Задания по немецкому языку на тему знакомство. Подвижные игры для детей на

Все предлагаемые игры показали на практике свою эффективность. Они отличаются универсальностью и адаптивностью, так как в данных играх можно отрабатывать и лексический и грамматический материал. Именно эти аспекты иностранного языка являются проблемными. Количество вариантов зависит от творчества учителя.
1. Игра «Бутылочка»
Данная игра незаменима при закреплении грамматического материала, например, степени сравнения прилагательных.
На столе, вокруг которого стоят учащиеся, лежат стопкой карточки. На каждой написано прилагательное в положительной степени. Ведущий крутит бутылочку и спрашивает:
- Wer ist bei uns am schönsten? (Если на карточке было написано schön.)
Допустим, бутылочка указала на Анну. Все учащиеся говорят ей хором:
- Anja ist bei uns am schönsten.
Анна забирает карточку с прилагательным, крутит бутылочку и задает вопрос, изменив прилагательное с другой карточки.
Также можно тренировать вопрос: -Wann wurde…gegründet?
Надо написать на карточках название города и век основания.
Можно в этой же игре тренировать вопрос -Was nimmst du mit? в теме «Подготовка к путешествию». Здесь тренируется винительный падеж (неопределенный артикль): - Ich nehme ein/ eine/ einen … на карточках надо написать предметы одежды.
2. Игра «Кубики»
Цель: закрепление спряжения глаголов и их временных форм.
Необходимо смастерить из картона кубики разной величины. На гранях одного кубика написать местоимения, на другом кубике модальные глаголы, на третьем – глаголы, которые надо выучить. Учащийся бросает кубики и составляет предложение из выпавших слов. Использовать можно только два кубика. Вариантов данной игры множество, все зависит от творчества учителя.
3. Игра «Цепочка»
Эта игра также разнообразна в применении. Особенно хорошо «Цепочка» подходит при изучении слов и тренировки внимания и памяти. Например, в 7 классе в теме «Город» можно потренировать вопрос –Womit fährst du?
Первый ученик, Андрей, говорит: -Ich fahre mit dem Bus. Und du Anja? Womit fährst du?
- Ich fahre mit dem Auto. Andrej fährt mit dem Bus. Und du …? и т.д.
Последний в цепочке перечисляет всех, кто на чем едет.
4. Игра «Правое место от меня»
Учащиеся сидят в кругу, один стул пустой. Игрок, справа от которого стоит этот стул, говорит: -Mein rechter, rechter Platz ist leer. Ich rufe mir Anja her.
Тот, кого вызвали, садится на стул и выполняет задание ведущего. Здесь могут быть задания любой направленности: ответы на вопросы, высказывание мнения, лексический и грамматический материал.
5. Игра «Память»
В этой игре тренируется не только лексический материал, но и грамматический.
Парные карточки, на одной - значение слова, на другой - соответствующая картинка, выкладываются рядами на стол лицевой частью вниз. Первый игрок переворачивает пару карточек, проговаривает слова. Если карточки оказались непарными, то их переворачивают снова, и ход переходит другому игроку. Если карточки совпали, то игрок имеет право на дополнительный ход. Побеждает игрок, набравший больше карточек. У него лучшая память.
Грамматический вариант игры:
Настоящее время – будущее время на лексическом материале темы «Auf dem Lande» 7 класс.
6. Игра «Домино»
Самый лучший вариант, если учащиеся сами изготовят домино из картона. Принцип игры – сопоставление картинки со словом. Можно сопоставлять не только существительные с соответствующими картинками, но и формы глагола, например, Infinitiv – Partizip II, Infinitiv – Präteritum.
7. Игра «Тримино»
Игроки распределяют между собой карточки, на которых написаны прилагательные в разных степенях сравнения. Первый игрок хочет собрать три формы прилагательного schön и обращается к соседу с вопросом:
- Hast du die Karte mit “schöner”?
- Ja.
- Gib mir bitte.
Если у соседа нет нужной карточки (обманывать нельзя), то ход переходит другому игроку. Выигрывает тот, кто собрал больше тройных карточек. В этой игре тренируются не только степени сравнения, но и повелительное наклонение, соблюдение этикетных норм. Можно в обращениях использовать фразы: - Schade, … Es tut mir leid, .. Danke. Bitte.
Эта игра адаптируется на три формы глагола.
Страноведческий материал также хорошо закрепляется в этой игре, только на карточках будут изображены достопримечательности, реки, горы и т.д.
8. Игра «Я вижу то, что ты не видишь» («Ich sehe das, was du nicht siehst»)
Для этой игры нужен плакат, коллаж с множеством различных предметов в ярком исполнении. Учащийся загадывает предмет с плаката, другие должны отгадать. Они задают вопросы, касающиеся формы, цвета, размера, принадлежности этого предмета. Игрок отвечает односложно Ja/Nein.
Вместо коллажа можно использовать наголовники с картинкой конкретного предмета. Только теперь предмет видят все, а отгадывает игрок с головным убором.
9. Игра «Бинго»
При изучении чисел учащимся предлагается нарисовать поле из девяти клеток и записать в них любые цифры от 1 до 15. можно взять другой диапазон. Учитель произносит числа вразнобой. Учащиеся зачеркивают услышанное число. Кто первый зачеркнул все числа, говорит «Бинго» и игра прекращается. Учащийся зачитывает свои цифры вслух, чтобы доказать, что он все правильно сделал.
По аналогии числового бинго проводится буквенное бинго.
10. Игра «Фруктовый салат» («Obstsalat»)
Дети сидят в кругу. Каждому ребенку дается название фруктов. Ведущий стоит в центре и выкрикивает 1 или 2 сорта фруктов. Названные фрукты должны поменяться местами. Ведущий тоже пытается занять место. Кто не нашел место, становится ведущим. Если прозвучит слово «Obstsalat», все должны поменяться местами.
Эту игру можно применять к различным темам при изучении лексики, например «Verkehrsmittel», «Tiere», «Gemüse», «Geschirr».
11. Игра «Вода – земля – воздух» («Wasser – Erde – Luft»)
Цель: повторение существительных, психологическая разрядка.
Ведущий кидает мяч и называет одно из мест обитания: Wasser, Erdе, Luft .
Тот, кто поймает мяч, должен назвать животное, там обитающее. Если ведущий говорит слово „Feuer“, все встают и меняются стульями.
12. Игра «Моя тетушка Ло всегда делает так» («Meine Tante Lo macht es immer so»)
Все стоят в кругу. Ведущий говорит: «Meine Tante Lo macht immer so» и показывает любое движение. Все повторяют. Следующий говорит те же слова и вводит новое движение и т.д.
13. Игра «Живая азбука» («Menschen-ABC»)
Цель: контроль усвоения алфавита.
Необходимо приготовить 26 букв на отдельных карточках в двух экземплярах. Учащиеся делятся на 2 команды. Из каждой команды по 1 ученику берут карту с буквой и занимают место в своей команде согласно месту в алфавите. Если количество игроков небольшое, можно регулировать количество букв в игровом наборе.
14. Игра «Звезда»
Из картона вырезается звезда с шестью лучами, расчерчивается на треугольники и на гранях треугольников пишутся парные предложения: одно в настоящем времени, другое в прошедшем разговорном.


Звезду надо разрезать на треугольники. Учащиеся собирают звезду, сопоставляя предложения.
15. Игра «Предложение-машина»
Замечательная игра для учащихся визуалов и кинестетиков. Подобную машину можно изготовить на такой грамматический материал, как спряжение, склонение.


16. Игра «Магический квадрат»
Обучающиеся ищут слова на буквенном поле. Игра адаптируется на лексический и грамматический материал.
Задание: найдите названия продуктов, обведите карандашом, выпишите в тетрадку.
M O H R R Ü B E Z Q
O B K Ä S E U I W K
N R T E E Q T S I U
T O M A T E T U E C
A T P I L Z E P B H
G U R K E X R P E E
K A R T O F F E L N
O U Z U C K E R R L
H M I L C H M O K Z
L S A L A T U E I L
Задание: найдите на поле глаголы в одной из трех форм, обведите карандашом, запишите глагол в соответствующую графу, допишите недостающие формы.


