение нескольких десятилетий служил основным учебником в США, Англии и других странах.

А. Маршалл считал необходимой государственную заботу о «сторонах жизни бедных рабочих, в которых им трудно обеспечить себя самим», иное он расценивал как «ошибочное и безнравственное» с т. з. «общих» интересов. Маршалл ввел в экономическую теорию категории: «эластичность спроса», «потребительский излишек».

С точки зрения преемственности идей «классиков», А.Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций «чистой» экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции». Но придя через новые маржинальные принципы к идее равновесия экономики, он характеризовал ее лишь как «частную» ситуацию, т.е. на уровне фирмы, отрасли (микроэкономики). Подобный подход стал определяющим как для созданной им кембриджской школы, так и для большинства неоклассиков конца XIX - первой трети XX в.

Термин «экономикс» Маршалл ввел в первой же главе своей книги Политическая экономия, или экономическая наука (Economics), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния.

Важным течением в неоклассической науке стала теория благосостояния. Значительный вклад в нее внести Г. Седжвик и А. Пигу.

Генри Седжвик (1838-1900) в своем трактате «Принцип политической экономии» утверждал, что частная и общественная выгоды не совпадают, что свободная конкуренция обеспечивает эффективное производство богатства, но не дает справедливого распределения его. Система «естественной свободы» порождает конфликты между частными и общественными интересами. Конфликт возникает и внутри общественного интереса: между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений.

Артур Пигу (1877-1959). Главный труд «Экономическая теория благосостояния». В центре его теории – понятие национального дивиденда (дохода). Он считал национальный дивиденд показателем не только эффективности общественного производства, но и меры общественного благосостояния. Пигу поставил задачу – выяснить соотношение экономических интересов общества и индивида в аспекте проблем распределения, используя понятие «предельный чистый продукт».

Ключевым понятием концепции Пигу является дивергенция (разрыв) между частными выгодами и издержками и общественной выгодой и затратами. Пример – фабрика с дымящей трубой. Фабрика использует воздух (общественное благо) и возлагает на других внешние издержки. Средством воздействия Пигу считал систему налогов и субсидий. Достижение максимума национального дивиденда возможно через действие 2-х дополняющих друг друга сил – частного интереса и вмешательства государства, выражающего интересы общества.

Неоклассическая концепция равновесия в условиях безработицы названа эффектом Пигу. Этот эффект показывает влияние активов на потребление и зависит от той части денежной массы, которая отражает чистую задолженность правительства. Поэтому эффект Пигу основывается на «внешних деньгах» (золото, бумажные деньги, государственные облигации) в отличие от «внутренних денег» (чековые депозиты), применительно к которым снижающиеся цены и зарплата не порождают чистого агрегатного эффекта. Следовательно, когда цены и зарплата снижаются, отношение предложения «внешнего» ликвидного богатства к национальному доходу возрастает до тех пор, пока стремление к сбережениям не начнет насыщаться, что в свою очередь стимулирует потребление.

Также Пигу внес коррективу в методологию исследования денег Фишера, предложив учитывать мотивы хозяйствующих субъектов на макроуровне, обусловливающие их «склонность к ликвидности» — стремление откладывать часть денег в запас в виде банковских вкладом и ценных бумаг.

Джон Бейтс Кларк (1847-1938) - основатель американской школы маржинализма, внесший заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX в.

Наиболее значимы его труды «Философия богатства» (1886) и «Распределение богатства» (1899), в которых ему удалось углубиться в наиболее популярные в ту пору маржинальные идеи и обозначить неординарные положения:

1) новизна методологии в рамках выдвинутого учения о трех естественных разделах (отделах) экономической науки. Первый охватывает универсальные явления богатства. Второй включает социально-экономическую статику и говорит о том, что происходит далее с богатством. Третий отдел включает социально-экономическую динамику и говорит о том, что происходит с богатством и благосостоянием общества при том условии, если общество меняет форму и способы деятельности;

2) обоснованный на микроэкономическом анализе закон предельной производительности факторов производства.

