Развитие межнациональных конфликтов пути их разрешения. Причины межнациональных конфликтов

Структурообразующую роль в межэтническом общении играют существующие межэтнические границы, которые сами подвержены трансформации за счет действия разнообразных факторов как геополитического (единое политико-административное пространство, близость территориальных границ, экономическое взаимодействие и т.д.), так и культурологического характера (обычаи, традиции, историческое прошлое, конфессиональная принадлежность и т.д.). В свою очередь, от степени подвижности этнических границ существенным образом зависит выбор той или иной поведенческой стратегии, избираемой этнической группой в тех или иных ситуациях межэтнического контакта, возникающих на разных планах и уровнях общественной жизни.

Таким образом, подвижность этнических границ и выбор конкретной групповой поведенческой стратегии в межэтническом взаимодействии в значительной мере детерминированы сложным комплексом взаимообусловленных и сопряженных факторов как объективного, так и субъективного свойства, среди которых немаловажную роль наряду с этническими стереотипами и ценностными установками играет тот или иной тип этнической идентичности.

Этническая идентичность, будучи социально обусловленным конструктом, имеет свойство трансформироваться в зависимости от конкретных социально-политических реалий и варьирует в широком диапазоне от гипо- до гиперидентичности. Крайние формы изменения позитивной этнической идентичности одинаково опасны для всей системы межэтнических отношений, нарушая, с одной стороны, коммуникативный баланс между взаимодействующими этническими общностями и нивелируя культурное своеобразие этноса - с другой.

Теоретическое осмысление процессов, происходящих в столь деликатной сфере человеческого бытия, какой являются межэтнические отношения, должно стать основой для выработки властными структурами различного уровня действий, адекватных современным реалиям общественной жизни. В нынешней ситуации обсуждаемые проблемы блокированы наличием более существенных, лежащих в той же области, но сохраняющих тенденцию к проявлению в форме межэтнического конфликта. Со временем, будем надеяться, они все же разрешатся, однако временно скрытые трудности могут обозначиться в неожиданном ракурсе. Между тем, неожиданностей можно избежать уже сегодня, не только выстраивая региональную политику и проводя соответствующие мероприятия в русле урегулирования уже проявившихся конфликтов, но и налаживая повседневную работу по профилактике возможных, что в действительности является двумя сторонами одного и того процесса.

Существует пять способов разрешения способы разрешения межэтнических конфликтов.

Первый способ можно условно назвать гетгоизацией (от слова "гетто"). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероисповедания или по каким-либо другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду - окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды.

Практически в любом крупном западном городе существуют более или менее изолированные и замкнутые районы, населенные представителями других культур. Это китайские кварталы или целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются выходцы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д. Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе многих десятилетий миграции турецких рабочих и интеллектуалов-беженцев возникла не просто турецкая диаспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жителей - турки, и даже улицы в этом районе имеют турецкий облик, который придают им реклама и объявления почти исключительно на турецком языке, турецкие закусочные и рестораны, турецкие банки и бюро путешествий, представительства турецких партий и турецкие политические лозунги на стенах. В Кройцберге можно прожить всю жизнь, не сказав ни слова по-немецки.

Второй способ разрешения конфликтов - ассимиляция, противоположная по сути геттоизации. В случае ассимиляции индивид полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, частью которой он намерен стать.

Такое сопротивление встречается, например, в некоторых европейских странах (во Франции, в Германии) по отношению к новым эмигрантам из России и стран СНГ, которые хотят стать своими среди немцев или французов. Даже при условии успешного овладения языком и достижения приемлемого уровня повседневной компетентности среда не принимает их как своих, они постоянно "выталкиваются" в ту среду, которую по аналогии с невидимым колледжем (термин социологии) можно назвать невидимым гетто - в круг соплеменников и "сокультурников", вынужденных вне работы общаться только друг с другом. Разумеется, для детей таких эмигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства, ассимиляция не составляет проблемы.

Третий способ разрешения конфликтов - промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для того чтобы обмен осуществлялся адекватно, то есть приносил пользу и обогащал обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко, особенно если стороны изначально неравны: одна - автохтоны, другая - беженцы или эмигранты. Тем не менее примеры такого удавшегося культурного взаимодействия в истории есть: это гугеноты, бежавшие в Германию после ужасов Варфоломеевской ночи, осевшие там и многое сделавшие для сближения французской и немецкой культур; это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах, существенно изменившие там интеллектуальный климат и повлиявшие на развитие общественной жизни вообще. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени.

Четвертый способ решения конфликтов - частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в какой-либо одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере - нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурных противоречий, пожалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно ассимилируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины. Как правило, ассимиляция оказывается частичной либо когда невозможна геттоизация, полная изоляция от окружающей культурной среды, либо когда по разным причинам невозможна полная ассимиляция. Но частичная ассимиляция может быть также вполне намеренным позитивным результатом межэтнического взаимодействия.

И, наконец, пятый способ разрешения конфликтов - культурная колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести речь тогда, когда представители чужого этноса, прибыв в страну, активно навязывают титульному этносу собственные ценности, нормы и модели поведения.

При этом имеется в виду не колонизация в политическом смысле, которая является лишь одной из многочисленных форм культурной колонизации, причем не самой действенной ее формой. Известно, что превращение какого-то государства или территории в колонию часто сопровождалось не столько культурной колонизацией, сколько геттоизацией пришельцев, которые жили, почти не соприкасаясь с автохтонной культурой, а потому практически не воздействуя на нее.

Гораздо более действенной формой культурной колонизации является широко распространившаяся практика помощи слаборазвитым странам со стороны индустриальных государств. Например, когда западная фирма осуществляет строительство ирригационного канала в засушливой африканской или ближневосточной стране, она не только внедряет новые модели технологической и организационной культуры, к которой вынуждено приспосабливаться и которую вынуждено усваивать местное население, работающее на постройке канала, но и вносит глубокие изменения в культуру земледелия, которое начинает функционировать по западным моделям и технологиям. А вместе с этим кардинально изменяется социальная и культурная организация общества в целом.

