Называется переселение души. Исследования ученых о жизни после смерти, реинкарнации и карме

Православные святые о реинкарнации

«Существует ли реинкарнация? Или человек живет только один раз?»;

«Можно ли рассматривать историю о слепорожденном, описанную в Евангелии от Иоанна, как еще одно свидетельство существования в раннем христианстве веры в реинкарнацию?»;

«Почему Православная Церковь не признает доктрину о предсуществовании (реинкарнации) души?»,

Всё это реальные вопросы, заданные священникам посетителями православных сайтов.

Эти примеры показывают, что вопрос об отношении к учению о переселении душ всерьез занимает многих людей в России, и это совсем не удивительно, если учесть активное распространение этой идеи в книгах, фильмах, телепередачах и газетах.

Представление о том, что после смерти человек снова возвращается к земной жизни уже в новом теле - одно из самых древних и распространенных на Земле. Согласно опросам Института Гэллапа, идею реинкарнации разделяет большая часть населения планеты.

Эта идея свойственна прежде всего религиям индийского происхождения - индуизму, буддизму и джайнизму, однако в минувшем столетии она получила распространение и среди заметной части населения стран христианской традиции. Так, например, исследования, проведенные в Англии центром «Theos», говорят, что в реинкарнацию сейчас верят более четверти британцев - 27%. Распространяются эти идеи и среди некоторых россиян, что показывают процитированные вначале вопросы.

В религиях индийского происхождения понятие о переселении душ тесно связано с понятием кармы. Можно привести определения, которые дает святитель Николай Сербский: «Реинкарнация - повторное рождение, рождение в новом теле. Испокон веков индусы знали, что в человеке есть живая душа. Умирает тело, а душа не умирает… Когда тело умирает, душа выходит из тела и появляется в новом теле, будь то человеческое тело или животное, согласно не Божией воле, а карме, которой подчинены и сами боги.

Карма - совокупность дел, добрых и злых, совершенных в прошлой жизни отдельного человека, определяющая, в каком теле или статусе появится его душа, когда выйдет из умершего тела. Карма определяет судьбу богов и людей» .

Оба эти понятия несовместимы с христианством и полностью противоположны мировоззрению христианина. Однако отталкиваются они от верных религиозных интуиций, свойственных каждому человеку, и, видимо, только этим можно объяснить их столь широкую распространенность и долгожительство.

Что касается идеи реинкарнации, то в ней древние люди, по замечанию святителя Николая Сербского, выражали убеждение: «Человек целиком не умирает со смертью тела, что-то от него остается и продолжает жить и после смерти» .

В свою очередь концепция кармы, по тонкому наблюдению В.К. Шохина, «выражает несомненную и очень глубокую интуицию человеческого разума и сердца в связи с тем, что человеческие деяния имеют результаты, не исчерпывающиеся кратким промежутком земной жизни, но “прорастающие” в посмертном существовании индивида. Очевидно, что учение о карме выражает потребность человеческого духа в справедливости и правде» .

Эти интуиции известны и христианам, верящим в посмертную жизнь и справедливое загробное воздаяние. Но вот те интерпретации, которые были предложены им в Индии, увы, не приблизили своих сторонников к Истине, а напротив, удалили от нее, дав искаженное объяснение, обусловленное тем, что в Индии не знали личного Бога, буддизм же окончательно отверг и то немногое, что там помнили про Творца.

Древние святые отцы о реинкарнации

В связи со значительной распространенностью идеи «переселения душ» в современном обществе представляется полезным обратить внимание на то, что писали о ней наши святые, а также другие православные авторы. Многие древние святые отцы Церкви были знакомы с идеей реинкарнации и давали ей вполне определенную оценку.

Так, еще святитель Епифаний Кипрский в своем ересиологическом сочинении «Панарион» упоминает среди ересей эллинских философов то, что «Пифагор… допускал переселение душ из одних тел в другие, даже в тела животных и диких зверей… Платон… также допускал переселение душ в тела даже до зверей».