«Распределение общественного дохода» регулируется общественным законом, который «при совершенно свободной конкуренции» может обеспечить каждому фактору производства создаваемую им сумму богатства.

«Богатство» - это количественно ограниченные источники материального человеческого благосостояния.

«Каждый фактор производства» имеет в общественном продукте ту долю богатства, которую именно он производит.

Разложение всего дохода общества на различные виды дохода (заработная плата, процент и прибыль) непосредственно и целиком является «предметом экономической науки».

Названные виды дохода получаются соответственно «за выполнение работы», «за предоставление капитала» и «за координирование заработной платы и процента».

При определении доходов «со здравым смыслом» ни один из «классов людей», занятых в производстве, не будет «иметь претензий друг к другу».

В экономическом смысле производство продукта не закончено до тех пор, пока представители торговли не довели его до покупателя и продажа состоялась, что являет собой «завершающий акт общественного производства».

Воображаемому статическому общественному производству присущ неизменный характер операций, связанных с постоянным выпуском одних и тех же видов благ при прежних технологических процессах, видах орудий и материалов, не позволяющих ни увеличивать, ни уменьшать величину доставляемого производством богатства. В состоянии социально-статического производства земля возделывается одними и теми же орудиями и получается один и тот же вид урожая, а на фабриках работают с теми же машинами и материалами, т.е. ничего не меняется в способе производства богатства или, другими словами, производительный организм сохраняет свою форму неизменной.

Итак, в состоянии статики можно констатировать движение как бы в замкнутой системе, что предопределяет равновесность и стабильность экономики.

Общие виды изменений, которые образуют динамические условия, дестабилизирующие экономику:

  1. увеличение населения;
  2. рост капитала;
  3. улучшение методов производства;
  4. изменение форм промышленных предприятий;
  5. выживание более производительных предприятий вместо устраняемых менее производительных.

Кларк излагает предположение о том, что люди еще до окончания XX в. будут знать о последствиях, к которым приводят факторы динамического состояния общества, и произойдет это благодаря «чистой теории экономической динамики», позволяющей провести качественный анализ явлений изменчивости и перенести теорию в новую плоскость, расширив во много раз предмет политической экономии.

Кларк оперирует такими категориями, как «предельный рабочий», «предельный характер работы», «предельная полезность», «конечная полезность», «предельная производительность», и другими. Он всецело принимает и принцип приоритетности микроэкономического анализа, утверждая, в частности, что «жизнь Робинзона была введена в экономическое исследование вовсе не потому, что она важна сама по себе, а потому, что принципы, управляющие хозяйством изолированного индивидуума, продолжают руководить и экономикой современного государства».

Главная заслуга Кларка состоит в разработке концепции распределения доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства, которую в экономической литературе называют законом предельной производительности Кларка.

По мнению ученого, этот закон имеет место в условиях свободной (совершенной) конкуренции, когда мобильность всех хозяйствующих субъектов способствует достижению параметров равновесия экономики.

Кларк решил сосредоточиться на принципе убывающей предельной производительности однородных, т.е.

обладающих одинаковой эффективностью, факторов производства. Это означает, что при неизменной капиталовооруженности предельная производительность труда начнет снижаться с каждым вновь привлеченным работником и, наоборот, при неизменной численности работающих предельная производительность труда может быть выше только благодаря возросшей капиталовооруженности.

Построив разработку своей теории предельной производительности на микроуровне и в основном на примере свободно функционирующего конкурентного предприятия Кларк утверждает о существовании некой «зоны безразличия» или «предельной сферы», которая в сфере работы каждого предприятия считается контролируемой.

В принципе из «закона» предельной производительности Кларка возможен удручающий вывод о том, что цена фактора производства обусловлена ее относительной дефицитностью. Это, в частности, наводит на мысль, что «справедливая заработная плата» всегда соответствует предельной производительности труда, а последняя может быть относительно ниже другого более производительного фактора, т.е. капитала.

Суть «закона» Кларка сводится к следующему: фактор производства - труд или капитал - может приращиваться до тех пор, пока стоимость продукта, производимого этим фактором, не сравняется с его же ценой (например, численность работающих на предприятии возможно увеличивать лишь до определенного предела, т.е. пока данный фактор не вступил в «зону безразличия»).