17. Разминка

Mit den Handen klapp, klapp, klapp,
Mit den Fussen trapp, trapp, trapp,
Einmal hin, einmal her,

Mit dem Kopfchen nick, nick, nick,
Mit dem Finger tick, tick, tick,
Einmal hin, einmal her,
Rundherum, das ist nicht schwer.

18. Игра «Охота на медведя» («Barenjagd»)
Все сидят в кругу. Учитель говорит каждую строку четко, ритмично, сопровождая соответствующим движением. Дети повторяют.
Каждый раз в игру вводятся новые слова.

Wir gehen auf Bärenjagd.
Wer kommt mit?
Wir haben keine Angst!
Denn wir sind bärenstark!
Seht, da ist ein Fluss! (ein Moor, ein Dschungel, ein Berg, …)
Ich kann nicht oben drüber,
Ich kann nicht unten durch,
Ich kann nicht außen rum,
Ich muss mitten durch!
Schluss:
Uh… was ist denn das?
Das ist ja ganz warm.
Das ist ja ganz weich.
Das hat ja zwei gelbe Augen!
Hilfe!
Das ist ja ein Bär!
Ahhh!

19. Игра «Непогода» («Unwetter»)
Дети сидят за столом, говорят фразу и выполняют следующие движения:
«Es tröpfelt» - двумя пальцами стучат по столу;
«Es regnet» - всеми пальцами;
«Es ist windig» - качают руками;
«Es blitzt» - показывают в воздухе всполохи молнии;
«Es donnert» - стучат кулаками о крышку стола;
«Es schneit» - показывают падение снежинок;
«Alle laufen schnell nach Hause» - спрятать руки за спину;
«Und morgen scheint die Sonne wieder» - описывают руками большой круг в воздухе.
20. Игра «Погода хорошая! Что я делаю?» («Das Wetter ist schon. Was mache ich?»)
Все идут друг за другом в круге. Учитель начинает игру: «Das Wetter ist schon. Was mache ich? Ich schwimme.» и выполняет движения пловца. Все повторяют движения. «Und du, Olja?» Оля говорит «Ich spiele Tennis» и показывает соответствующее движение, все повторяют. «Und du, Oleg?». Возможные фразы:
Ich laufe Schi.
Ich laufe Schlittschuh.
Ich spiele Fußball.
Ich gehe spazieren.
Ich laufe.
Ich springe.

Viel Spass!
Список использованной литературы

1. Spier, Anna. Mit Spielen Deutsch lernen / Anna Spier. - Cornelsen Verlag Scriptor, 1992. – 94 S.
2. Kauka, Rolf u. a. Wörter –und Buchstabenspiele / Rolf Kauka, Erich Pabel, Arthur Moewig. - KG, Rastatt, 1993. – 124S.
3. Bohn, Reiner. Probleme der Wortschatzarbeit /Reiner Bohn. – München: Goethe-Institut, 2000. – 192 S.
4. Dahlhaus, Barbara. Fertigkeit Hören / Barbara Dahlhaus. – München: Goethe-Institut, 1994. – 192 S.
5. Funk, Hermann. Grammatik lehren und lernen / Hermann Funk, Michael Koenig. – München: Goethe-Institut, 1991 – 160 S.

Лексические игры

1) Игра в города

Цель: активизация словаря учащихся.

Материал: бумага, ручка.

Ход игры: учащимся предлагается начертить таблицу в тетрадях. Затем называется любая буква. Учащиеся должны заполнить таблицу, вспомнив слова, начинающиеся с этой буквы.

Tätigkeitswort

Dingwort

Stadt

Kleidung

Tier

singen

..

Suppe

.

Slawgorod

Sandalen

Sau

1). Цепочка

Учащиеся садятся в круг. Учитель или ведущий начинает: ” Ich packe meinen Koffer und lege einen Fotoapparat hinein .” Можно использовать какие-либо другие похожие формулировки: Mein Pullover ist grau . Каждый игрок дополняет к уже названному предмету ещё какую-нибудь вещь или предмет. Например : “Ich packe meinen Koffer und lege einen Fotoapparat, einen Apfel hinein“ (Dein Pullover ist grau und meine Hose ist schwarz)

3) Текст из картинок

Цель: развитие навыка монологической речи.

Ход: Работа проводится в микрогруппах. Учащиеся получают набор бумажных фигурок (см. далее). Необходимо расположить фигурки в определенной последовательности, так, чтобы получилась небольшая история.

Например:

Susanne und Klaus wohnen in einem Haus in der Nähe eines Waldes. Am Morgen fahren sie mit dem Bus zur Schule.

5) Этомойнос...

Цель: повторение названий частей тело, развитие внимательности.

Ход: Все становятся в круг. Ведущий показывает на часть тела, но называет при этом другую. Напр.: „ Das ist meine Nase “, а показывает на колено. Игроки должны внимательно слушать и показывать правильно на названную часть тела.

6) Да и нет

Цель: тренировка в назывании действий.

Ход: Учащиеся должны по очереди называть, чем они охотно занимаются. Напр.: Ich spiele Fussball gern . Все остальные вытягивают руку вперед и, если высказывание к ним тоже относится, они поворачиваю большой палец вверх. Если же они это делают неохотно- большой палец указывает вниз.

7) Ме nsch zu Mensch

Цель: повторение названий частей тело, развитие внимательности

Ход: Все становятся в круг по двое. Ведущийначинает : „Mensch zu Mensch wie Ohr zu Ohr“. Пары должны следовать указанию ведущего и стать «ухо к уху». Ведущийпродолжаетдальше : „Mensch zu Mensch wie Fuß zu Fuß“. И далее, называя различные части тела.

8) Hexenpuzzle

Цель: формирование лексического навыка.

Учитель заранее готовит вот такую геометрическую фигуру, состоящую из треугольников или многоугольников. На параллельных гранях пишутся парные слова: антонимы (kalt - hei ß, sch ö n - h äß lich , lustig - traurig), синонимы (laufen - rennen , sch ö n – nett), основные формы глаголов(lernen – gelernt , sprechen - gesprochen) , слово и его перевод (die Blume -цветок, lachen –смеяться) и т.д. Затем фигура разрезается на отдельные треугольники (многоугольники). Учащиеся должны снова составить большую фигуру, подбирая к каждой грани свою пару

Грамматические игры

1) Игра с кубиком

Цель: закрепление спряжения глаголов и их временных форм.

Материал: приготовить кубик, где на каждой из шести сторон будет указано личное местоимение; карточки с глаголами в инфинитиве.

Ход игры: Дети по очереди бросают кубик, где выпадает одно из местоимений. Затем берут карточку с глаголом и изменяют глагольную форму в соответствии с выпавшим местоимением.

Можно усложнить игру и приготовить второй кубик с временными формами глагола. Играющему необходимо изменять глагол не только по лицам, но и учитывать глагольное время.

12) Что ты видишь?

Учащимся предлагается картинка. Используя предлоги „места“ они должны задавать друг другу вопрос «Was siehst du unter, über, … links, …rechts?“

Подвижные языковые игры

1) Игра на внимание „Alles, was Flügel hat, fliegt“

Цель:

Учащиеся кладут руки на стол. Учительговорит «Vögel fliegen, Flugzeuge fliegen, Tauben fliegen, Häuser fliegen“. При этом он поднимает руки, имитируя полет. Ученики делают то же самое, однако лишь в том случае, если названные предметы могут летать. Игра должна проходить в быстром темпе.

2) Лучше всех

Цель: употребление конструкций с модальными глаголами.

Ход: Выбирается ведущий, который сидит в центре. Остальным раздаются карточки с различными глаголами действия (так, чтобы их можно было показать в пантомиме).

Вед : Ich muss hier sitzen die ganze Zeit,

bis jemand kommt und mich befreit.

Все :Wer kann dir helfen, guter Mann?

Вед : Wer am besten (lachen, singen, klatschen, usw.) kann!

3) Приветствие

Цель: эмоциональный настрой.

Учащиеся становятся лицом друг к другу.

Ich gebe dir meine schöne (linke, rechte) Hand (протягиваютруку)

Und einen dicken Kuss dazu (округляютгубки)

Ich mag dich (кладут руку на сердце) wie ein Elefant (показываем большие уши слона)

So gross ! (тянемсявверх) Und immerzu ! (обнимаем друг друга)

4) Живой рассказ

Цель: восприятие речи на слух.