И блаженный Феодорит Кирский пишет: «Пифагор баснословил о переселении душ, говоря, что переходят они не только в тела бессловесных, но и в растения. Этой же басни держался несколько и Платон. А Манес и прежде него злочестивый ряд так называемых гностиков, взяв это в повод себе, утверждали, что в этом состоит наказание… Но Церковь благочестивых гнушается этими и подобными им баснями и, следуя словам Божиим, верует, что воскреснут тела, с телами судимы будут души, жившие порочно подвергнутся мучению, а заботившиеся о добродетели сподобятся наград» .

Многие святые отцы упоминали идею о переселении душ и всегда порицали ее как заблуждение, несовместимое с христианской верой.

Можно вспомнить здесь, в частности, святителя Иоанна Златоуста, который писал: «Что же касается до души, то языческие философы оставили учение о ней самое постыдное; говорили, что души человеческие делаются мухами, комарами, деревьями; утверждали, что сам Бог есть душа, и вымышляли многие другие нелепости…

В Платоне ничего нет удивительного, кроме этого одного…

В мнениях этого философа, если обнажишь их от прикрас в выражении, увидишь много мерзости, особенно когда он философствует о душе, без меры и превознося ее и унижая… Иногда он говорит, что душа причастна божескому существу; а иногда, возвысив ее так неумеренно и так нечестиво, оскорбляет ее другою крайностью, вводя ее в свиней и ослов, и в других животных, еще хуже» .

Подобное же отношение мы видим и у других святых, в частности, у святителя Иринея Лионского, святителя Григория Нисского, святителя Кирилла Александрийского, блаженного Иеронима Стридонского и святителя Григория Паламы.

Наконец, учение о реинкарнации было осуждено Православной Церковью на Константинопольском Соборе 1076 года.

Третий пункт его постановления гласил:

«Принимающим перевоплощение человеческих душ… и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь - анафема».

Отношение к индийскому и буддийскому взгляду на реинкарнацию

О том же восприятии реинкарнации, которая имеет место в индийских религиях, писали святые более позднего времени, в частности, святитель Николай Сербский, который связывал эту идею с индийскими представлениями о бесконечности мира: «[по представлениям индусов], когда тело умирает, душа входит в другое тело, сходное по карме, то есть по своим поступкам, желаниям и стремлениям, с прежним телом.

И, таким образом, одна душа появляется в бесчисленных телах и живет, можно сказать, вечно в этом вечном мире.

Ведь этот мир бесконечен во времени и пространстве. И поскольку в лабиринте этого мира нет ни дверей, ни окон, то душе человеческой некуда деться, кроме как переходить из тела в тело бесконечно. Сам Будда утверждал о себе, что его душа появлялась и жила в этом мире восемьдесят тысяч раз!» .

Как отмечал православный дореволюционный исследователь буддизма иеромонах Мефодий (Львов), по буддийским представлениям, «в каком бы теле душа ни находилась, она несет в нем последствия своих собственных дел. Все, чем только бывает человек и что испытывает: радость и печаль, красота и безобразие, величие и ничтожество, богатство и бедность,- все это оказывается плодом его дел в прежней жизни.

Богат ли кто, беден ли, счастлив или несчастлив,- он пожинает то, что сеял. Как и весь мир, душа совершает всегда постоянный круговорот вместе с возникновением и исчезновением материальных форм, причем причинной появления нового существа, новой формы, является вина и заслуга предшествующего состояния.

Душа… будучи привязана к сансаре, снова является в какой-нибудь форме ее обитателей, но при этом является уже как бы новым индивидуумом, новым существом. В ней не остается ничего прежнего, кроме причинной связи с прежней формой,- связи, установленной только делами… Переселяется не душа, а ее дела... тут не душепереселение в собственном смысле этого слова, а душепревращение» .

По словам святителя Николая Сербского, «эта теория, именно в силу своей простоты и кажущейся этичности, настолько была укоренена в индийской философии, что даже Будда не пытался ее оспаривать. Ничего Гаутама Будда не добавил к [этому] преветхому индийскому верованию…, кроме одного только метода освобождения души от жизни вообще и перехода в нежизнь, в безотрадность, в нирвану.