Действие этого «закона» в практике хозяйствования предполагает, что стимул увеличивать фактор производства исчерпывает себя, когда цена этого фактора начинает превышать возможные доходы предпринимателя.

Источник — Т.А.Фролова История экономических учений: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2004
http://ru.wikipedia.org/

Все теоретические статьи

CATBACK.RU 2010-2017

Оно возникло в 70-80-х гг. XIX в., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охаракте­ризовать как разрыв постепенности и нарушение преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У. С. Дже-вонса, которого впоследствии поддержали те, кого сегодня называют основателями неоклассического направления, - Л. Вальрас, В. Па-рето, И. Фишер и др. Отличительной характеристикой этой плеяды исследователей является активное внедрение формально-математи­ческих методов в экономическую теорию. Стремление внести в эко­номическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма соци­ально нейтральной.

Неоклассическое направление включает в себя целый ряд школ: австрийскую (математическую), кембриджскую, чикагскую и др.

Особый интерес представляет австрийская школа.

Австрийская школа - это субъективно-психологическое направ­ление в политэкономии, разработавшее в борьбе с теорией трудо­вой стоимости потребительскую версию ценообразования в фор­ме теории предельной полезности.

Австрийская школа пыталась преодолеть односторонность теории трудовой стоимости, не давшей анализа роли потребителя (покупате­ля) в процессе формирования рыночной стоимости и цены товара. По­ворот от господствовавшей в классической и марксистской школах до 80-х гг. XIX в. «производственной версии» ценообразования был столь значительным, что он получил в экономической литературе наимено­вание маржиналистской революции (фр. marginal - предельный).

Авторы данной концепции для исследования экономических про­цессов стали использовать особый инструментарий - изучение так называемых предельных величин: предельной полезности, предельной производительности, предельного продукта и т. д.

Дальнейшее развитие теория предельной полезности получила в тру­дах А. Маршалла, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера.

Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ре­сурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть соци­альную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина «политическая экономия» в пользу «экономике». Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Мар­шалл (1842-1924), издавший книгу «Принципы экономики».

Особое внимание австрийская школа обращает на исследование роли потребителя в процессе ценообразования.

Все экономические явления эта школа исследует с точки зрения примата сферы потребле­ния по отношению к сфере производства. Теория субъективной цен­ности и предельной полезности ставит ценность хозяйственных благ, а в конечном счете и их цены в зависимость от степени удовлетворе­ния потребностей человека в этих благах. Именно потребители на рынке своим выбором определяют, какой труд товаропроизводителей является общественно необходимым, а какой нет. Если товаров про­изведено больше, чем это необходимо для потребителя, труд, пошед­ший на их изготовление, не становится общественно необходимым и не образует стоимости.

Вместе с тем, абсолютизируя роль потребителей и фактически игно­рируя значение труда товаропроизводителей в процессе ценообразова­ния, австрийская школа дает односторонние знания стоимости и цены.

С маржиналистской революции начался пересмотр предмета эко­номической теории. Если в центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства , то в центре неоклассиче­ской теории оказалось изучение поведения отдельной фирмы, макси­мизирующей свою прибыль, и отдельного потребителя, «экономиче­ского человека» (homo economicus), который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты.

Такой подход получил название микроэкономического.

В рамках неоклассического направления появилось и развивается множество различного рода теорий: либерализм, монетаризм, теории «экономики предложения», «рациональных ожиданий», «экономи­ческого роста», «общего экономического равновесия», «экономики благосостояния» и др.

Обратимся к двум из них.

Либерализм - это экономическая доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой является та, которая основана на частной собственности на средства производства и гаранти­рует свободу личной инициативы экономических субъектов.