Учитель готовит небольшой рассказ и к нему серию иллюстраций. Учащиеся получают иллюстрации. Затем учитель читает рассказ, учащиеся внимательно слушают. Когда учитель упоминает предмет, изображенный на их иллюстрации, они должны встать у доски. По окончании чтения должна получиться «живая» история в картинках.

5) «Паровозик»

Паровозик, проезжая, прицепляет вагончики, причём вагончик – ученик прицепляется при условии, если, но правильно выполнил задание: назвал предмет, ответил на вопрос.

6) Was haben wir gemacht?

Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи.

Учащимся раздают карточки с различными глаголами. Учащиеся получают 1 минуту времени и задание опросить других участников, что они делают (Was machst du ?). По истечении времени учитель опрашивает всех участников игры: Was macht … ?

7) Wettermassage

Дети показывают сначала на парте пальцами:

Es nieselt, es hagelt, Schauer, Sturm, Sonnenschein

Затем вызывается желающий, дети показывают пальчиками на его спине осадки, он старается отгадать.

8) Wir spielen , wir spielen

Учащиеся поют, сгибая называемый пальчик(и), ручку, кулачок, кивая головой.

Wir spielen, wir spielen

Und fangen lustig an

Und wenn der kleine Finger (der mittlere, der Daumen, der Zeigefinger, der Ringfinger) nicht mehr kann

Dann kommt der … (alle Finger, das ganze Händchen, das Fäustchen, das Füßchen, das Köpfchen) dran…

И куплет повторяется снова.

9) Wasser – Erde – Luft

Цель: повторение существительных, психологическая разрядка.

Ведущий кидает мяч и называет одно из мест обитания: Wasser , Erd е, Luft .

Тот, кто поймает мяч, должен назвать животное, там обитающее. Если ведущий говорит слово „ Feuer “, все встают и меняются стульями.

1. Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, двигательных функций руки, пространственной ориентации

Игра 1

Цель игры: развитие звукового анализа слов, буквенного гнозиса, внимания.

Ход игры: учитель произносит (пишет) по-немецки короткое слово, затем делается короткая пауза. Ученики должны в это время сосчитать, сколько в слове звуков (букв) и по хлопку сообщить ответ.

Игра 2

Цель игры: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов, буквенного гнозиса, пространственной ориентировки.

Ход игры: учитель предъявляет ряд букв и просит учеников разложить их в алфавитном порядке, тогда получится знакомое (новое) слово. Затем можно предложить ученикам написать его в тетради, сосчитать, сколько в слове букв и сколько звуков.

Например: o, t, r, d – dort (4 буквы, 4 звука).

Игра 3

Цель игры: развитие буквенного анализа слова, пространственной ориентировки, внимания.

Ход игры: учитель предъявляет набор букв и картинку с изображением какого-нибудь предмета. Ученики должны выбрать те буквы, которые необходимы для составления слова, обозначающего предмет на картинке, и записать его. Какая это часть речи? Например: i H d u s a m – Haus (существительное).

Игра 4

Цель игры: развитие звукового анализа слова, развитие внимания.

Ход игры: учитель предъявляет картинку с изображением множества предметов. Ученики должны рассмотреть рисунок и подсчитать, сколько названий предметов начинается на какой-либо определенный звук. На какие звуки начинаются названия оставшихся предметов?

Игра 5

Цель игры: дифференциация фонем/графем.

Ход игры: ученики должны найти в нижнем ряду звук, соответствующий букве в верхнем ряду и соединить их линией.

Игра 6

Цель игры: развитие буквенного гнозиса.

Ход игры: учитель просит учеников правильно соединить прямыми линиями заглавные и соответствующим им маленькие буквы.

Игра 7

Цель игры: морфемный анализ слова, развитие воображения.

Ход игры: учитель просит правильно соединить слоги слов, опираясь на представленные рисунки.

Игра 8

Цель игры:

Ход игры: учитель предъявляет ряд слов. Ученики должны выбрать те из них, где есть сочетания букв, которые произносятся как один звук. Например: die Schule, sieben…

Игра 9

Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова.

Ход игры: ученики должны подобрать такое буквосочетание, чтобы получились полноценные слова. Как читается это сочетание букв?

Ule
? ultasche
? littschuh

Игра 10

Цель игры: развитие пространственной ориентировки, памяти.

Ход игры: учитель складывает в коробку (мешок Деда Мороза) вырезанные из плотного картона буквы немецкого алфавита, а ученики должны назвать, какую букву они вытащили из мешка.

Игра 11

Цель игры: развитие фонематического слуха, умения концентрироваться.

Ход игры: ведущий шепчет сидящему с краю на ухо слово на немецком языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу и т.д. Игра ведется на две команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок передаст названное слово последнему игроку.

Игра 12

Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова, мелкой моторики, воображения.

Ход игры: учитель предлагает “зашифровать” какое-либо слово в виде рисунка из букв, из которых состоит слово.

Игра 13

Цель игры:

Ход игры: учитель рисует элемент буквы и предлагает детям дорисовать его до получения буквы, уточняя: “Какая это буква?”

Игра 14

Цель игры: развитие буквенного гнозиса, графо-моторных навыков.

Ход игры: учитель рисует точки, служащие для детей зрительным ориентиром. Обводя их, они получают букву, которую нужно назвать. С помощью точек учитель может “запрограммировать” небольшой рисунок. В таком случае дети должны назвать дорисованный образ одним из изученных слов. Таким образом можно “вводить” новые лексические единицы.

2. Игры на развитие памяти и внимания.

Игра 1

Цель игры: развитие волевого (произвольного) внимания, восприятия ритма, двигательной памяти.

Ход игры: звучит музыка, дети маршируют и выполняют команды учителя: Hande hoch! Hande nieder! и т. д. Учитель прекращает команды, дети должны выполнить движения в том же порядке на те же такты музыки.

Игра 2

Цель игры: развитие произвольного внимания, повторение алфавита.

Ход игры: каждому ребенку присваивается определенная буква немецкого алфавита. Затем учитель (или ведущий) называет какую-нибудь букву и тот ребенок, которому присвоена эта буква, делает один хлопок и повторяет название буквы.

Игра 3. “Пишущая машинка”

Цель игры: развитие произвольного внимания, закрепление навыков чтения.

Ход игры: ребенку присваивается звук. Учитель (ведущий) произносит немецкое слово и пишет его на доске. Затем каждый ученик по хлопку учителя произносит звук в том порядке, в каком они следуют в написанном слове. Когда слово “напечатано”, все хлопают в ладоши.

Игра 4

Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Ход игры: дети сидят за партами или стоят. По команде дети выполняют требования учителя. Например : Malt eine Katze! Schreibt einen O! Tanzt! и т . д .

Игра 5

Цель игры: развитие внимания, воображения, моторики.

Ход игры: учитель в воздухе “пишет” простые слова. Ученики “читают” и записывают их в тетради. Выигрывает тот, кто справился с заданием лучше других.

Игра 6

Цель игры: развитие памяти, внимания.

Ход игры: двое учеников выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Учитель называет определенное число, ученики должны быстро показать указкой и повторить числительное. Выигрывает тот, кто не ошибся ни разу.

Примечание: такую же игру можно провести, используя буквосочетания или отдельные буквы.

Игра 7

Цель игры:

Ход игры: ученику предлагается таблица, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 20. Ученик должен отыскать числа по порядку, показывая их указкой и называя вслух. Ученику нужно выполнить задание как можно быстрее.

Примечание: для придания игре духа соревнования, по двум одинаковым таблицам могут работать два ученика.

Игра 8

Цель игры: развитие внимания, повторение лексики.

Ход игры: на столе разложены предметы, названия которых ученики знают по-немецки (газета, журнал, книга, ручка и др.) Ученик, вышедший к столу, рассматривает одну – две минуты предметы, затем отворачивается. Учитель убирает один из предметов и задает вопрос ученику: Was fehlt hier? Ученик должен назвать отсутствующий предмет по-немецки.

Игра 9

Цель игры: развитие памяти, внимание, навыков счета, повторение лексики.

Ход игры: учитель задает вопрос типа: Wieviel Stuhle sind im Raum 22 ? Ученик, давший быстрее всех правильный ответ, получает один балл. Далее задается следующий вопрос, например: Wieviel Klassen sind in der Schule? и т.д. Выигрывает учащийся, набравший наибольшее колличество баллов.

Игра 10

Цель игры: развитие внимания, мышечной моторики, повторение лексики.