В разрешении конфликтной ситуации наиболее эффективно прерывание конфликта, которое позволяет расширить действие прагматических подходов к его урегулированию. И что тоже очень важно, в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп, участвующих в конфликте.

Особые правила существуют и в переговорном процессе. Для того чтобы добиться успеха, этот процесс нужно прежде всего прагматизировать. Прагматизация переговоров состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить перемирие для решения наиболее важных вопросов: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим и социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, решают в последнюю очередь. Однако бывают и такие случаи, когда переводу конфликта в стадию переговоров мешает личностная позиция лидеров.

Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные решения не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель "выигрыш - проигрыш" на модели "выигрыш - выигрыш" или "проигрыш - проигрыш". Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

Полезным считается участие в переговорах посредников и медиаторов. В особо сложных ситуациях легитимность договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Урегулирование конфликтов - это всегда очень сложный процесс, граничащий с искусством. Поэтому все возможные усилия должны быть сконцентрированы на предупреждении конфликтов. Ведь даже худой мир всегда предпочтительнее доброй ссоры, особенно в межэтнических отношениях.

Во все времена люди конфликтовали. Многие современники отрицательно относятся к конфликтам, даже боятся их, поскольку понимают, что после рассматриваемого явления возникнут натянутые отношения между участниками процесса. Однако сам по себе естественен. Он бывает межнациональным, политическими, межличностным, то есть зависимым от того, между кем происходит спор и на каком уровне возникла борьба интересов..

Конфликт – это спор между двумя и более участниками процесса, которые не сошлись во мнениях. Стоит ли бояться конфликта? Нет, поскольку он является естественным. С тех пор как человек начинает осознавать собственные желания, стремиться удовлетворять свои потребности и желать себе лучшего, он начинает конфликтовать. Яркими примерами этого являются дети, которые начинают спорить с родителями путем непослушания и делания все наоборот, начиная с 3 лет. Уже 3-летний ребенок начинает конфликтовать за право отстоять свои желания и интересы, а не слушаться окружающих. Именно по такому принципу разворачиваются все споры.

Конфликт – это столкновение двух и более мнений, которые между собой не согласуются, противоречат либо ограничивают. Мнения эти основываются на желаниях и интересах участников процесса. Если один человек хочет, чтобы ему бесплатно предоставлялась какая-то услуга, а второй не соглашается на это, тогда возникает спор.

В зависимости от того, как участники конфликта себя ведут, что говорят, какие решения принимают и до чего доводят возникший спор, процесс прекращается тотчас же либо продолжается на последующий период времени. Войны, которые были частыми в былые времена, тоже являются конфликтом, который остался нерешенным между участниками процесса. Война – это насильственное желание взять свое, когда противоположная сторона не соглашается добровольно отдавать. Такой вид конфликта можно назвать политическим.

Независимо от того, между кем разгорается спор, природа конфликта одинакова. Все о том, как выходить из конфликтной ситуации, будет рассказано далее.

Что такое пути разрешения конфликтов?

Нет ни одного человека, который хотя бы раз в своей жизни с кем-то не поспорил. Абсолютно все люди конфликтуют. Различается лишь количество подобных ситуаций. Однако абсолютно все периодически сталкиваются с необходимостью находить пути разрешения конфликтов, которые в их жизнях возникли. Что это такое? Это способы выхода из сложившейся ситуации наиболее благоприятным для себя способом.

Конфликты возникают в жизни каждого человека, что вполне естественно, поскольку у каждого индивида есть свои желания, интересы, потребности, чувства и т. д. Если действия или слова другого человека ограничивают или запрещают реализовываться потребностям и желаниям индивида, тогда он начинает сопротивляться, что также естественно. Никто не обязан жертвовать своими интересами, чтобы удовлетворялись чужие желания. И чем более категорична подобная позиция, тем сильнее разгорается конфликт.

Вполне нормально, что один человек не заметит, как своими словами или поступками ограничил свободу другой личности. В такой ситуации, если человек понимает некоторый вред своего действия, он может попросить прощения. Однако конфликт – это нежелание двух и более сторон уступать оппоненту, мириться с ограничениями и отсутствие желания идти на компромисс.

Поначалу люди всегда ссорятся, поскольку не желают в чем-то себя ограничивать и от чего-то отказываться. Чем более жесткой является подобная позиция, тем сильнее разгорается конфликт. Споры быстро разрешаются между людьми, которые понимают, что окружающие имеют право на реализацию своих интересов, поэтому следует согласовывать свои поступки с ними, чтобы им не мешать и при этом не получать сопротивления.

Однако есть люди, которые редко признают ошибочность своих действий и не желают слышать интересы и желания окружающих. В таких ситуациях конфликт не только разгорается, но и длительное время не проходит.

Конфликты вполне нормальны, поскольку поначалу люди могут не замечать, как своими желаниями заходят на территорию чужой свободы и личных интересов. Вот почему конфликтов не следует бояться. Проблема заключается в другом: как люди устраняют конфликты?

Конфликтов не следует избегать или игнорировать:

  1. В первом случае человек не сможет полностью избавить себя от споров. Можно таким образом лишь минимизировать количество конфликтов.
  2. Во втором случае игнорирование не позволяет человеку устранить ситуацию, которая может над ним нависнуть и длительное время не давать спокойно жить.

Конфликты будут возникать абсолютно у каждого человека. И здесь важно уметь их разрешать, то есть находить такие способы взаимодействия, когда люди не будут совершать деструктивные и противоправные поступки, а также сам предмет спора исчерпает себя, поскольку интересы всех сторон будут учтены и реализованы в той или иной степени.