Либерализм возник как теория, отвергающая необходимость широ­кого вмешательства государства в экономическую жизнь. Он родился еще в XVIII в. в условиях промышленной революции и стал офици- альной доктриной государств, вставших на путь промышленного раз­вития. Главными теоретиками концепции современного либерализма (неолиберализма) являются Л. Мизес (1881-1973) и Ф. Хайек (1899-1992). В отличие от своих предшественников неолибералы оценивают процессы хозяйственной жизни не с микроэкономических позиций, а с точки зрения национальной экономики в целом (макроэкономика). Неолиберализм оставляет государству только те функции, которые ры­нок не может осуществлять (например, производство общественных благ), а также функции, необходимые для создания структуры, в рам­ках которой частные предприятия и рынки могли бы эффективно функ­ционировать (например, законодательство, определяющее права соб­ственности и юридически закрепляющее антимонопольную политику).

На позиции либерализма медленно, но неуклонно переходит совре­менная Россия.

Монетаризм - это экономическая теория, в соответствии с ко­торой денежная масса, находящаяся в обращении, играет опреде­ляющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики.

Основоположник монетаризма - создатель Чикагской школы, лау­реат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. американский уче­ный Милтон Фридмен. Его рекомендации использовались в 1960-1970-е гг. в США, Великобритании, ФРГ, Чили и других странах. В России неудачные монетаристские преобразования в начале 90-х гг.

Неоклассическое направление экономической теории

XX в. предпринимались Е. Гайдаром. Монетаристы допускают вмеша­тельство государства в экономику, но роль его сводят только к контро­лю над денежной массой.

Теоретические постулаты неоклассической школы можно подыто­жить несколькими выводами:

1. Отвергнув марксистский, классовый подход в изучении эконо­мики, неоклассики стремились исследовать «чистую экономи­ку», отвлекаясь от характера общественных отношений, в рамках которых она организована.

2. Отошли от изучения объективно действующих законов, сконцен­трировав внимание на изучении внешних форм проявления этих законов, их поверхностного среза. К примеру, неоклассики из­учают количественные пропорции между спросом и предложе­нием, которые есть не что иное, как внешнее проявление закона стоимости, открытого представителями классической школы.

3. Используя принцип А. Смита «laissezfaire» - «ласэ фэр» («предо­ставьте свободу действовать»), т. е. невмешательства государства в экономику, неоклассики ратовали за рыночный, а не государст-

венный механизм установления равновесия между производ­ством и потреблением, выступали за свободу частного предпри­нимательства.

4. Используя микроэкономический подход к описанию экономики, они перешли от трудовой оценки стоимости товара к субъектив­ной теории предельной полезности, поставив в центр своих ис­следований субъективно-психологические мотивы поведения от­дельных хозяйствующих субъектов.

5. Неоклассики заложили базу для более поздних теорий, которые ныне составляют «новый классический экономике», лежащий в основе курса, преподаваемого во всех университетах мира под названием «мейнстрим» (mainstream - основное течение).

Маржиналистский подход неоклассиков имеет существенное не­гативное качество: он излишне математизирован, переполнен аб­страктными аб­страктными рассуждениями, перегружен графиками, формула­ми. А главное - несоциален.

Интерес к неоклассической теории, отстаивающей свободу пред­принимательства и ограничивающей вмешательство государства в эко­номику, волнообразен: усиливается в периоды поступательного раз­вития экономики и затухает в периоды экономических неурядиц. «Первые звонки» о своей несостоятельности неоклассические идеи получили в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

Как реакция на неспособность неоклассической теории ответить на вопрос о причинах кризиса и путях стабилизации экономики появля­ется кейнсианство.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 166 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Неоклассическая теория (школа) (англ. neoclassical economics) – направление экономической мысли, отражающее идеи классической политической экономии (см. Классическая теория) и их дальнейшую эволюцию и развитие в рамках маржиналистской школы (см. Маржинализм), неолиберальной, монетарной (см. Монетаризм) и других концепций современного консерватизма.

Впервые понятие неоклассическая теория появилось в конце XIX в. в отношении представителей маржинализма второй волны. Для неоклассической школы характерна поддержка идеи экономического либерализма, которая заключается в минимальном вмешательстве государства в рыночную систему свободной конкуренции.