Ход игры: ведущий должен обратиться к ученику с просьбой. Например: „Setz dich, bitte!“, „Steh auf, bitte!“ и т.д. Ученик должен прокомментировать выполняемые действия, например: „Ich stehe auf“, „Ich setze mich” .

Игра 11

Цель игры: развитие внимания, памяти.

Ход игры: учитель на короткое время показывает детям какой-либо предмет, затем, убрав его, просит кого-либо описать его на немецком языке по памяти, называя его цвет и размеры.

Игра 12

Цель игры: развитие внимания, памяти, моторики.

Ход игры: ученикам раздаются карточки с числами и знаками + , - , = . Учитель на немецком языке дает задание решить пример (3+8= …). Ученики, имеющие эти карточки, и карточку с ответом должны выстроиться в одну линию. Примечание: эту же игру можно проводить с карточками, на которых вместо чисел написаны слова. Ученики выстраиваются в одну линию, выстраивая предложение.

Игра 13

Цель игры: развитие памяти, внимания.

Ход игры: на столе раскладывается ряд предметов разного цвета. Ученик, вызвавшийся участвовать в игре, смотрит одну – две минуты на эти предметы, затем отворачивается. Все предметы убираются. Учитель задает вопросы типа: Wie ist (war) das Buch? Ученик должен назвать цвет предмета.

Игра 14

Цель игры: развитие памяти, внимания.

Ход игры: учитель называет немецкое слово, ученики должны придумать слово, начинающееся на последнюю букву предложенного слова. Например: Stadt > Theater > Russisch > Heft и т.д.

Примечание: слова должны быть известными, можно пользоваться словарем.

Игра 15

Цель игры: развитие памяти, внимания, умения концентрироваться.

Ход игры: учитель восемь – десять раз медленно читает несколько связанных между собой по смыслу предложений, составленных на знакомом материале. Прочитав последнее предложение, сразу начинает первое, затем второе и т. д. Ни в коем случае не диктовать, нужно просто читать, не прерываясь и не делая пауз. Ученики за время чтения учителем предложений должны записать их в тетрадь. Выигрывает тот, кто быстрее всех и без ошибок запишет все предложения.

Игра 16

Цель игры: развитие памяти, внимания, снятие закомплексованности, развитие координации движений.

Ход игры: ученик показывает перед классом какое-либо движение (имитирует танец, написание буквы, ходьбу и т. д.), ученики должны назвать глагол на немецком языке, обозначающий это движение.

Игра 17

Цель игры: развитие памяти, внимания, снятия закомплексованности, развитие координации движений.

Ход игры: учитель по всему классу раскладывает несколько предметов, названия которых ученики знают по-немецки. Вызвавшийся участвовать в игре ученик внимательно следит за раскладыванием предметов. Затем ему завязывают глаза, и он начинает собирать предметы в порядке, предлагаемом ему учителем, например:

Ich nehme das Buch“. Ученик берет этот предмет, называя его на немецком языке.

Игра 18

Цель игры: развитие внимания, чувства ритма.

Оборудование: магнитофонная запись.

Ход игры: ученики читают вместе с диктором вслух текст из учебника или другого пособия. В середине текста учитель убавляет, а затем совсем отключает звук. Ученики в это время продолжают читать вслух в заданном диктором темпе. Затем учитель вновь включает звук. Важно, чтобы ученики “попали” в фонограмму. Выигрывает тот, кто смог это сделать.

Примечание: текст должен быть хорошо знаком учащимся. Вместо текста из учебника можно использовать знакомую детям песню или стихотворение на немецком языке.

Игра 19

Цель игры: развитие внимания, памяти, координации движений, снятие закомплексованности.

Ход игры: несколько учеников проигрывают перед классом сценку. Остальные ученики с помощью учителя описывают письменно (или устно) увиденное.

Примечание: подготовка сценок дается ученикам в виде домашнего задания.

Предложения составляются учителем. (например: Der Schuler geht in die Schule. и т.п.).

Игра 20

Цель игры: развитие внимания, памяти, быстроты реакции, временных представлений.

Ход игры: ученики получают карточки с названиями дней недели (времен года, месяцев на немецком языке). По хлопку учителя ученики выстраиваются в линию по порядку следования дней недели друг за другом.

Игра 21

Цель игры: развитие произвольного внимания, самоконтроля, быстроты реакции, моторики.

Ход игры: дети выполняют команды учителя: “Steht auf!”, “Setzt euch!” и т.п. Одно из движений (команды) запретное. Дети должны повторить все движения (выполнить команды), кроме запретного.

Игра 22

Цель игры: развитие внимания, навыков счета.

Ход игры: учитель предлагает детям сложить числа, из которых состоит “птица”. Кто быстрее сделает это?

Игра 23

Цель игры: развитие внимания, повторение лексики.

Ход игры: учитель предлагает детям найти в каждой строчке по одному известному слову, отбросив (зачеркнуть) ненужные буквы.

Например: AsderTwHausFrtusG

SchuleikPOtferdhslkl

Игра 24

Цель игры: развитие внимания, памяти, повторение алфавита и навыков счета.

Ход игры: ведущий называет цифры от 1 до 26.Ученики проговаривают про себя алфавит и пишут/произносят букву, которая соответствует данной цифре в алфавите.

Так же можно шифровать немецкие слова, а ученики составляют их. Например: 19, 20, 1, 4, 20 соответствуют слову Stadt.

Игра 25

Цель игры: развитие памяти, внимания, повторения лексики.

Ход игры: на доске написаны несколько предложений.

Ученики повторяют эти предложения вслух за учителем. После каждого повтора стирается одно слово, и так пока доска не останется пустой. Ученик (и) должен повторить предложения.

3. Игры на развитие мышления.

Игра 1

Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: учитель задумывает какой-либо предмет и просит детей отгадать, что он задумал, задавая по пять вопросов, например: Ist das eine Katze? т. п.

Игра 2

Цель игры: развитие умения классифицировать, сопоставлять.

Ход игры: из нескольких карточек, на которых написаны отдельные буквы, слоги, слова, знаки препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и назвать его.

Игра 3

Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: учитель предъявляет несколько картинок. Ученик должен установить последовательность событий, изображенных на них, разложить их в логическом порядке и составить по каждой картинке предложение, попытаться составить рассказ.

Игра 4. “Вернуть число на место”

Цель игры: развитие мышления, логики.

Ход игры: демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено какое -либо число, например: 1 3 4 5 6 7 8. Учитель спрашивает: Was fehlt hier? Ученики должны назвать отсутствующее число.

Игра 5

Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: ученик получает задание сосчитать устно, сколько будет 30 – 3 ? Получив ответ (27), учитель просит продолжать “дорожку”(27-3=24, 24-3=21 и т. д. до нуля), проговаривая примеры вслух.

Игра 6

Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: каждый ученик приносит на урок какую-нибудь игрушку. Из группы выбирается один водящий. На три – пять минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю об одной из игрушек из трех – пяти предложений. Все игрушки расставлены на столе. Водящий входит в класс и по описанию ребят должен найти и назвать выбранную игрушку.

Игра 7

Цель игры: развитие умения классифицировать.

Ход игры: на доске пишутся несколько слов (предложений), нужно назвать лишнее. Например: die Stadt, das Buch, laufen, das Kino. Лишним будет слово laufen, так как это единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один ряд может быть разный.

Игра 8

Цель игры: развитие мышления, активизация лексики.

Ход игры: дается ряд признаков (gross, braun, klein и т. п.), нужно подобрать какое-либо слово (или несколько слов), обладающее данными признаками.

Примечание: данная игра может быть проведена и в обратном порядке (от предмета к признаку).

Игра 9

Цель игры: развитие мышления, воображения, моторики.

Ход игры: учитель читает несколько раз небольшой связный текст, основанный на знакомом материале. Ученики слушают и делают небольшие рисунки. Затем по рисункам воспроизводят текст. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех.

Игра 10

Цель игры: развитие мышления, умения сопоставлять, навыков правописания.

Ход игры: учитель: “Я написал на доске предложение и случайно стер почти все. Восстановите это предложение и переведите его. Кто сделает это первым?”

Игра 11. “Кто быстрее составит слово?”

Цель игры: развитие мышления, координации движений, повторение лексики.