Пути разрешения социального конфликта

Конфликт возникает тогда, когда хотя бы два человека начинают спорить по одному и тому же предмету, не сходясь во мнениях. Пути разрешения спора должны находить все участники конфликта. При этом здесь могут выделяться не только те, кто непосредственно конфликтует (участники конфронтации), но и другие лица:

  1. Свидетели – люди, которые со стороны наблюдают за конфликтом.
  2. Подстрекатели – участники, которые подталкивают главных лиц к противостоянию.
  3. Пособники – лица, которые усугубляют конфликт путем предоставления помощи, советов, технических средств.
  4. Посредники – люди, которые не являются главными оппонентами, однако вмешиваются в чужой конфликт, чтобы его разрешить, устранить.

Следует понимать, что в конфликте не все участники находятся в противоборстве. Главными участниками являются те, кто борется за предмет спора. А все остальные находятся в дружеских отношениях со всеми, просто играют ту или иную роль.

Для развития конфликта между людьми существует множество причин:

  • Их разность взглядов и интересов.
  • Отличия в религиозных взглядах.
  • Отличия на уровне денег, социального статуса, внешнего вида и пр.
  • Различие на уровне поведения.

Немногие семейные пары задумываются над вопросом, почему у них возникают ссоры. Большинство семей просто живет от ссоры к ссоре, зная лишь о проблемах, по которым они возникают в конкретный момент. Но вот почему они периодически возобновляются и партнеры не могут их разрешить, мало кто задумывается. Обычно люди просто живут, не задаваясь такими вопросами. А ведь именно ответы на них могли бы устранить те причины, которые вызывают скандалы в каждой семье.

Каковы самые распространенные причины ссор?

  1. Отрицательное отношение к любимому человеку, накопление обид, претензий, ненависти приводит к чувству ревности и недоверию.
  2. Несоответствие реальности с желаемым. Обычно люди создают семьи, ожидая удовлетворения конкретных желаний. Однако не всегда партнеры дают друг другу то, в чем они нуждаются.
  3. Потеря романтичности в отношениях. Партнеры со временем забывают о своих чувствах, о том, что такое флирт, романтика, сексуальное желание, что приводит к скуке и монотонности жизни.
  4. Ощущение, что вы делаете больше, нежели ваш партнер. Когда у мужчины и женщины различные понимания того, что они должны делать, будучи семейными людьми, а также есть неравномерное распределение усилий, это приводит к очередной ссоре между партнерами.
  5. Однообразное времяпрепровождение и неумение отдыхать. Когда ваша жизнь не насыщена различными новыми впечатлениями, вы ищете выход в том, чтобы разнообразить ее при помощи скандала с любимым человеком.

Межличностные конфликты возникают абсолютно со всеми людьми, поэтому важно знать, какими способами можно их устранить:

  • На стадии, когда конфликт только разгорается, следует сдержать свои эмоции, постараться успокоиться, чтобы далее вести беседу в более расслабленном состоянии.
  • На стадии, когда конфликт уже состоялся, следует предложить найти компромисс, то есть ситуацию, при которой интересы всех участников будут реализовываться хотя бы частично.
  • Использование сил и помощи третьего лица, если кажется, что он является более компетентным и способным увидеть причину спора и указать на ее решение.
  • Реставрация, то есть возврат участников процесса в начальные позиции, когда конфликта еще не возникло. Другими словами, люди отказываются от того блага, из-за которого разгорелся конфликт, чтобы вернутся в первоначальное положение.
  • Выжидание (или невмешательство), когда конфликт уже существует, однако участники процесса ничего не делают, чтобы его устранить. Каждый ждет, что все решится само собой.
  • Обновление, когда люди отказываются от старого и создают новое.

Пути разрешения межнациональных конфликтов

Во все времена возникали межнациональные конфликты, когда одна нация в чем-то не соглашалась или посягала на права и свободу другой нации. Несмотря на всю образованность и прогрессивность современного человека, межэтнические конфликты продолжают существовать. Предметом спора зачастую выступают:

  1. Различия во внешности.
  2. Отличия в религиозных направлениях.
  3. Отличия в культуре и традициях.
  4. Различия на уровне поведения в социуме.
  5. Различия на уровне восприятия мира.

Некоторые люди даже занимают позицию, что они являются лучшими из рода человеческого, нежели остальные народы. Естественно, подобная позиция превосходства человека по отношению к лицам другой национальности изначально предрекает возникновение конфликта.

Достаточно часто споры возникают в ситуациях, когда один народ попадает на территорию другого народа и пытается в нем жить. «Гости» пытаются принять привычки и традиции того государства, которое его приняло, однако на уровне межличностном все же некоторые правила могут за собой сохранять. Это будет вызывать негодование у тех, кто считается коренным жителем своей страны.

Также конфликты нередко возникают тогда, когда человек одной национальности влюбляется в представителя другой. Здесь каждая из сторон желает объединиться, а вот люди, которые окружают влюбленных, негодуют.

Чтобы разрешить конфликт на уровне межэтническом, можно прибегнуть к различным способам:

  1. Проявление терпения к различиям других народов. Данный способ является самым эффективным, однако редко кто его использует.
  2. Возврат каждого человека в свою страну, чтобы исчерпать конфликт.
  3. Игнорирование недоброжелателя, который нападает.
  4. Откладывание решения вопроса на время, когда обстоятельства немного изменятся.
  5. Переговоры с противником с целью устранения конфликта.
  6. Использование помощи посредника, который поможет сблизить интересы и взгляды конфликтующих сторон.

Политические конфликты становятся не редкостью. В былые времена они разрешались путем ведения войн. В настоящее время политические деятели стараются более мирными способами найти пути решения их несогласованности.

Политическими конфликтами называются споры между политическими деятелями в процессе решения политических вопросов. Здесь речь идет не о личных интересах каждого политика, а об интересах всей страны. Конфликты могут возникать по причине:

  • Влияния одной страны на другую.
  • Воздействия одной валюты на другую.
  • Желания одной страны владеть землями другой. И т. д.

Как могут политики урегулировать свои споры?