Представители неоклассической школы (Дж.Б.Кларк, Ф.И.Эджуорт, И.Фишер, У.Джевонс, К.Менгер, И.Тюнен, А.Маршалл, В.Парето, Л.Вальрас, К.Викселль) рассматривают рыночную систему как саморегулируемую, самонастраиваемую и наиболее экономически эффективную из всех известных человечеству. В рамках представлений неоклассической школы Л.Вальрас разработал модель конкурентного равновесия.

Неоклассическая теория экономики, неоклассицизм - возникшее в конце XIX в. течение экономической мысли, которое можно считать началом современной экономической науки. Оно произвело так называемую маржиналистскую революцию в классической экономике минувшего столетия, которая была представлена такими именами как А.Смит, Д.Рикардо, Дж.Милль, К.Маркс и другими.

Маржиналистская революция означает следующее: «Неоклассики» развили инструментарий предельного анализа экономики, прежде всего понятие предельной полезности, практически одновременно открытое У.Джевонсом, К.Менгером и Л.Вальрасом, а также предельной производительности, которое использовалось и некоторыми представителями классической экономики, например, И.Тюненом. Среди крупнейших представителей неоклассицизма, кроме названных, Дж.Кларк, Ф.Эджеворт, И. Фишер, А.Маршалл, В.Парето, К.Викселль. Они подчеркивали значение дефицитности благ для определения их цены, заложили общее представление о сути оптимального распределения (заданных) ресурсов. При этом они исходили из теорем предельного анализа, определяя условия оптимального выбора благ, оптимальной структуры производства, оптимальной интенсивности использования факторов, оптимального момента времени (процентной ставки). Все эти понятия суммируются в главном критерии: субъективные и объективные нормы замещения между любыми двумя благами (продуктами или ресурсами) должны быть равны для всех домашних хозяйств и всех производственных единиц соответственно, и эти субъективные и объективные соотношения должны равняться друг другу. В дополнение к этим основным условиям исследовались условия второго порядка - закон убывающей отдачи, а также система ранжирования индивидуальных полезностей и др.

По-видимому, главным достижением этой школы является разработанная Вальрасом модель конкурентного равновесия.

Неоклассическое направление экономической теории (стр. 1 из 6)

Тем не менее, в целом для неоклассической теории экономики характерен микроэкономический подход к экономическим явлениям, в отличие от кейнсианства, в теории которого доминирует макроэкономический подход.

Неоклассики заложили базу для более поздних экономических концепций, таких как теория экономики благосостояния, теория экономического роста. Эти концепции иногда называют «современной неоклассической школой». Ряд экономистов недавнего времени попытались также соединить некоторые положения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства - это течение получило название неоклассического синтеза.

Идеи неоклассической теории экономики наиболее полно были изложены в «Принципах экономической теории» А.Маршалла, которые «… должны быть признаны одной из наиболее долговечных и жизнеспособных книг в истории экономической науки: это единственный трактат XIX в. по экономической теории, который все еще продается сотнями каждый год и который все еще с большой пользой может быть прочитан современным читателем».

Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы.

Неоклассическое направление исследует поведение т.

н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа - предельные величины. Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов,экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.

Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842-1924). А.Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).

В своей теории цены А.Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

Неоклассическая экономическая теория так же, как и классики исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

Основные идеи:

1) Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия;

2) Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики.

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1677 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

План занятия

1. Экономическое учение А. Маршалла.

2. Экономические взгляды Дж. Б. Кларка – основателя американской школы маржинализма.

3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето.

Под неоклассическим направлением в экономической науке принято называть ряд направлений и школ, признающих воздействие на формирование цены, как издержек производства, так и предельной полезности благ. То есть, это направление можно считать сочетанием классического и маржиналистского подхода к анализу экономических явлений.

Неоклассическое направление в экономической науке рассматривается также как второй этап «маржиналистской революции».

Неоклассическое направление является до настоящего времени лидирующим в экономической науке.

Формирование неоклассического направления связано с именем выдающегося английского экономиста А. Маршалла.