Ход игры: учитель пишет на доске слова в 2 столбика; в словах отсутствует начало/середина/конец. Играют 2 команды. Выигрывает та команда, которая быстрее допишет слова.

Игра 12

Цель игры: развитие мышления, воображения, памяти, графомоторных навыков.

Ход игры: учитель рисует фигуру (или элемент фигуры), ученики дорисовывают образ, вспоминая изученную лексику, и дают ему название. Учителю необходимо избегать многозначности в выборе фигур (элементов); возможна также обучающая помощь, например: “Вспомните, какие существительные мы изучали вчера, и дорисуйте картину!”

Методическая разработка по немецкому языку

Тема: "Игры на уроках немецкого языка в начальной школе"

учитель немецкого языка

Бондаренко Светлана Владимировна

2016

КАК СДЕЛАТЬ УРОК НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ИНТЕРЕСНЫМ?

Большое значение при обучении немецкому языку на начальном этапе имеют игровые технологии. Благодаря играм возрастает качество и эффективность обучения, легкость усвоения учебного материала. Любая игра при правильном и грамотном использовании вызывает интерес у обучающихся к языку и стране изучаемого языка, укрепляет мотивацию и повышает качество овладения языком.

Игра на уроке должна отвечать определенным требованиям:

1) Обязательно соответствовать программному материалу.

2) Не отвлекать от учебного процесса в целом.

3) Решать хотя бы одну из трех задач: образовательную, воспитательную, развивающую.

4) Не быть длительной по времени.

5) Быть доступной обучающимся (учитывать их психологические и возрастные особенности).

6) Активизировать учебный процесс.

7) Приносить удовольствие ученикам и учителю.

Для формирования языковых навыков игры подразделяются на фонетические, орфографические, лексические и грамматические. Эти игры способствуют тренировке употребления языковых явлений на предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.

Фонетические игры:

1. Долгие и краткие гласные.

Цель : Формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры : Учитель называет слова. Ученики поднимают руку, если звук произносится долго. Если гласный произносится кратко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

2. Какое слово звучит?

Цель : Формирование навыка установления звуко-буквенных соответствий.

Ход игры : Учитель пишет на доске 10-20 слов. Потом начинает их читать с определенной скоростью в произвольной последовательности. Обучаемые должны отметить в списке и только те слова, которые были произнесены учителем. Или найти в списке слова и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения учителем.

Орфографические игры:

1. Вставь букву.

Цель : Проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.

Ход игры : Образуются 2 команды. На доске для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Обучаемые выходят поочередно к доске и вставляют пропущенные буквы.

2. Пять карточек.

Цель: Контроль усвоения алфавита.

Ход игры : Учитель показывает каждому из участников игры 5 карточек с буквами. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называет все 5 букв.

Лексические игры:

1. Антонимы.

Цель: Формирование лексического навыка.

Ход игры: Образуются 2 команды. Учитель называет прилагательные из парного ряда. Играющие должны назвать слово с противоположным значением.

2. Числительные.

Цель: Закрепление количественных и порядковых числительных.

Ход игры: Образуются 2 команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число. Вторая – последующее. За каждую ошибку команда получает штрафное очко.

3. Снежный ком.

Цель: Закрепление лексических единиц.

Ход игры: Учитель задает вопрос, в ответе на который предполагается употребление пройденной лексики. Первый ученик отвечает на вопрос, второй должен повторить его ответ и в конце добавить свое слово и т.д.

4. Кроссворд.

Цель: Активизация лексических навыков.

Ход игры: Учитель чертит на доске кроссворд. Образуются 2 команды. Играющие получают карточку с вопросами, потом по очереди выходят к доске и разгадывают кроссворд. За каждое угаданное слово команда получает очко.

Грамматические игры:

1. Изображение действий.

Цель: Автоматизация употребления глаголов в устной речи.

Ход игры: Ведущий выходит к доске и изображает действия. Играющие должны прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.

2. Игра в мяч.

Цель: Автоматизация употребления предлогов перед географическими названиями.

Ход игры: Учитель называет предложение, пропуская предлог перед географическими названиями. Поймавший мяч должен повторить предложение, вставляя правильный предлог и форму артикля, где необходимо.

Для обучения навыкам и умениям оформления речевых высказываний существуют следующие игры:

Психологические игры:

1. Важный гость.

Цель: Формирование навыков лексико-грамматического оформления речевых высказываний в диалогической речи.

Ход игры: Обучаемые должны представить себе, что они ждут в гости известного человека из страны изучаемого языка. Один из участников игры – иностранный гость входит в класс, здоровается со всеми по очереди, знакомится и отвечает на вопросы участников игры. Гость отвечает на них и сам задает вопросы.

2. Игра в куклы.

Цель: Формирование навыков оформления речевого высказывания в процессе взаимодействия.

Ход игры: Для игры требуется несколько игрушек. Каждый обучаемый должен решить, кого представляет та или иная кукла. Куклы должны в процессе общения поздороваться, познакомится, расспросить об интересах и т.д.

Ролевая игра:

1. Путешествие в страну изучаемого языка.

Цель: Активизация монологической речи в предлагаемой ситуации и практика порождения связного развернутого высказывания.

Ход игры: Играющим задается ситуация экскурсия по одной из немецкоговорящих стран. Каждому обучаемому предлагается сначала назвать достопримечательности страны, затем выбрать те из них, которые они хотели бы посмотреть, а также объяснить свой выбор. В этой игре каждый из обучаемых может попробовать себя в роли экскурсовода.

Вывод:

Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения, но и приближает его к естественной коммуникации. Игры оживляют уроки и всегда приносят удовольствие младшим школьникам.

Приложение

Deutschsprachige L ä nder

По горизонтали :

1) Auf diesem Platz befindet sich die Weltzeituhr.

2) Dieser Hund ist der Nationalstolz von der Schweiz.

3) Die Heimatstadt von Mozart ist …

4) Die Hauptstadt von Österreich heißt …

5) Diese Berge sind bei Skifahrern sehr beliebt.

6) In dieser Stadt gibt es das Schokoladenmuseum.

По вертикали :

1) Diese Stadt liegt an der Elbe.

2) Das Brandenburger Tor ist das Wahrzeichen von …

3) In diesem Park gibt es die älteste Kindereisenbahn.

4) Die Straße Berlins heißt Unter den …

5) Die Stadtmusikanten sind aus der Stadt …

6) In diesem Garten kann man laufen oder Fahrrad fahren.

Цель : повторение количественных числительных.

Игра может использоваться в качестве релаксации и для повторения количественных числительных. Обучающиеся по цепочке называют количественные числительные и вместо 4 или числительных кратных 4 говорят «hop» Z.B eins, zwei, drei, hop, fünf, sechs, sieben, hop….

  1. Игры для 2 класса

Цель: повторение и закрепление диалога «Знакомство», повторение немецких имен.

Ich heiße Anna, aber heute heiße ich … (z.B. Monika) Und wie heißt du?

Цель : Повторение названий немецких городов, развитие навыков работы с картой

  1. Ich wohne in Millerowo. Aber ich möchte in Dresden wohnen. Und du?

Игры для релаксации

Цель : снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение

Mein rechtes Platzt ist leer…

  1. Обучающиеся садятся в круг, оставляя возле ведущего справа пустой стул. Ведущий говорит: Mein rechtes Platzt ist leer ich wünsche mir (называет имя любого игрока) her. Ведущим становится тот игрок рядом с которым освободилось место справа. Игра должна проводиться в быстром темпе.
  2. Обучающиеся садятся в круг. Одно место свободно. Тот обучающийся, рядом с которым свободное место говорит: «Eine Ente mit zwei Flügeln fällt ins Wasser plump» и садится на свободное место. Следующий продолжает: «Zwei Enten mit vier Flügeln fallen ins Wasser plump» и садится на свободное место. Следующий говорит: «plump» и меняет место и т.д (Drei Enten mit vier Flügeln fallen ins Wasser plump, plump, plump, plump. Vier Enten…)

Игры на закрепление лексики по темам.

После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра – это идеальная возможность расслабиться. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее

Цель: повторить лексику по теме

(Можно брать любую тему)

  1. Обучающиеся садятся в круг. Слева и справа от ведущего пустые места. Ведущий начинает игру: Ich bin die Schule was passt zu mir? Обучающиеся поднимают руки и на выбор ведущего двое называют слова по теме. Например, die Stunde, die Klasse и садятся рядом с ведущим. Ведущий выбирает одно слово z.B. Ich nehme die Klasse. Игрок, который назвал это слово занимает место ведущего, и становится ведущим, а ведущий и второй игрок занимают свободные места. Игра продолжается: Ich bin die Klasse was passt zu mir. usw.