  1. Соглашение, где каждая из сторон уступает.
  2. Нахождение компромисса, где каждый сохраняет свои потребности и желания.
  3. Понимание позиции второй стороны, чтобы получить ее уважение и расположение.
  4. Ослабление сил противника, который после этого уже не сможет противостоять.
  5. Изменение условий, которые будут невыгодными второй стороне.
  6. Ожидание, когда сторона ждет благоприятных условий, чтобы снова решить вопрос, который не был устранен.

Итог

Конфликт – спор двух субъектов за право обладать неким благом, которое нужно обоим. Как решится конфликт, зависит полностью от участников процесса. Одни конфликты разрешаются сразу, другие могут длиться годами. Это зависит от того, как долго предмет спора будет важен для обеих сторон.

Пути решений межнациональных конфликтов

Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов, для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения, так как для каждого из них существует своя особенность, основа. Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только мирными способами. Так к наиболее известным из них относятся: 1. деконсолидация (разъединение) сил, участвующих в конфликте , которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. прерыв конфликта - способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей. 3. переговорный процесс - способ, для которого существует особые правила. Для того чтобы добиться в нём успеха, необходима прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш -- проигрыш» на модель «выигрыш -- выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

4. участие в переговорах посредников или медиаторов . В особо сложных ситуациях подтверждение законности договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Урегулирование конфликтов -- это всегда сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов. В процессе их регулирования этносоциологи и политологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп при том или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений

Вспоминая всю историю Советского Союза, остаётся очень интересным тот факт, что за время его существования межнациональные конфликты были исключительной редкостью, когда же после начала его распада стали вполне естественной реальностью в связи с обострением отношений между народами.

Так вскоре националистические проявления в ряде республик насторожили центр, но никаких действенных мер по их локализации предпринято не было. Первые беспорядки на этнополитической почве произошли весной 1986 года в Якутии, а в декабре этого же года - в Алма-Ате. Затем последовали демонстрации крымских татар в городах Узбекистана (Ташкенте, Бекабаде, Янгиюле, Фергане, Намангане и др.), в Москве на Красной площади. Начался рост этнических конфликтов, приведших к кровопролитию (Сумгаит, Фергана, Ош). Зона конфликтных действий расширилась. В 1989 году возникло несколько очагов конфликтов в Средней Азии, Закавказье. Позднее их огонь охватил Приднестровье, Крым, Поволжье, Северный Кавказ.

Начиная с конца 1980х, было зафиксировано 6 региональных войн (т.е. вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелого оружия), около 20 кратковременных вооруженных столкновений, сопровождающихся жертвами среди мирного населения, и более 100 невооруженных конфликтов, имеющих признаки межгосударственной, межэтнической, межконфессиональной или межклановой конфронтации.

Только в районах, непосредственно затронутых конфликтами, проживало не менее 10 млн. человек. Cм. Приложение №1 Для постсоветского пространства можно выделить три основных типа только вооружённых конфликтов типичных на то время:

а) конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств реализовать

свое право на самоопределение;

б) конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства;

в) конфликты, имеющие форму гражданской войны.

Развитие ситуации в межнациональных отношениях бывшего СССР

предсказывалось в работах английских и американских ученых. Большинство прогнозов, как показало время, достаточно точно отражало перспективы развития советского общества. Прогнозировались различные возможные варианты развития в случае, если государство не будет разрушено. Специалисты, анализируя англо-американскую историографию по этой проблематике, отмечали, что развитие этнической ситуации прогнозировалось в виде четырех возможных вариантов событий: "ливанизация" (этническая война, аналогичная ливанской);"балканизация" (наподобие сербско-хорватского варианта): "оттоманизация" (распад подобно Османской империи); мирное развитие событий с возможным преобразованием Советского Союза в конфедерацию или организацию государств, подобную ЕЭС или Британскому содружеству.

По данным разведслужбы Министерства обороны США, в будущем прогнозируется возможность 12 вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР. По расчетам в этих конфликтах могут погибнуть в результате военных действий 523 тыс. чел., от болезней - 4, 24 млн. чел., пострадать от голода 88 млн. чел., число беженцев может достигнуть 21, 67 млн. чел. Пока что этот прогноз подтверждается. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). - М., 1994 - С. 52.

Сейчас по количеству тайных и явных столкновений Россия удерживает пальму печального первенства, и в первую очередь благодаря крайне многонациональному составу населения. Сегодня для неё типичны следующие конфликты:

- "статусные" конфликты российских республик с федеральным правительством, вызванные стремлением республик добиться большего объема прав или вообще стать независимыми государствами;

Территориальные конфликты между субъектами федерации;

Внутренние (происходящие внутри субъектов федерации) этнополитические конфликты, связанные с реальными противоречиями между интересами различных этнических групп. В основном это противоречия между называемыми титульными нациями и русским (русскоязычным), а также и не «титульным» населением в республиках.

Ряд зарубежных и отечественных исследователей считает, что межэтнические конфликты в России происходят часто между двумя главными типами цивилизаций, характеризующими евроазиатскую сущность страны - западным христианским в своей основе и южным исламским. Еще одна классификация российских «болевых точек» основывается на степени остроты конфликта:

Зоны острых кризисных (военных конфликтов или балансирования на их грани) - Северная Осетия - Ингушетия;

Потенциально кризисные ситуации (Краснодарский край). Здесь основным фактором межнациональной конфликтогенности являются миграционные процессы, в результате которых обостряется обстановка;

Зоны сильного регионального сепаратизма (Татарстан, Башкортостан);

Зоны среднего регионального сепаратизма (Республика Коми);

Зоны вяло текущего сепаратизма (Сибирь, Дальний Восток, ряд республик Поволжья, Карелии и пр.).

Такая высокая концентрация «болевых точек» на территории России объясняется прежде всего крайне многонациональным составом населением, и поэтому многое зависит от общей линии правительства, поскольку все время будут открываться новые и новые очаги недовольства.