Этот [буддийский] метод есть метод преизнурительной аскезы, каковой мир нигде не зафиксировал и не отметил. Освободиться от этого живого тела - есть ли что более легкое? Один комар в состоянии убить тело. Но освободиться от живой души - самая тяжелая задача, некогда поставленная человечеством перед собой с помощью Индии. Будда верил в то, что он решил эту задачу. Мы в это не верим. Мы не считаем, что эту задачу нужно решать, поскольку постановка ее не обоснована. Не существует переселения душ из тела в тело и, соответственно, не существует и поставленной задачи» .

Отмеченное святителем Николаем стремление буддистов освободиться от души коренным образом повлияло на их представления о человеке, а уже те, в свою очередь, повлияли на ту специфическую интерпретацию идеи переселения, которую она получила в буддизме.

Буддизм «отрицает не только тело, но и дух, самосознание. Он знает только твердый средоточный пункт в человеческой жизни, именно: познание. Как духовный зародыш человека оно по смерти его, ищет себе новое тело и делает из него другое телесное бытие. Этот познавательный элемент есть связующая сила, которая соединяет различные существования друг с другом в одну цепь. Только в нирване эта первосубстанция разрешается в ничто.

Но, не смотря на то, что буддизм твердо удерживает этот познавательный элемент; он все-таки отрицает духовную личность.

Того, что мы разумеем под личностью, самосознательного, простого мыслящего существа буддизм не знает.

Он видит в духовном "я" только временное воспламенение познавательной субстанции, которое потухает со смертью, чтобы доставить материал для появления иного существа.

Оно ни на один миг не остается тожественным, но постоянно меняется и превращается, как все истребляющее пламя. Поэтому существо, которое образует продолжение существования умершего во время душепереселения, не тождественно с ним: это - другое» .

Но, хотя буддизм в наиболее разработанном виде своего учения отрицает существование личности, при этом расходясь во взглядах, насколько она иллюзорна - полностью ли, или же существует все же некая «псевдо-личность», однако в конкретных канонических текстах представление о реинкарнации выражено, как правило, в гораздо более привычном для небуддийского читателя варианте.

Процитируем одно из свойств, которое, по утверждению Будды, приобретает следующий его путем аскет: «Он вспоминает различные места, где пребывал в прежних существованиях, а именно: в одном рождении, в двух рождениях… в ста рождениях, в тысяче рождений, в сотне тысяч рождений… во многих периодах развертывания и свертывания мира: "Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием, испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни.

Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом мире. А там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии..." - так вспоминает он во всех обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних существованиях» (Дигха Никайя, 13. Тавиджа сутта, 40).

Иными словами, непосредственный читатель такого текста видит примерно то же представление о реинкарнации, что и у Пифагора или гностиков, или у современных отечественных оккультистов.

Поэтому стоит обратить внимания на те аргументы и критику, которые святые отцы выдвигали против учения о переселении душ.

Аргумент святого Иринея

Святитель Ириней Лионский писал: «Учение их о переселении (душ) из тела в тело мы можем опровергнуть тем, что души ничего не помнят из того, что прежде было с ними.

Ибо, если бы они были произведены для того, чтоб испытать всякий род деятельности, им надлежало бы помнить то, что было прежде сделано, чтобы восполнить недостающее и чтобы не заниматься непрерывно все одним и тем же и не нести жалкого труда,- ибо соединение с телом не могло бы совершенно уничтожить память и ясное представление прежде бывшего, особенно когда для этого пришли (в сей мир).

Как теперь душа спящего человека во время покоя тела многое из того, что она видит сама собою и делает в сновидении, вспоминает и сообщает телу… - так она должна помнить и то, что делала прежде прибытия в это тело.