(Варианты тем:1. Ich bin der Herbst. Was passt zu mir? Ich nehme… 2. Ich spiele im Hof was sehe/ mache ich? 2. Ich bin im Kaufhaus. Was kaufe ich? 3. Ich sehe fern. Was sehe ich? 4. Petra hat Geburtstag. Was wünsche/ schenke ich?

  1. Обучающиеся садятся в круг. Ведущий в центре круга дает задание: Alle, die etwas Rotes haben, wechseln den Platz. (Все у кого есть что-то красное меняются местами). Ведущий старается занять чье-либо место. Тот кто остался без места – ведущий. (Alle, die Brüder haben… Alle die Schwester haben… Alle die Röcke haben usw.)

Грамматические игры с мячом.

Цель: повторить изученную грамматику

  1. Heute schreiben wir. Und gestern? (morgen)
  2. Ich decke den Tisch. Was brauche ich?
  3. Wir haben Deutsch. Was brauchen wir?
  4. Wenn ich nicht Mensch wäre, will ich … sein. Und du?

Игры, которые можно проводить на предметных вечерах.

  1. Мы тоже!

Ведущий читает рассказ на немецком языке. После каждого предложения он делает небольшую паузу. Участники игры должны воскликнуть «Wir auch!», если это подходит по смыслу. Кто ошибется, отдает фант.

Например: Peter geht in den Zoo. (Wir auch!) Dort beobachtet er Tiere und Vögel. (Wir auch!) Manchmal nimmt er seinen kleinen Bruder mit. (Wir auch!) Gestern war er auch im Zoo. (Wir auch!)Er beobachtete die Tiere. (Wir auch!) In den Käfigen waren Elefanten, Bären, Affen…(). Zuerst beobachtete er die Affen. (Wir auch!) Die Affen waren komisch. (). Er lachte viel. (Wir auch!) Auch die Bären machten ihm Freude () Sie stellten sich auf die Hinterbeine und gingen wie Menschen. () Dann beobachtete er die Papageien. (Wir auch!) Er sagte ihnen einige Wörter. (Wir auch!) Ein kleiner Papagei wiederholte alle Wörter. () и т.д.

  1. Праздники.

В эту игру могут играть 6-8 человек. Ведущий предлагает игрокам карточки с праздничными датами: der 1. Januar, der 7. Januar, der 23. Februar, der 8. März, der 1. Mai, der 9. Mai usw. На одной карточке написано Mein Geburtstag. Карточки перемешаны и лежат на столе. По команде ведущего играющие подходят к столу, берут по одной карточке и быстро строятся по порядку месяцев и дат. Затем каждый из играющих должен кратко (5-6 фраз) рассказать о своей дате. Выигрывает тот, у кого рассказ будет интереснее и кто меньше допустит ошибок.

Литература

Материалы курсов ИПКиПРО г. Ростов н/Д лектор Х.В. Аверкиева

В.Н. Блохина, Е.В. Журавлева Игры и инсценировки – Просвещение 1975 г.


Лучникова Антонина Петровна

МБОУ СОШ №5

Г.Лермонтов

Игры и игровые приемы на уроках иностранного

(немецкого) языка в начальной школе.

Игра как один из эффективных приёмов обучения школьников иностранному языку находит всё более широкое применение на уроках немецкого языка. Игра вызывает интерес и активность учащихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Во время игры можно не только лучше усвоить изученное, но и приобрести новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать пройденное и запоминать всё то новое, что встречается в игре. Поэтому различные игры могут быть использованы на уроке как при объяснении и закреплении нового учебного материала, так и при опросе и контроле знаний и умений. Игровая форма занятий помогает избежать учащимся дополнительной нагрузки чисто учебными занятиями, а кроме того создаёт условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближенной к естественной.

Обучение иностранному языку в начальной школе является оправданным социальным заказом. Дети 7-8 лет имеют ряд психологических особенностей, которые позволяют им успешно осваивать другой язык:

У них еще идет интенсивное формирование познавательных интересов,

Более быстрое (по сравнению с детьми 10-11лет) запоминание языковой информации,

Более развита способность к имитации,

Отсутствует (практически) языковой барьер.

Но не только перечисленные психологические особенности придется учитывать в работе с детьми этого возраста: ведущим видом деятельности является для учащихся начальной школы ИГРА. Поэтому занятия (особенно) на первом этапе обучение (т.е.2 класс) должны рассматриваться и готовиться преподавателем не как урок, а как организация совместного с детьми дела. В этих целях необходимо широкое использование групповых и коллективных форм работы и в качестве важного методического приема – игру. При этом нужно использовать не только сюжетно-ролевые игры, но и подвижные мимические, настольные.

Чем же хороша игра? Тем, что во время игры (если, конечно, она интересна для ребенка) включается и работает на полную мощность непроизвольная память, которая позволяет детям запоминать намного больше, намного прочнее, чем, если бы они заучивали это специально.

Игр очень много – не нужно использовать их все, на объяснение правил игры уходит достаточно много времени, и в результате затраченные усилия не всегда окупаются. Учителю нужно иметь в своем багаже примерно 10-15 игр, которые можно разнообразить отрабатывающимся лексическим (грамматическим) материалом, варьированием заданий в рамках одной и той же игры, степенью сложности.

В помощь и для более подробного знакомства с играми в начальной школе - книга Юлии Сергеевны Райнеке «Игры на уроках немецкого языка в начальной школе» издательство «Астрель», 2006 год, Москва. (тираж 5000 экз.)

Ниже приведены некоторые игровые приёмы, использованные мною на разных этапах обучения немецкому языку.

ИГРЫ на закрепление букв и буквосочетаний.

Для игры потребуются карточки с буквами и буквосочетаниями

(их изготовление можно давать в качестве домашнего задания по мере изучения букв)

    Найди пару – учитель показывает большую (маленькую) букву, учащиеся – ее пару.

1.1. Более сложный вариант - учитель называет букву. Учащиеся – показывают

    То же самое с цифрами.

    Раздать учащимся листы, где написано по одному слову, учащиеся произносят это слово, называя каждую букву. Учитель записывает его на доске.

    1. Более сложный вариант: листок со словом передается от ученика к ученику.

      Другой вариант: ученик с выданным ему словом играет роль учителя, произнося слово по буквам, остальные записывают (один у доски)

      Третий вариант: Учитель произносит какое- то слово, ученики составляют его из карточек у себя на парте. Итоги подводят после составления нескольких слов.

4. Поле чудес: на доске записано (выставлено из карточек) слово, где указана только первая буква: I - - - . учащиеся на парте выкладывают свой вариант этого слова. Затем читают. Выигрывает тот, кто отгадал слово, загаданное учителем.

4.1 более сложный вариант: игра в группах – по 3-4 человека. 2-3 комплекта букв перемешиваются, делятся на 3 части и раздаются каждой группе (3). Задача участников – сложить из имеющихся у них букв как можно больше слов (имен), результаты записываются в тетрадь. Через несколько минут учащиеся обмениваются карточками и делают то же самое со вторым и третьим набором карточек. Выигрывает та группа, которая придумала и правильно записала больше всех слов.

5. (игра возможна для парной работы) Где пара?

Карточки раскладываются лицом вниз. Задача игроков – найти как можно больше пар за определенное время. Поднимать нужно по одной 2 карточки подряд. Если они не составили пару, они занимают свои места. При этом играющие стараются запоминать места нахождения букв что очень хорошо тренирует зрительную память. ВАРИАНТЫ: (большая – маленькая буква, печатная - письменная), (цифра – ее название по – немецки), цвет – название цвета, (картинка – слово),

    ABC-Ups! Фронтальная или индивидуальная работа. Ученики называют немецкий алфавит (счет), только вместо каждой четвертой (третьей) буквы говорят: Ups! Следующий ученик называет уже следующую букву. Кто ошибся – отдает свой фант (об этом позднее) Игра требует большого внимания и сосредоточенности.

Вариант – отработка счета.

