Презентация на тему "память и ее развитие". Презентация по психологии на тему "память как психический познавательный процесс" Презентация на тему память по психологии маклаков


Характеристика памяти

Основной характеристикой памяти в психологии является отражение ее, как функции мозга, способной усваивать, удерживать и впоследствии использовать информацию, получаемую от всех пяти основных чувств человека: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Это своего рода матрица, куда закладывается полная база данных о всем имеющимся жизненном опыте индивида, связующая его прошлое и настоящее без которой человечество вряд ли смогло бы выжить и развиться, как биологический вид. Психология, как наука, в отличие от медицины работает в основном с прижизненным видом памяти, хотя генетическая ее разновидность тоже учитывается, в особенности, при определении наследственной составляющей в организации психических состояний человека и оценки степени их отклонений от нормы.


Забыть или запомнить?

Если говорить о механизмах памяти, то в психологии они делятся по основным своим функциям: необходимости запомнить поступившую информацию, сохранить ее, воспроизвести при необходимости и забыть в случае ее малозначимости. Кстати, забывание совершенно не означает полное стирание ненужных файлов. Они просто закладываются в более глубокие «архивы» и извлекаются оттуда по импульсному запросу той части нашего сознания, которая отвечает за текущий жизненный опыт и фильтрации его по степени важности.


Забыть или запомнить?

Залогом успеха в любом виде деятельности человека является развитие памяти, и психология предлагает массу методик, способных помочь максимально, в мельчайших деталях запомнить и сохранить на долгий срок получаемую информацию. Естественно, основы развития внимания и памяти в психологии человека закладываются в детстве и начинать строить прочный фундамент для «библиотеки накопленных знаний о внешнем мире» лучше именно в первой декаде жизни ребенка, так как детская память более гибкая и цепкая, хотя и в более позднем возрасте, при желании и использовании различных техник запоминания, возможно научиться достаточно быстро извлекать из «кладовых мыслительного процесса» все необходимые на данный момент сведения.


Раз ступенька, два ступенька...

Структура памяти в психологии человека обычно представляет собой трехуровневую лестницу, ступеньки которой располагаются по иерархии их временной составляющей.


Сенсорная память

Самой короткой по длительности является сенсорная память, период удерживания данных которой, составляет, от силы, полсекунды. Она перерабатывает информацию, идущую от органов чувств, и если «высшее начальство» в виде конкретных центров головного мозга не проявило к ней должного внимания, то сенсорная составляющая нашей памяти, благополучно удаляет ненужный материал из своей «корзинки» и заполняет ячейки новыми информационными поступлениями.


Кратковременная память

Следующий уровень в нашей лестнице занимает кратковременная память, которая по продолжительности своего действия превышает сенсорную, но тем не менее, тоже имеет свои ограничения. К примеру, объемы запоминаемого материала сводятся к 5-7 информационным единицам. Причем 7 это предел и если нужно усвоить больше сведений, то мозгу приходится производить перегруппировку символов, для того, чтобы уместить их в отведенные ему кратковременной памятью 7 ячеек.


Долговременная память

Для более длительного хранения и последующего многократного воспроизведения воспоминаний существует долговременная память, у которой также есть свои минусы, в частности время, затрачиваемое на поиск нужных сведений. Но тем, не менее вся машина работает достаточно быстро и слаженно, так что подавляющее большинство запрашиваемых данных «подаются к столу» вовремя и практически без искажений.



Природа все продумала за нас и нам остается только быть ей бесконечно благодарными за все прекрасные моменты нашей жизни, которые, мы помним и за те негативные воспоминания, на которых у нас есть возможность учиться, извлекая уроки

Память -ОСНОВА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БЕЗ НЕЕ НЕВОЗМОЖНО ПОНЯТЬ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, СОЗНАНИЯ, ПОДСОЗНАНИЯ. ОЭТОМУ ДЛЯ П ЛУЧШЕГО ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА НЕОБХОДИМО КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЗНАТЬ О НАШЕЙ ПАМЯТИ.

Виды памяти: Непроизвольна я и произвольная Словеснологическая непосредстве нная Мгновенная Долговремен ная образная Оперативная Слуховая Кратковрем енная Зрительная Двигательная Эмоциональна я

Мгновенная память определяется процессами, происходящими в периферическом отделе анализатора (в рецепторах). Информация там хранится очень недолго – от долей до нескольких секунд

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

Эмоциональная память -- это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях.

непроизвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести. · произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

ОСНОВНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПАМЯТИ ЯВЛЯЮТСЯ: быстрота запечатления объем точность воспроизведения длительность сохранения готовность к использованию сохраненной информации

Чтобы совершенствовать и развивать память, вы можете использовать следующие приемы: Повторение заученного. Руководитель должен периодически освежать в памяти все запомненное (перечитывать, продумывать, перелистывать и т. д.).

Тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить виденное, надо развивать наблюдательность. Наблюдательность способствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д.

Гигиена памяти. Память является важнейшей функцией интеллекта. Можно вполне уверенно сказать: есть память есть человек, нет памяти - нет человека. Поэтому каждый человек должен соблюдать гигиену памяти.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ 1)Индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не все, а люди с плохой памятью не все забывают. 2)Индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти.