Альфред Маршалл (1842-1924 гг.) получил образование в Кембриджском университете, изучал математику. Окончив с отличием университет, был оставлен в нем преподавателем. Преподавал политэкономию более 40 лет, досконально изучил предмет, но у него появились и собственные идеи. Идеи эти были настолько глубокие, что он полностью переписал курс политической экономии и даже назвал предмет по-другому: «экономикс».

Издав в 1890 году свое главное произведение «Принципы экономической науки» («Principles of Economics»), он не только открыл новую эпоху в экономической теории, но и изменил само название науки. «Экономикс» – так она стала называться и называется до настоящего времени.

Предмет своего исследования Маршалл определил так: «Экономическая наука занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает сферу индивидуальных и общественных действий, связанную с созданием материальных основ благосостояния». То есть, в теории Маршалла сочетаются исследование богатства и исследование человека, его поведение связанное с созданием и распределением богатства.

Указанные выше действия Маршалл рассматривает с позиций идеальной модели хозяйствования, т.е. в условиях совершенной конкуренции, а само название предмета подразумевает экономию или максимизацию, т.е. достижение наибольшего результата при оптимальных затратах.

При этом Маршалл признает «плохое распределение национального дивиденда (читай: национального дохода)» в современном ему обществе, но он против равного распределения. Неравномерность богатства – серьезный дефект общества, но уменьшение этой неравномерности может осуществляться лишь средствами, не подрывающими мотивов свободной инициативы.

Центральное место в исследованиях Маршалла – проблема свободного ценообразования в условиях рынка. Рыночная цена, утверждает он – это результат взаимодействия цены спроса, основанной на предельной полезности и цены предложения, основанной на предельных издержках.


С величиной цены связаны, прежде всего, спрос и предложение. С понижением цены спрос растет, с повышением цены спрос понижается. Предложение – наоборот. В точке равновесия спроса и предложения возникает равновесная цена. Колебание цены вокруг точки равновесия и достижение этой точки есть движение к общему равновесию в экономике.

Маршалл впервые вводит в экономический анализ понятие эластичности спроса, или показатель зависимости объема спроса от изменения цены.

Понятие предельные издержки производства было успешно использовано Маршаллом для выявления закономерностей изменения удельных издержек производства от увеличения объемов производства. Увеличение объемов производства, как правило, приводит к снижению удельных издержек, однако это явление не абсолютно. Впоследствии на основе этого заключения были сделаны выводы об оптимальном объеме производства, при котором удельные издержки будут наименьшими.

Маршалл также внес существенное дополнение в теорию процента. Величина процентной ставки, по его представлению, определяется соотношением спроса и предложения на капитал, но также психологией человека, старающегося сберегать больше или меньше, если это лишь обещает, по его предположениям, больший или меньший доход в будущем.

Это последнее положение, одно из немногих, было использовано впоследствии Дж. М. Кейнсом, который может считаться учеником А. Маршалла.

Джон Бейтс Кларк (1847-1936 гг.). Родился в Америке, но образование получил в Европе. Преподавал экономику в Колумбийском университете.

Два фундаментальных труда:

– «Философия богатства» – 1886 г.

– «Распределение богатства» – 1899 г.

Богатство, в представлении Д. Кларка – это количественно ограниченные источники материального человеческого благосостояния. Богатство при совершенной конкуренции закономерно распределяется между факторами производства. Каждый фактор производства получает при этом ту долю богатства, которую сам производит. А разложение всего дохода общества на различные виды (заработную плату, прибыль и процент) и есть предмет экономической науки. Виды дохода получаются соответственно за выполнение работы, за предоставление капитала и за регулирование заработной платы и процента. При определении доли каждого ни один из классов общества не должен иметь претензий друг к другу. А завершающим этапом общественного производства является окончательная реализация продукта (продажа потребителю). В этом кратком изложении ключевых идей и трактовок Д. Кларка ясно видно движение экономической мысли от простого к сложному, от наметок идей к их детальной проработке.

Отметим еще два важных положения учения Кларка.

Учение о статике и динамике. Здесь присутствует вполне обоснованная аналогия с теоретической механикой, но все же метод, углубляющий именно экономический анализ, движение от менее сложного уровня анализа к более сложному.