    Какая буква пропала? Кто быстрее и правильнее вставит пропущенные буквы? (Приложение 1) На более позднем этапе – можно предлагать учащимся целые слова например,GE…T

(с пропущенной H)

    Имена. (с мячом) учитель называет букву, ученик придумывает имя (название предмета на определенную тему) на эту букву.

    Скороговорки (из учебника) на тренировку и отработку произношения. Сначала по одной (оценивается правильность и скорость чтения), затем по несколько предложенных учителем скороговорок.

    Приведи пример: Для отработки и закрепления правил чтения ученики из предложенных на карточках словах выбирают (выписывают) те, которые обозначены учителем.

10.1 Более сложный вариант: По данным словам (3-4 слова) нужно вспомнить правило чтения.

ИГРЫ на отработку сложных слов.

    Соедини: на листке написаны (вперемешку) части сложных слов. За определенное время нужно их соединить а потом прочитать / записать получившиеся сложные слова Первое время слова должны получаться у всех одинаковые, т.е вариант соединений должен быть один. Позднее – вариантов соединения должно быть несколько.

    1. Более сложный вариант: на листке 3 группы: части сложного слова и артикль.

12. Словарный ёжик. На уроке учитель собирает слова, названные учащимися и записывает их на доске (предлагает частично заполненную форму Приложение 3 дети записывают получившиеся слова (после примера учителя) в классе за определенное время или в качестве домашней работы, учитывается скорость и правильность.

12.1 более сложный вариант: В качестве домашнего задания ученики готовят «Ежика» - подбирают слова к определенной теме. В классе они обмениваются своими «ежиками» и работают с заготовкой соседа по парте или случайно попавшей.

13. Komische Gerichte/ Dinge Из предложенных учителем слов учащиеся придумывают свои, странные блюда или вещи. Например, Kartoffelsalat Zwiebelsuppe Ananasmarmelade можно сгруппировать так: Kartoffelsuppe Zwiebelmarmelade Ananassalat Могут неожиданно получиться как совсем новые, несуществующие блюда, так и вполне реальные.

Кроме темы «Еда» могут быть использованы темы: Мебель, одежда, школьные принадлежности и др.

ИГРЫ на отработку лексики

    Ich habe eine Farbe gern . «Водящий» выходит к доске и сообщает учителю свой любимый цвет (вытаскивает карточку с определенным цветом). Остальные отгадывают, какой у него любимый цвет, задавая вопросы: Ist das Grau? Отвечать можно Ja| Nein. На продвинутом этапе, когда этот вопрос и ответы уже будут хорошо отработаны, можно добавить к ответу nicht, falsch, richtig

    Ich sehe was und das ist rot . Учитель (ведущий ученик) загадывают какой-то предмет в классе. Остальные отгадывают загаданный предмет: Ist das еine Blume?

    1. более сложный вариант: с употреблением притяжательного местомения или родительного падежа имени: Ist das mein/ dein Heft? Ist das Tanjas Bleistift?

      Вариант: Meine Lieblingsfarbe ist ROT. Учащиеся ищут у себя и у одноклассников (принадлежности, вещи, одежда) что-либо красного цвета. Говорят: Mein Bleistift ist rot. Lenas Bluse ist rot. Повторять вещи нельзя, выигрывает тот, чья вещь оказалась последней в перечислении.

    Математика на немецком. На доске написаны простые примеры. Учащийся «решает» их, произнося и условие: 2+5 = 7

Этот прием позволяет даже очень слабым учащимся справиться с заданием.

16.1 Более сложный вариант: учитель диктует пример, учащиеся записывают его у себя в тетради. Итоги подводятся после нескольких примеров.

16.2 Составь пример Вариант: У каждого ученика 1-3 карточки, за которые он «отвечает». Учитель диктует пример на немецком языке, учащиеся, у которых есть данные карточки с цифрами или знаками выходят к доске и иллюстрируют данный пример.

16.3 Вариант: командная игра (составь пример) Какая команда быстрее проиллюстрирует пример, продиктованный учителем, имея одинаковые наборы карточек?

16.4 Вариант: IMMER MINUS (plus ) 3 (4,5,...) ученики получают задание от начального числа (заданного учителем) вслух отнимать одно и то же число (прибавлять). Пока не дойдут до нуля или до определенной цифры.

    Какой у тебя телефонный номер? Представившись, учащиеся по очереди диктуют свои телефонные номера

(задания на карточках). Остальные записывают № телефона и имя. Проверяет учитель (ученик). Можно проводить как контроль навыка аудирования.

      Более сложный вариант.Игра в парах.Каждая параучащихся получает «свой» телефонный номер. За определенное время нужно «познакомиться как можно с большим количеством пар, записав их имена и номер телефона, находясь постоянно вместе. Для этого разумно сформировать пары слабый-сильный. Слабый учащихся называет «свое» имя и диктует номер (сначала цифрами, позднее десятками. Более сильный учащийся записывает имя и номер телефона « новых знакомых»

    Какое это слово? Ученики получают карточки с записанными на них словами (от 10 до20) в произвольном порядке. Учитель диктует все слова несколько раз, учащиеся рядом со словом должны поставить его порядковый номер при диктовке.

    1. Более сложный вариант: на листке написано больше слов, чем диктует учитель, т.е. какие-то слова должны остаться без номера.

    Запомни предметы! На столе учителя раскладываются какие-то предметы (картинки по определенной теме). Водящий запоминает их в течение 1-2 минут, затем отворачивается, а преподаватель убирает один предмет (картинку). Потом спрашивает ученика: Was fehlt hier?

    1. Более сложный вариант: после минутного запоминания учащиеся в тетради записывают все слова, которые они запомнили.

    Домино Приложение 4 Карточки перемешивают и игра идет по принципу домино.

20 . 1 Более сложный вариант: карточки подписываются вразброс, например – 1- drei, 2- sieben и.т. д. Таким образом, сразу у нескольких игроков будет возможность хода. Выигрывает тот, кто быстрее сориентируется.

20 . 2 Вариант: число – картинка, картинка – слово, слово- цвет.

21. Bingo Готовятся карточки с несколькими словами (5-7слов), в разном порядке а также жетоны для закрывания слов. Ведущий вытаскивает по одной карточке из коробки и называет слово. Участники закрывают имеющиеся у них на карточке слова по мере их чтения. Выигрывает тот, кто не пропустил ни одного слова и первым закрыл свою карточку.

21.1 более сложный вариант: с разным набором цифр, слов.

21.2 Еще более сложный вариант: у участников карточки с картинками, а ведущий читает слова.

22. Время по кругу ! Учащиеся называют время, прибавляя

(убавляя) от обозначенного ровного часа один и тот промежуток, например, полчаса:

Es ist zwei Uhr- es ist halb drei- es ist drei uhr- es ist halb vier…

На продвинутом этапе прибавлять можно по 15 минут, по 10, по 5.

23. Obstsalat . Ученикам раздаются карточки (от1 до 3) с названиями фруктов(овощей). Ведущий мешает салат Alle Äpfel tauschen ihre Plätze! Ученики, которые имеют карточку с яблоками

(слово или рисунок), меняются местами. Ведущий в это время пытается занять освободившееся место. .

24. Кто во что одет? Учитель просит внимательно посмотреть друг на друга 1-2 минуты. Затем ведущий выходит к доске, отворачивается и учитель задает вопрос, например, Hat Lena einen Rock an? Wie ist ihr Rock (Farbe)?

24/1 Более сложный вариант: Ученик должен перечислить все вещи обозначенного ученика, которые запомнил.

25. Поездка к морю. (снежный ком) Учитель начинает игру (дети сидят в кругу):

Wir fahren ans Meer. Ich nehme einen Badeanzug mit.

Каждый следующий произносит предыдущую фразу и добавляет свою: Wir fahren ans Meer L.N. nimmt einen Badeanzug mit. Ich nehme einen Sonnenschirm mit. Wir fahren ans Meer L.N. nimmt einen Badeanzug mit. Lena nimmt einen Sonnenschirm mit. Ich nehme ein Вuch mit. E.t.c.

25/1 Другие варианты: Идем на день рождения и покупаем подарки,

Планируем выходные, Когда я буду большой (профессии), и.т.д.

26. Рифмоплёты. Приложение 5

На имеющиеся рифмы, составленные учителем учащиеся составляют простые предложения. Кто быстрей и правильней?