Ибо, если то, что в короткое время было во сне видно или представлено в воображении и притом одною только душою, она, по соединении с телом и распространении своем во всяком члене, вспоминает, тем более она должна бы помнить то, чем занималась долгое время и в течение целого периода протекшей жизни…

Против тех, которые говорят, что само тело причиняет забвение, может быть сделано следующее замечание. Каким же образом душа то, что она сама собою видит во сне и во время размышления при умственном напряжении, когда тело покоится, помнит и сообщает это своим близким? И если бы само тело было причиною забвения, то душа, существуя в теле, не помнила бы того, что было давно ею познано посредством зрения или слуха, но как скоро глаз отвратился от зримых предметов, исчезала бы и память о них. Ибо, существуя в самом (орудии) забвения, она не могла бы знать ничего другого, кроме того только, что видит в настоящую минуту…

Посему, если душа не помнит ничего о предшествующем своем состоянии, но здесь получает познание о существующем, то значит, она не была некогда в других телах, не делала чего-либо, о чем она и не знает и не знала, чего (умственно) не видит теперь.

Но как каждый из нас получает свое тело чрез художество Божие, так получает и свою душу.

Ибо Бог не так беден и скуден, чтобы не мог даровать каждому телу особую свою душу, равно как и особенный характер. И, поэтому, по исполнении числа, которое Он сам предопределил, все вписанные в (книгу) жизни восстанут с собственными телами, и своими душами… в которых угодили Богу. Достойные же наказания подвергнутся ему также с своими душами и телами в которых они отступили от благости Божией» .

Действительно, то, что человек не помнит своих прежних рождений, предполагаемых идеей реинкарнации - факт вполне очевидный и повсеместный. Однако нужно учесть, что среди сторонников идеи реинкарнации немало тех, кто убежден, будто с помощью специальных психотехник можно свои прошлые жизни «вспомнить».

Эту убежденность выражает и процитированный выше отрывок из Тавиджа сутты, где подобное воспоминание обещается как один из плодов аскетизма. Современные же западные сторонники реинкарнации считают, что такого результата можно легко добиться и без всякого аскетизма - например, с помощью гипноза.

Это, впрочем, лишь подтверждает тот факт, что память о прошлых рождениях не является естественным опытом человека, из которого вырастает идея реинкарнации, но, наоборот, люди, уже принявшие умом идею реинкарнации, затем ищут способов подтверждения ее. Это тот случай, когда не объяснение идет от фактов, но, наоборот, факты изыскиваются под заранее готовое объяснение.

ВОСПОМИНАНИЯ О «ПРОШЛЫХ ЖИЗНЯХ» ПОД ГИПНОЗОМ

Действительно, зафиксировано немало случаев, когда в состоянии гипноза люди вдруг начинают «вспоминать» свои прошлые жизни совсем как в Тавиджа сутте: «Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду… испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни» и т.д. Благодаря современной массовой культуре такое «воспоминание на кушетке гипнотизера» даже стало своего рода клише, которое то и дело встречается в фильмах и книгах.

Но когда ученые решили обработать аудиозаписи таких «воспоминаний» и тщательно изучить их, сразу выявилось несколько примечательных обстоятельств.

Во-первых, подавляющее большинство «вспоминающих» в своих «прошлых жизнях» непременно выступают на первых ролях - «опрошенные оказываются как правило бывшими великими жрецами, тамплиерами, чудотворцами, весталками, друидами, инквизиторами, знатными куртизанками (почти никто не соглашается на скромные рождения!), жизни которых протекали по большей части в Древнем Египте, но иногда в царстве ацтеков в Мексике, сакральном Бенаресе или при дворе Фридриха II в Палермо, то есть, в местах, отмеченных авторитетом религиозным или эзотерическим» .

По справедливому замечанию исследователей, «становится непонятным, куда же собственно делось большинство человечества, тех, кто просто обрабатывал землю, работал в городе, служил господам, занимался торговлей» .

Среди западных «вспоминателей» крайне мало находится тех, кто оказался бы в «прошлой жизни» обычным крестьянином или домохозяйкой, но еще меньше тех, кто вспоминал бы свое прежнее существование, например, в теле таракана, жабы или крысы, хотя теория реинкарнации предполагает участие в этом процессе отнюдь не только человеческих тел.

Но какой-нибудь навозной мухой, равно как и заурядным трубочистом, мало кто хочет оказаться. Потому и не оказывается. А оказывается тем, кем хотел бы оказаться. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен волей и предпочтениями самих вспоминающих.