– ОТРАЖЕНИЕ МОЗГОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРОЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СОХРАНЕНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ ИНФОРМАЦИИ Мгновенная Кратковрем енная Долговремен ная Оперативна я Генетическ ая Двигательн ая Зрительная Эмоциональ ная Слуховая Осязательн ая, обонятельн ая, вкусовая память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. память -- это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. Чтобы совершенствовать и развивать память, вы можете использовать следующие приемы: Повторение заученного. Руководитель должен периодически освежать в памяти все запомненное (перечитывать, продумывать, перелистывать и т. д.). Целенаправленные упражнения. Путем специальных упражнений можно развить все виды памяти. Здесь можно предложить: заучивание цифрового материала, заучивание текстов прозы и стихов, запоминание образов. Тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить виденное, надо развивать наблюдательность. Наблюдательность способствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д. Гигиена памяти. Память является важнейшей функцией интеллекта. Можно вполне уверенно сказать: есть память есть человек, нет памяти - нет человека. Поэтому каждый человек должен соблюдать гигиену памяти.

Выполнила: студентка 132 группы I курс Киселева Мария Проверил: преподаватель возрастной анатомии Акайкина Ю.А. Томск 2014 Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования томской области. Областное государственное бюджетное образовательное учреждение. «Томский государственный педагогический колледж.» (ОГБОУ «ТГПК»)




Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности


Существует 4 процесса памяти: Запоминание это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.


Хранение процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.


Забывание потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.










Основные виды памяти Кратковременная память Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Повторение сохраняет содержимое кратковременной памяти. Её емкость весьма ограничена. Современные оценки ёмкости кратковременной памяти - обычно 4-5 объектов. Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код.


Долговременная память Долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу.




1. Сколько телефонных номеров вы храните в голове? Несколько – те, которыми постоянно пользуюсь – 2. Ни одного, даже свой иногда забываю – 1. Точно не считал, но много – Случается, что вы не можете вспомнить, о чем хотели поговорить с человеком? Бывает, если меня перебивают – 1. Никогда, меня и в других это раздражает – 3. Случается, если это что-то несущественное – Можете ли вы вспомнить какую-нибудь любимую одежду из дошкольного детства? Конечно, и не одну – 3. Нет, если только по фото – 1. С трудом, но игрушки помню – 2.


4. Вы можете забыть о важной встрече? Периодически этим страдаю – 1. Считанные разы бывало такое, когда забывал записать – 2. Нет, если она назначена в обозримом будущем – Часто ли вы приходите из магазина без нужной покупки? Страхуюсь – прохожу все отделы – 2. Нет, я точно помню, что мне нужно – 3. Да, если нужных покупок больше трех – Можете ли вы точно воспроизвести, что делали три дня назад? Да, если происходило что-то выдающееся – 2. Только в общих чертах – 1. Думаю, да – 3.


7. Помните ли вы слова детских или застольных песен? Не помню, потому что никогда не знал – 1. Не больше пары куплетов и припева – 2. И помню, и пою – Вы вспомните имя старого приятеля, с которым не общались много лет? Да, если раньше мы были близки – 2. Нет, для меня это проблема – 1. Если мы общались, непременно вспомню – Вы забываете о днях рождения родных и близких? Нет, но это заслуга записной книжки – 2. Да, на меня уже даже не обижаются – 1. Нет, помню даже, сколько кому лет – 3.


Вы набрали: 16 и менее баллов Вы отличаетесь не только отсутствием памяти, но и рассеянным вниманием. Можно, конечно, над этим умиляться, но жить с таким «набором» сложно. Не исключено, что вам просто не хватает самоорганизации и примитивный еженедельник значительно облегчил бы ваше существование. Но лучше все- таки начать уделять внимание развитию памяти, решать головоломки и кроссворды, учить стихи и иностранные языки. От 17 до 23 баллов У вас память достаточно посредственная. Возможно, проблема в большом объеме информации, которой забита ваша голова, но нужный «файл» извлечь не всегда удается. Поэтому разгрузите голову, воспользовавшись современными средствами напоминания: на работе – компьютер, электронные записные книжки, в быту – мобильный телефон, таймеры и будильник. 24 и более баллов Память и внимание – ваша сильная сторона. Возможно, это природное качество, но все равно не стоит «перегружаться». Психологи утверждают, что люди, которые никогда ничего не забывают, живут в состоянии постоянного напряжения, ощущают груз тревоги и внешних запретов. А кроме того, нередко лишают себя радости творчества и открытий.




Память есть у всех живых существ. У животных есть генетическая память(хранится в генотипе и передается по наследству) и механическая (основанная на повторении действий) Память Память - это сложный процесс запоминания, воспроизведения и хранения информации, который продолжается в течение всей жизни человека.








Например, нужно не забыть сказать другу, чтобы он взял на улицу мяч, не забыть купить хлеб в магазине и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды, минуты или несколько часов.








Когда же, наоборот, цель не ставится, и волевые усилия не прилагаются, но человек помнит какое-либо действие или событие, то это и есть непроизвольное запоминание. Например, просматривая какой-либо фильм, мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо, но спустя какое-то время можем вспомнить многие сцены этого фильма.










Простые события, оставившие у человека сильное впечатление, запоминаются СРАЗУ,ПРОЧНО, НАДОЛГО. Более сложные, но менее интересные события, человек может переживать десятки раз, но в памяти они не остаются. Закон забывания (Немецкий психолог Г.Эббингауз) Закон мотивированного забывания (З.Фрейд) Человек имеет склонность забывать психологически неприятное








ОЬЪЕМ (возможности запоминания и сохранения информации) БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ (скорость произвольного запоминания) ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ (использование в практической деятельности имеющуюся информацию) ТОЧНОСТЬ (точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию) ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ (удерживание определенное время необходимой информации)