Сначала рассматриваются проявления богатства. Затем – экономическая статика – рассматривается то, что происходит с богатством впоследствии, и, наконец, – экономическая динамика – что происходит с богатством при условиях, когда общество меняет форму и способы деятельности.

Изучив экономику в статике, установим закономерности ее равновесия. Затем вводим факторы, нарушающие это равновесие, их, в основном, пять:

– рост населения;

– рост капитала;

– совершенствование приемов производства;

– изменение форм предприятий;

– выживание более производительных предприятий и устранение менее производительных.

После этого возникает возможность построения приближенной к реальности модели динамичной экономики

Этот подход оказался плодотворным и впоследствии был положен в основу концепций ученых Н. Кондратьева и Й. Шумпетера.

«Закон Кларка» или закон предельной производительности факторов производства. В соответствии с этим законом распределение доходов осуществляется на основе предельных цен факторов производства. Закон действует в условиях совершенной конкуренции и означает, что при неизменной капиталовооруженности производства производительность труда снижается с привлечением каждого дополнительного рабочего, а при постоянной численности рабочих производительность труда может возрасти только при увеличении капиталовооружености.

Доли в распределении произведенного продукта зависят от конечной производительности факторов. Заработная плата, например, продуктом конечного приращения труда, и при условии действия совершенной конкуренции рабочие получают в виде заработной платы полный продукт своего труда. Это положение весьма спорно. И впоследствии подверглось критике отнюдь не со стороны марксистов, его не принял Б. Селигмен, с ним не согласен М. Блауг.

Тем не менее, «закон Кларка» утверждал о полной «социальной гармонии» в современном ему обществе. Однако при всем том дал направление более поздним теориям оптимизации структуры издержек производства. Это – его сильная сторона закона и безусловное достижение Д. Кларка.

Вильфредо Парето (1848-1923 гг.) – итальянский экономист. Родился в Париже, но образование получил в Туринском политехническом университете. Затем – успешная карьера на инженерном поприще, затем – должность главного управляющего металлургическими заводами Италии.

В 1891 г. он проявил интерес к экономическим трудам Л. Вальраса, познакомился с ним лично и пишет ряд статей на экономические темы. В 1892 году Вальрас предлагает ему кафедру политической экономии в Лозаннском университете, и В. Парето навсегда становится экономистом.

Основные труды – «Курс политической экономии» (1898 г.), «Учение политэкономии» (1906 г.), «Трактат по общей социологии» (1916 г.).

Уже из биографии и перечня трудов видно, что В. Парето не мог не отличаться широтой взглядов, что в экономические исследования он вложил не только свой богатый практический опыт, но также хорошее знание социологии.

Основное направление экономических исследований В. Парето – общее экономическое равновесие, проблема основы экономического равновесия. Вальрас, как казалось, навсегда установил, что основой равновесия является полезность благ. В. Парето считая, что полезность для каждого индивидуальна и сравнение полезностей невозможно, предлагает следующую модель. В качестве основы равновесия берется не стремление к достижению максимальной полезности, а соотношение предпочтений индивидов по отдельным слоям населения. Отрицая возможность количественного измерения полезности, он использует для анализа «кривые безразличия», отражающие суммарные полезности товаров в различных сочетаниях их комбинаций и предпочтение одних комбинаций другим.

«Кривые безразличия» позволяют выразить предпочтения потребителя и построить с их использованием реальную модель экономического равновесия. Позиция, высоко оцененная впоследствии В. Леонтьевым.

«Оптимум Парето» (или «Парето – оптимум») применим для оценки оптимальности решений по максимизации прибыли.

Литература по теме

  1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994.
  2. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.- Прогресс,1993.
  3. Самин Д. К. Сто великих ученых М.: Вече, 2000.
  4. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2004.

Вопросы и задания

  1. В чем состоит метод «частичного равновесия»
  2. Дайте оценку анализа полезности и спроса
  3. Дайте оценку анализа издержек и предложения
  4. В чем взаимосвязь равновесной цены и фактором времени
  5. Какие элементы «теории благосостояния» использует А. Маршалл?
  6. Как Маршалл относится к государственному вмешательству и проблеме монополии?