Межэтническая напряженность в ряде регионов будет сохраняться в силу того, что до сих пор не решены вопросы федеративного устройства, уравнивания прав субъектов федерации. Учитывая то, что Россия сформирована как по территориальному, так и по этнонациональному признаку, отказ от этнотерриториального принципа российского федерализма в пользу экстерриториальных культурно-национальных противоречий и может привести к конфликтам.

Наряду с этническим фактором, очень важным является фактор экономический. Примером тому может служить критическое положение, сложившееся в российской экономике. Здесь суть социальных конфликтов, с одной стороны, состоит в борьбе между теми слоями общества, чьи интересы выражают прогрессивные потребности развития производительных сил, и, с другой - различными консервативными, отчасти коррумпированными элементами. Основные завоевания перестройки - демократизация, гласность, расширение республик и регионов и другие - дали людям возможность открыто высказывать свои и не только свои мысли на митингах, демонстрациях, в средствах массовой коммуникации. Однако большинство людей психологически, морально не были подготовлены к своему новому социальному положению. И все это привело к конфликтам в сфере сознания. В итоге "свобода", будучи используемой людьми с низким уровней политической и общей культуры для создания несвободы иным социальным, этническим, религиозным, языковым группам, оказалась предпосылкой острейших конфликтов, сопровождающихся нередко террором, погромами, поджогами, изгнанием неугодных граждан "чужой" национальной принадлежности.

Одна из форм конфликтов нередко включает в себя другую и подвергается трансформации, этническому или политическому камуфляжу. Так, политическая борьба "за национальное самоопределение" народов Севера, которую ведут власти автономий в России, - не что иное, как этнический камуфляж. Ведь они отстаивают интересы не аборигенного населения, а элиты хозяйственников перед лицом Центра. К примеру политического камуфляжа можно отнести, например, события в Таджикистане, где соперничество таджикских субэтнических группировок и конфликт между группами народов Горного Бадахшана и доминирующими таджиками скрываются под внешней риторикой "исламская демократическая" оппозиция против консерваторов и партократов. Таким образом, многие столкновения скорее принимают этническую окраску в силу многонационального состава населения (то есть легко создается «образ врага»), чем являются этническими по сути.

Сейчас можно с точностью отметить, что одной из конфликтных зон является Прибалтика. И именно на эту проблему мы обратим своё внимание в следующей главе.

Конфликтные ситуации случаются не только между отдельными личностями.

Возникают и гораздо более серьезные , когда в инцидент включаются целые государства, миллионы людей.

Многие люди не до конца понимают, в чем заключается опасность межнациональных конфликтов , насколько важно решать проблему мирным путем, в противном случае возможны серьезные последствия.

Понятие

Национальным конфликтом называют столкновение интересов, взглядов между национально-этническими общностями, либо их составляющими.

В большинстве случаев это результат национализма.

Межнациональный конфликт — это более широкое понятие. Это вид социального конфликта. В его основе множество противоречий.

Обычно они носят государственный, политический, этносоциальный характер. В таких спорах принимают участие тысячи и миллионы человек. Они носят широкомасштабный характер, могут длиться годами, десятилетиями.

Если стороны перестают слышать друг друга, пытаются доказать свою правоту, ситуация сильно осложняется и может привести к военным действиям .

Именно поэтому такие ситуации стараются решить на первых стадиях, предотвращая их развитие.

В чем состоят причины возникновения?

Почему они возникают? Причины национальных и межнациональных конфликтов немного различаются. К первой группе относятся следующие факторы:


К причинам межнациональных конфликтов относятся другие факторы:


Столкновение взглядов может возникнуть по разным причинам.

Это могут быть как материальные, вполне объяснимые противоречия, так и нематериальные, относящиеся к определенным идеологиям, составляющим той или иной культуры.

О межнациональных отношениях и конфликтах в этом видео:

Виды и примеры современных конфликтов

Национальные конфликты бывают:

Ярким примером является спор между Арменией и Азербайджаном о том, кому принадлежит Нагорный Карабах.

Территория имеет достаточно интересную историю, имеет большое значение для обоих государств, поэтому урегулировать спор не получается на протяжении многих лет .

К разновидностям межнациональных конфликтов относятся:

Межнациональные конфликты в истории являются весьма распространенными.

Это и борьба за ресурсы, за территорию .

Примером является Чеченский конфликт, когда поднимался вопрос независимости Чечни .

Были сторонники выхода Чечни из состава России и сторонники ее сохранения в пределах страны. Тогда разные этносы пытались доказать свою правоту, необходимость независимости, из-за чего и случился конфликт.

Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг:

В чем опасность: последствия

Данные ситуации являются очень опасными. Они нарушают права граждан, принципы всеобщей свободы, угрожают миру, демократии .

Главная опасность заключается в том, что конфликт может перерасти в войну, когда будет применяться оружие, пострадает множество людей.

Будут разрушены дома, города, села.

Пути преодоления и способы решения

В чем состоит план разрешения конфликтов? Чтобы преодолеть конфликты, решить такие ситуации, необходимо слышать друг друга. Применяются переговоры , заключение мирных договоров.

В переговорах участвую дипломаты, которые предлагают компромиссные решения.

Если стороны услышат друг друга, будут уважать оппозиционные взгляды, такие ситуации получится уладить.

Эксперты считают, что такие ситуации необходимо пресекать еще на начальном этапе , чтобы не допускать войны, гибели людей.

Нужно предотвращать дискриминацию населения , ущемление того или иного народа, следует воспитывать в гражданах уважение и любовь к другим культурам, стремление познать друг друга, а не проявлять ненависть.

Единство, стремление понять друг друга — это те составляющие, которые помогают эффективно предотвращать конфликты. Уважение интересов друг друга поможет сохранить мир .

Межнациональные конфликты и способы преодоления:

Можно ли предотвратить: профилактика

Предотвратить такие ситуации действительно можно. Для этого в людях с детства воспитывают уважение друг к другу вне зависимости от этнической принадлежности.