26.1 Вариант: в качестве домашнего задания учащиеся готовят свои рифмы, а в классе обмениваются ими и сочиняют предложения по работе одноклассника.

27. Ребусы-загадки. Приложение 6 В качестве домашнего задания ученики готовят карточки с картинками, шифруя свое имя или какое-либо слово.

Грамматические игры.

28. Это кто? ПРИМЕР Тренировка простейшего вопроса

Ist (sind) das…, ответов да, нет, правильно, не правильно, частицы не.

28.1 Более сложный вариант: отгадать пару.

28.2 Bариант: числа

29. Кот в мешке (тренировка неопределенного артикля).

В мешок (или большую коробку) собираются предметы по определенной теме – Животные, школьные принадлежности); это могут быть и картинки с изображением того или иного предмета.

Ведущий (учитель) по очереди подходит к ученикам и те берут, не заглядывая в коробку один предмет, определяют его на ощупьи вытаскивая, говорят: Ich glaube, das ist ein Igel. Потом сам или одноклассники оценивают верность догадки: Das stimmt (nicht).

29.1 Вариант: 1 предмет заворачивается в несколько слоев бумаги. ВСЕ учащиеся ощупывают его и строят догадки, что это. Потом догадки проверяются при развертывании предмета.

30 Чепуха. (тренировка родовых окончаний неопределенного артикля и частицы kein )

Учитель показывает различные предметы или картинки и говорит, намеренно делая ошибки. Задача учащихся – заметить и исправить ошибку: Das ist ein Tisch. Ученики, заметившие ошибку, исправляют: Quatsch, das ist kein Tisch, das ist eine Tafel.

31. Сколько чего в классе? Отработка конструкции es gibt .

Учитель спрашивает:Wie viele Stühle gibt es in der Klasse? Задача учеников – как можно быстрее сосчитать количество названных предметов. Проверка осуществляется хором, считаем по-немецки.

32. Разноцветная одежда. Тренировка притяжательных местоимений. (по образцу Снежного кома) Учащиеся по очереди называют свою одежду и все ранее перечисленные вещи с указанием цвета. Вещи можно повторять, если они разного цвета, так же точно с цветами. Например, 1Meine Hose ist grau. 2 Deine Hose ist grau und meine Hose ist blau.3 Seine Hose ist grau; deine Hose ist blau, und mein Pulli ist weiß.

33. Что у меня есть? Учитель (ведущий) держит за спиной предмет (картинку с изображением чего-либо) и просит отгадать, что это такое. Was habe ich? Он может отвечать на задаваемые вопросы только Ja, Nein, ich weiß nicht.

Учащиеся спрашивают (шаблоны вопросов можно выписать поначалу на доске) Ist das groß? Ist das blau? Kann das gehen? Kann das schreiben?... Когда картина более-менее прояснится, можно уже спрашивать напрямую: Hast du ein Heft? После неправильного ответа учащийся выбывает на время из игры (сдает ведущему свой фант)

34. Pf ä nderspiel (фанты) Приложение 7 Обычно фантами можно заканчивать какую-либо игру. Но вначале можно играть в нее и как в самостоятельную. В качестве домашнего задания учащиеся пишут на листке бумаги (карточке) какое-то действие, которое должны будут совершить обладатели того или иного фанта. Ведущий достает по одному фанту, спрашивает Wessen Pfand ist das? После определения хозяина фанта, достает из другой коробочки задание (действие) и говорит: Dieser Pfand soll… miauen. Хозяин фанта выполняет задание.

35. Магические карты. Для игры изготавливаются карточки с глагольными формами (партицип2) или с инфинитивами (в зависимости от степени подготовленности учащихся). Учитель объясняет учащимся, что эти волшебные карты могут сказать, что учащиеся делали вчера. Учитель мешает карты и говорит:Magische Karten, zeigen Sie uns, was Lena gestern gemacht hat. Ученик тянет одну карточку, читает и говорит: Das stimmt (nicht). Ich habe gestern gelesen.

В этой игре можно тренировать Презенс, модальные глаголы wollen, können, выражение gern haben.

36. У меня нет… тренировка Ich habe ein|kein, gib mir ein, хорошая тренировка навыка аудирования.

Для этой игры потребуются количество карточек по определенной теме (например, Одежда) в количестве участников игры, умноженное на 3. Например, в группе 9 человек, значит, карточек нужно 27 (по 3 одинаковых или с незначительной разностью комплекта) Карточки перемешивают и раздают учащимся по 3 карточки. Игра идет по кругу. Учащийся решает, какой комплект он будет собирать и обращается к соседу слева: Dima, hast du eine Hose? Если у него эта карточка есть (Ja, ich habe eine Hose), они меняются, если нет (Leider habe ich keine Hose), ход переходит к следующему учащемуся. На втором круге учащийся уже может обратиться к любому yченику с этой же просьбой. Выигрывает тот, кто первым соберет свой комплект.

Немецкие игры для детей.

37. Stadt , Land , Fluss . В зависимости от изучаемой темы и уровня подготовки учащихся эту игру можно варьировать. В оригинале же она звучит так:Stadt , Land , Fluss Учащийся говорит про себя алфавит и на любом месте может быть остановлен – получается какая-то буква. На эту букву нужно придумать 3 названия – города, страны, реки (вариант- имя, профессия, страна, вариантов много – вплоть до самых примитивных) Через определенное время, например, 3 минуты выполнение задания оценивается 2 баллами – если слово больше ни у кого не повторилось, 1 баллом – если у кого-то было написано такое же. Следующая буква, и т.д. Через 3-5 заданий можно подводить итоги.

38. Onkel Otto sitzt in der Badewanne - эта игра любима и популярна в Германии уже много поколений. Требуется листок бумаги, который потом складывается 5 раз.

Вначале пишем КТО (различная степень родства, профессия, просто обозначение мужчины или женщины), передаем соседу, на 2 полоске – ИМЯ, передаем соседу, на третьей – ЧТО ДЕЛАЕТ

(можно словосочетанием), на четвертой ПРЕДЛОГ, сочетающийся с дательным падежом, на пятой – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ в дательном падеже. Опять передаем соседу. Затем озвучиваем предложение, которое получилось.

39. “Ringlein, Ringlein, du musst wandern!“

40 „Häschen in der Grube“.

Успехов и радости Вам в работе! Используйте предложенные игры для своего и детского удовольствия! Что еще нужно для игр? Кроме уже названной подготовки? Конечно, считалочки! Приложение 8

Приложение 1

Приложение 2

Schnee… zimmer

Haus… schreiber

Der, das, der, der, die, die

Schnee… zimmer

Haus… schreiber

Der, das, der, der, die, die

Schnee… zimmer

Haus… schreiber

Der, das, der, der, die, die

Schnee… zimmer

Haus… schreiber

Der, das, der, der, die, die

Schnee… zimmer

Haus… schreiber

Der, das, der, der, die, die

Schnee… zimmer

Haus… schreiber

Der, das, der, der, die, die

Приложение 3

Приложение 4



Приложение 5

Das Haus / die Maus

Der Affe / die Giraffe

Der Hase / die Nase

Die Rose / die Hose

Der Tisch / der Fisch …

Составьте предложения из рифмованных слов:

Das Haus / die Maus

Der Affe / die Giraffe

Der Hase / die Nase

Die Rose / die Hose

Der Tisch / der Fisch …

Составьте предложения из рифмованных слов:

Das Haus / die Maus

Der Affe / die Giraffe

Der Hase / die Nase

Die Rose / die Hose

Der Tisch / der Fisch …

Приложение 6

Отгадайте зашифрованное слово:



______________________


_________________________



__________________________

Приложение 7

bellen miauen


Kiсkeriki schreien Tennis spielen

tanzen lachen


Приложение 8

Игровые считалочки

    Eins, zwei, drei,

Bicke, backe, bei.

Rips, raps, raus,

    Eins, zwei, drei,

Zucker auf den Brei,

Salz suf den Speck.

Игровые считалочки

1. Ene, mene, muh,

    Eins, zwei, drei,

Bicke, backe, bei.

Rips, raps, raus,

    Eins, zwei, drei,

Zucker auf den Brei,

Salz suf den Speck.

Игровые считалочки

    Eins, zwei, drei,

Bicke, backe, bei.

Rips, raps, raus,

    Eins, zwei, drei,

Zucker auf den Brei,

Salz suf den Speck.