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, ведущее направление современной экономической теории, которое продолжает традиции маржиналистской теории 19 в. (см. в ст. История экономической науки). Правда, название "неоклассическая" означает нечто иное. Предложивший этот термин американский экономист Торстейн Веблен (1857-1929) считал, что экономисты - сторонники маржинализма - развивают учение представителей классической политической экономии. (Веблен не любил ни тех ни других и противопоставлял им институциональное направление; см. Институционализм.) В то же время, один из наиболее крупных представителей маржинализма Альфред Маршалл (1842-1924) любил подчёркивать некоторые элементы преемственности между его теорией и английской классической политической экономией. Действительно, в его книге "Принципы экономической науки" есть некоторые, хотя и не очень значительные, пересечения с теориями "классиков". Так или иначе, термин "неоклассическая теория" утвердился и любой современный экономист знает, что он обозначает.

Наиболее известные представители неоклассической теории: Альфред Маршалл (Великобритания), Леон Вальрас (Швейцария), Джон Бейтс Кларк (США), Кнут Викселль (Швеция), затем американские экономисты Пол Сэмюэлсон (Самуэльсон), Кеннет Эрроу, Гари Беккер и др. К неоклассикам относится значительное большинство современных экономистов в мире. На основе неоклассической теории написаны все курсы микроэкономики, изучаемые в университетах и школах. Основными предпосылками, из которых исходит неоклассическая теория, можно назвать предпосылки о рациональности человека и равновесности мира. Рациональность человека означает, что в своей деятельности он стремится достичь максимального значения некоторой функции, которую принято называть целевой. Такой функцией может быть полезность для потребителя или прибыль для фирмы. Принцип максимизации целевой функции позволил применить к экономическим проблемам математические инструменты анализа, потому что математики хорошо умеют решать задачи на нахождение максимума функций.

Предпосылка равновесности означает, что экономисты анализируют состояние, являющееся наилучшим (оптимальным) для всех участников, так что никто из них не стремится его изменить. Маржиналисты как бы отвечают на вопрос: "Как устроен мир, если предположить, что его устройство оптимально?"

Для неоклассической теории характерно употребление так называемых предельных величин: предельной полезности, предельной выручки, предельных издержек, предельной производительности и т.д. Напр., когда потребитель покупает дополнительную единицу блага - скажем, батон хлеба, -его оценка важности этого батона (его предельная полезность) зависит оттого, сколько хлеба у него есть дома (чем меньше у нас единиц блага, тем больше его предельная полезность) и насколько он в данный момент голоден. Именно предельная полезность батона определяет, сколько покупатель готов за него заплатить (цену спроса).

Когда производитель, плетущий корзины на продажу, решает, не пора ли ему остановиться, он сравнивает пользу от денег, которые получит от продажи дополнительно сделанной им корзины (предельной выручки) и затраты труда и материалов, необходимых для её изготовления (предельные издержки). Как только вторая величина сравняется с первой, он перестанет плести корзины, т. е. этим будет определяться предложение его продукта. Таким образом, предельные величины в неоклассической теории играют главную роль в решениях, которые люди принимают в своей экономической деятельности.

Что касается теории распределения дохода, которая вызывала такие страсти в эпоху Д. Рикардо и К. Маркса, то неоклассики решают её просто и мирным путём: владелец всякого фактора производства получает доход, равный предельной производительности этого фактора (т.е. продукту, произведённому дополнительно нанятым рабочим или дополнительной единицей капитала).

Для неоклассической теории характерен также анализ любого рынка с помощью кривых спроса и предложения, точка пересечения которых определяет равновесную цену и равновесное количество блага. Неоклассическая теория (правда, с неодинаковым успехом) применяется в настоящее время практически ко всем проблемам экономической науки: микроэкономическим, макроэкономическим и, казалось бы, к вовсе не экономическим проблемам - преступности, брака и семьи, здравоохранения И пр. В. С. Автономов.