В школах проводят соответствующие уроки, рассказывают о разных культурах, об уникальности каждой из них. Детей учат взаимодействовать, несмотря на этнические различия.

Педагоги должны рассказывать о том, что все народы — равны , ни один из них не должен ставить себя выше другого. Один этнос не может быть лучше иного. Следует понять, что каждый народ уникален и неповторим, и этим надо гордиться, а не стремиться доказать свое превосходство.

Помогают предотвратить данные конфликты специальные фильмы, телепередачи и книги . Они воспитывают в представителях разных культур толерантность, терпимость по отношению друг к другу.

К наиболее эффективным способам предотвращения межнациональных конфликтов относят переговоры на официальном уровне между различными государствами, где каждая сторона выражает определенные взгляды, получает определенные советы и помощь.

Переговоры помогают решить некоторые вопросы, они предотвращают какие-либо недопонимания.

Конфликты могут случиться по разным причинам. Межнациональные являются одними из самых распространенных .

Они существовали как в далеком прошлом, так и существуют в двадцать первом веке, хотя их в большинстве случаев удается предотвратить на начальной стадии . Умение договариваться, находить компромисс может помочь в сохранении мира.

Предотвращение межнациональных конфликтов — мнение эксперта:

Ирбитский филиал

государственного бюджетного образовательного учреждения

Среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Тема: «Пути преодоления межнациональных конфликтов».

по учебной дисциплине «Этика и культура межнациональных отношений.»

Специальность: "Акушерское дело, Сестринское дело, Лечебное дело "

3 курс

Ирбит

2014

Дисциплина

Этика и культура межнациональных отношений.

Тема занятия

Пути преодоления межнациональных конфликтов.

Тип и форма занятия

Аудиторное теоретическое занятие (комбинированное).

Продолжительность занятия 90 минут.

Образовательные цели занятия

Студент должен уметь:

Высказывать свою точку зрения;

Аргументированно противостоять проявлениям национализма, национального экстремизма;

-проявление способности к национальной (этнической) самоидентификации и её обоснования, взаимодействие с соблюдением норм межнационального общения

Студент должен знать

Что такое межнациональный конфликт.

Причины появления межнациональных конфликтов.

Солидарность, толерантность.

Пути решения межнациональных конфликтов.

Цели воспитания и развития

Познавательные:

Выяснить, что такое межнациональный конфликт и чем отличается от других конфликтов.

Знать нормы международных отношений.

-Ум ения анализировать, обобщать и давать оценку событиям.

Знать тенденции в развитие современных межнациональных отношений

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, устную речь.

Развивать чувства солидарности, толерантности.

Воспитательные:

Поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Развитие общих компетенций

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повешение своей квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

Методы обучения

Информационно-развивающие.

Междисциплинарные связи (интеграция)

Обществознание, история

Обеспечение занятия:

Методическое обеспечение

Технологическая карта занятия, конспект лекции, учебник (Бателеаан П. Межкультурное образование – больше, чем долг. М.: Просвещение, 2013. С.243; Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М Академический проект. –Мир2014 г)

Наглядные пособия

Раздаточный материал

Текстовое задание, ситуационные задачи.

Список литературы

ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ (ХОД занятия)

Затраченное время

Организационный

Приветствие

Активизация сознания,

Положительная эмоциональная установка

Сообщение темы и мотивация

Сообщение темы занятия, запись на доске, определение цели занятия, актуализация значимости темы для освоения профессии.

Тема: Пути преодоления межнациональных конфликтов

Цели :

Объяснение нового материала

1.Мораль как способ преодоления межнациональных конфликтов.

2.Понятия «солидарность», «интернационализм, «толерантность».

3.Социальное творчество как альтернатива агрессии.

Закрепление пройдённого материала

Подведение итога

Самостоятельная работа для студентов (индивидуальная):

1.Определите и запишите в тетради 2 тенденции в развитии современных межнациональных отношений проиллюстрируйте каждую из них примером.

2. Определите и запишите в тетради факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты.

3.Прочитайте текст и ответьте письменно вопросы (задания представлены в разделе самостоятельная работа).

Преподаватель делает выводы.

Подведение итогов занятия совместно со студентами, путём ответов на представленные вопросы. (контрольные вопросы). Рефлексия.

Домашнее задание

Подготовить сообщение на тему «Появление межнациональных конфликтов».

План – конспект учебного занятия:

    Организационный момент.

Преподаватель проверяет готовность студентов к учебному занятию.

    Сообщение темы, целей, задач занятия, мотивации учебной деятельности студентов

Преподаватель сообщает тему, цели учебного занятия. Мотивация учебной деятельности: преподаватель подводит студентов к выводу о необходимости изучения темы. Тема студентам пригодится для того, чтобы они смогли найти общий язык с пациентами, т.к. пациенты могут быть разных, национальностей.

Вступительное слово преподавателя .

Главные понятия, отражающие общие существенные свойства и качества, стороны и отношения реальности называются категориями.

Постановка проблемы .

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран. В 25 государствах основная этническая общность составляет 90 % населения, ещё в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах едва ли половина населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится существовать на одной территории и мирная жизнь складывается не всегда. В результате чего могут возникать межнациональные конфликты – это одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующееся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооружённых столкновений, открытых войн. В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов. Большим влияниям на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хагантона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями.

    Формулировка целей занятия:

Группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определённой нации или народности. На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племён. Они входят в состав 180 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали распри, кровавые конфликты. Правящие классы, стремясь увеличить территорию и богатства, которые они владели, не раз натравляли один народ на другой. Разжигая национальную рознь, они использовали обстановку напряженности для усиления антидемократических режимов. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На сегодняшнем занятие мы должны понять – можем ли мы сегодня жить без межнациональных конфликтов? Есть ли такие страны, где национальный вопрос решён? Каковы пути гармонизации межнациональных отношений?

Мечтой лучших людей всех времён и народов было создание государства дружбы и братства, общества, гармонии между нациями. Мне хочется привести слова А.С. Пушкина «о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

Исходя из материала занятия можно поставить цели:

1. Формирование у студентов способности к национальной (этнической) самоидентификации и её обоснования.

2. Способность аргументированно противостоять проявлениям национализма, национального экстремизма.

3. Формирование способности взаимодействовать с соблюдением норм межнационального общения.

IV - V . Введение новых знаний, воспроизведение знаний и овладение студентами способами действий:

1.Мораль как способ преодоления межнациональных конфликтов.

Многонациональная среда – типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города и даже сёла. И вот именно поэтому сегодня как никогда, нужно быть корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные перипетии, а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный конфликт.

Межнациональный конфликт – это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так, один из них связан с межличностными и семейно- бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно- правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений. Сегодня достаточно свободный доступ к отдыху и работе за границей, о этом свидетельствует большой процент иммигрантов по всему миру, что постепенно привело к смешению всех народностей и национальностей. И, казалось бы, что в этом плохого, человечество не стоит на месте, а двигается и развивается. Но так ли это на самом деле? В действительно ли правильном направлении мы движемся, когда, взяв сейчас любую сводку новостей, то и дело натыкаемся на сообщения о том, что где-то прошёл очередной митинг, акция протеста или теракт. Причём, отметим, что очень много из этих выступлений связанно именно с межэтническим вопросом (что доказывает несомненную актуальность данной темы). Даже создаётся впечатление, что людям разных национальностей трудно жить на одной планете без попыток доказать превосходство своей национальности над другими.

Причины межнациональных конфликтов

За последние годы в различных частях света полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Армении, Афганистане, Таджикистане, Северокавказском регионе России и других. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный характер. Они развёртывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко в полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками. Первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаясь в труднообъяснимой почти патологической национальной нетерпимости. Непосредственными причинами периодически возобновляющихся столкновений обычно выступают ближайшие «несправедливости». Ставя в кавычки это слово, я имею в виду то, что в большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не существует, так как каждая руководствуется своей правдой, своими историческими периодами, событиями, фактами.

Современные политологи выделяют следующие причины межнациональных конфликтов:

    Социально-экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органов власти.

    Культурно-языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

    Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народ вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

    Экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате загрязнений, либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы

    Исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения)

    Конфессиональные – из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурные – особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

3. Социальное творчество как альтернатива агрессии.

Называя причины межнациональных конфликтов, необходимо раскрыть пути решения межнациональных конфликтов. Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов, для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения, так как для каждого из них существует своя особенность, основа. Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только мирными способами. Так, к наиболее известным из них относятся:

1. Д еконсолидация (разъединение) сил, участвующих в конфликте , которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. П рерывание конфликта - способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

3. П ереговорный процесс – способ, для которого существует особые правила. Для того, чтобы добиться в нём успеха, необходима прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем, переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят учёные, надо сменить модель «выигрыш - проигрыш» на модель «выигрыш - выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

4. У частие в переговорах посредников или медиаторов . В особо сложных ситуациях подтверждение законности договоренностям придает участие представителей международных организаций. Урегулирование конфликтов - это всегда сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов. В процессе их регулирования этносоциологи и политологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп при том или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений.

2. Понятия «солидарность», «интернационализм, «толерантность».

Одним из понятий, испохабленных перестройкой, было понятие интернационализма. В позднем СССР он уже стойко ассоциировался с тем, что мы кормим Кубу, арабов, негров, национальные республики и прочих дармоедов, поэтому и живем «плохо». Под этим же соусом разжигался национализм и сепаратизм в национальных республиках. После разрушения Советского Союза русское население в большинстве национальных республик оказалось на положении людей второго сорта и вынуждено было бежать, спасаясь от местных националистов. В новообразованной Российской Федерации власть начала проводить откровенно дискриминационную политику по отношению к русскому населению, чтобы избежать отделения оставшихся национальных республик. Еще больше ситуацию в межнациональных отношениях осложнила бесконтрольная миграция и возникший этнический криминал. Таким образом, у граждан сформировалось строго отрицательное отношение к такому понятию, как интернационализм. Однако интернационализм является одной из частей коммунистической идеологии. Этот факт отталкивает от коммунизма многих людей с патриотическими взглядами из-за неверного представления о нем.

Настоящий интернационализм заключается в равенстве трудящихся всех национальностей и их классовой солидарности. Это означает две вещи: во-первых, ни один человек не может иметь преимуществ или поражений в правах по принципу национальной принадлежности, а во-вторых, что классовые интересы трудящихся по всему миру совпадают. Ничего общего с тем, что происходило и происходит в РФ интернационализм не имеет. Если представители северокавказских республик имеют льготы при поступлении в ВУЗы, если их не призывают в армию, то это проявление национализма(!), а отнюдь не интернационализма. Ведь получается, что одни граждане государства имеют преимущества перед другими по этническому признаку. Тоже самое касается, например, еврейского лобби или различных диаспор. Если человек принимается на работу или продвигается по службе по принципу национальной принадлежности, то это тоже является проявлением национализма. Борьба с подобными явлениями – одна из задач интернационализма.

Также не следует путать интернационализм с толерантностью. Западная толерантность – есть прямое следствие капитализма. Люди разных национальностей в поисках работы и лучшей жизни вынуждены ехать в метрополию. Образуются крупные мегаполисы с компотом из различных культур и народов. Естественно, в этом компоте люди сбиваются по этническому признаку, образуя диаспоры. Возникают национализм и национальная напряженность. Толерантность – это попытка сгладить, затушевать неизбежные национальные противоречия при капитализме. Вместо устранения причины этих противоречий людям предлагается «терпеть» друг друга.

В коммунистической идеологии подход совершенно иной. В рамках социалистической экономики часть национальных противоречий снимается с помощью равномерного развития всех территорий. Кроме того, интернационализм признает культурное многообразие всех народов, однако под предлогом толерантности не допускает ситуаций, когда проявление одной культуры противоречит местной культуре или законам. Любые послабления неминуемо приведут к появлению национализма. Если представители одной культуры по каким-либо причинам оказались на территории, где доминирует другая культура, то они должны вести себя согласно тем нормам, которые приняты на этой территории. Причем держать людей в рамках можно просто за счет четкого исполнения законов. Закон должен быть един для всех национальностей. В этом заключается интернационализм.

Межнациональная толерантность – это отношение к представителям различных наций как к своей, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, отношение к любому человеку с позиции "презумпции национальной невиновности".

Противоположность толерантности – интолерантность. Проявлением межнациональной интолерантности являются этноцентризм и ксенофобия. Этноцентризм - это дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида, или группы, базирующаяся на убеждении превосходства одних этносов над другими или одной национальной культуры над другой. Ксенофобией являются страх и неприятие "инородцев" как представителей других культур, убежденность в том, что они могут принести только вред титульной нации.

Ксенофобия становится одной из гнетущих проблем современного российского общества как неприязнь к чужакам - иным этносам, религиозным меньшинствам, к специфическим, заметно отличающимся от большинства общества по целям, по интересам, по взглядам социальным группам. Находящееся в процессе трансформации современное российское общество особенно уязвимо перед экстремистской идеологией. Среди основных факторов, обуславливающих межнациональное общение, выделяют политические, экономические, исторические, культурные, этнические и т.п. Доминирующим фактором межнационального общения является противоречие между толерантностью и ксенофобией.

Нередко ксенофобия проявляется как закономерная реакция отторжения коренным населением приезжих, не нашедших путей интеграции в новое общество, в новую культуру.

Последнее десятилетие насыщено проявлениями радикального национализма и ксенофобии. В мирное время применяется огнестрельное оружие, а преступления маскируются как бытовые, ужесточается религиозно и идеологически мотивированный вандализм - от рисования оскорбительных граффити до поджогов и взрывов. Все более активно и разнообразно используются различные провокации для нагнетания ксенофобной истерии в обществе. Растет количество бытового ксенофобно мотивированного насилия и массовых конфликтов, перерастающих (или угрожающих перерасти) в этнические погромы, что нередко бывало в истории России. Это во многом связано не только с миграцией населения из других регионов нашей страны и СНГ, но и недостаточным вниманием к воспитанию толерантности у населения и, прежде всего, у подрастающего поколения и молодежи.

Ксенофобия (от греч. ξένος, «чужой» и φόβος, «страх») определяется как:

- нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному;

- восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного враждебного;

- воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления.

Составляющими ксенофобии в России являются кавказофобия, китаефобия (синофобия), антисемитизм, этно и религиозная фобии (исламофобия,), мигрантофобия, гомофобия. Специфическим направлением в этнофобиях является русофобия. Расизм, утверждающий расовое превосходство, этнонационализм, абсолютизирующий и превозносящий этнические отличия, религиозный фанатизм, настаивающий на истинности и превосходстве религиозной доктрины, сексизм, чаще дискриминирующий женщин и превозносящий мужской пол, эджеизм, утверждающий преимущества молодого возраста, дискриминирующий старшие поколения: все это – наиболее распространенные идеологии и идеологические дискурсивные практики, связанные с культурными особенностями, противоположные толерантному отношению.

В условиях демократического транзита, т. е. движения в направлении к демократической системе, разного рода фобии стали проявляться более рельефно, в отдельных случаях агрессивно. Сохранение ксенофобских тенденций можно объяснить несовершенством демократии в России, отсутствием либеральных традиций, отсутствием нормального гражданского общества, которому присуща терпимость и в котором действуют механизмы предотвращения ксенофобии и противостояния ей.

Развитие ксенофобии на современном этапе связывают с тяжелым экономическим положением людей, понижением социального статуса целых общественных слоев, горечью за падение по сравнению с СССР престижа России, что способствует росту "комплекса неполноценности" и побуждает искать конкретных виновников всего происшедшего со страной, с обществом, с каждым отдельным человеком. Чаще всего такими виновниками оказываются чужаки, которые находятся в непосредственной близости от пострадавших, и потому на них удобнее и проще сорвать злобу.

Постсоветская ксенофобия порождена не только нынешними условиями. Она имеет достаточно глубокую социокультурную и этническую основу.

Задания для самостоятельной работы

    Определите и запишите в тетради 2 тенденции в развитии современных межнациональных отношений, проиллюстрируйте каждую из них примером.

    Определите и запишите в тетради факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты.

    Прочитайте текст и ответьте письменно на нижеприведенные вопросы.

«Национальные отношения, т.е отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредствуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены 3 основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный, биологический. При политико-правовом под нацией понимается согражданство, т.е сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические нации, которые на международной арене выступают как «национальные государства».

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания. Э. Геллнер, известный исследователь феномен нации отмечал: Два человека принадлежат к одной нации, если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создает человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей. Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

Третий подход к пониманию нации, биологический, основан на признании кровной общности главной доминантой нации.»

    Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

    В тексте говорится о влиянии государства на этноциональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.

Вывод: Мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты, в любом многонациональном обществе сохраняются опасности перевода конфликта на межнациональный уровень. Помимо мудрой национальной политики, необходимо развитии личной культуры межнациональных и шире – межличностных отношений, который должен каждый вырабатывать в себе.

Итоги занятия. Чему научились, что узнали, что вспомнили.

сегодня я узнал… было интересно… было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился…

у меня получилось … я смог… я попробую… урок дал мне для жизни… мне захотелось

Список литературы

    1. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М Академический проект. –Мир2014 г.

      Тишков В. Этническое и религиозное многообразие – основа стабильности и развития российского общества / Этнопанорама. 2013. №1-2. С2-12.

      Бателеаан П. Межкультурное образование – больше, чем долг. М.: Просвещение, 2013. С.243