Во-вторых, сведения, которые «вспоминающие» рассказывают под гипнозом, не выходят за рамки того, что известно современному человеку о той или иной эпохе из книг, фильмов и учебников истории.

Исследователи задавали им вопросы с просьбами описать свое прошлое тело, одежду, язык и окружение.

Если бы переселения душ были реальностью, то воспоминания о них стали бы настоящим кладезем бесценной информации для ученых - историков, археологов, палеолингвистов и многих других. Сколько неясностей и вопросов есть по каждому эпизоду человеческой истории в любой части света.

Сколько цивилизаций не изучено из-за недостатка данных, сколько древних алфавитов до сих пор не расшифровано, сколько мертвых языков не разгадано...

Если бы «воспоминания» гипнотистов были действительно воспоминаниями о прошедших жизнях, то ученые могли бы получать все отгадки непосредственно из уст очевидцев и носителей языка. Однако изучение множества аудиозаписей «воспоминаний» показывает, что среди них «очень мало таких, которые не соответствовали бы сведениям из учебников истории, словарей, энциклопедий» .

Иными словами, не наука получает пищу от этих воспоминаний, а, напротив, эти воспоминания всецело определяются тем, что уже известно современной науке. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен объемом знаний самих вспоминающих.

Таким образом, если подавляющее большинство подобных свидетельств в пользу реинкарнации обусловлены волей, предпочтениями и знаниями самих «вспоминающих», то нетрудно сделать вывод, что эти воспоминания представляют собой ни что иное, как разновидность мечтания, продукт человеческого воображения, сделанный в таких условиях, когда мечтающий сам принимает свои грезы за нечто подлинное.


ОБЪЯСНЕНИЕ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

Современные приверженцы реинкарнации нередко ссылаются на те случаи, когда, якобы, человек, «вспоминая» свою прошлую жизнь, сообщил вдруг нечто, что ему заведомо не могло быть известно, например, где находится зарытый кем-то клад, или заговорил на древнем языке, и тому подобное,- но почему-то сообщения об этом, как правило, ограничиваются художественными книгами, фильмами, и желтой прессой, а в материале, который реально записывают ученые, встречается совсем другое - то, что было описано выше.

Автор этих строк помнит освещенную в прессе историю про мальчика из обычной московской семьи, неожиданно заговорившего на старославянском языке. Его родителям язык казался действительно «старославянским», но когда пригласили ученых, те быстро установили, что мальчик не знает старославянского языка, а говорит на современном русском, примешивая к нему несколько архаизмов, иногда даже невпопад. Когда же подключили психологов, те выяснили, что архаизмы мальчик узнал из книг покойного дедушки, а своим «говорением на старославянском языке» он пытался отвлечь родителей от их намерения развестись.

Возможно, впрочем, что не все подобные случаи объясняются таким образом. Не исключено, что за некоторыми из подобных сообщений скрываются реальные факты, известные журналистам, но временно ускользающие от внимания ученых. Возможно, некто из утверждающих о том, что помнит свою прежнюю жизнь, действительно может в подтверждение сообщить факты, выходящие за рамки того, что он знает в этой жизни.

Относительно источника таких явлений писал святитель Григорий Палама: «Если разберешь, каков для внешних философов смысл заповеди "Познай себя", то обнаружишь пучину злоучения: исповедуя переселение душ, они считают, что человек достигнет самопознания и исполнит эту заповедь в том случае если узнает, с каким телом был связан прежде, где жил, что делал и чему учился; узнает же он это, покорно отдавшись коварным нашептываниям злого духа» .

Аргументы святителя Иринея относятся к общему - действительно, память о прошлых рождениях не свойственна людям как нечто естественное и общеизвестное; замечание же святителя Григория относится к тем частным и исключительным случаям, когда тому или иному человеку вдруг показалось, что он вспомнил некие видения из предыдущей жизни.

К слову, не только христианство, но и буддизм признает существование в мире злых духов, цель которых - сбить человека с пути к истине, и которые обладают возможностью внушать человеку видения. Все это подробно описано в классических биографиях Будды, в эпизоде, когда демон Мара пытался соблазнить его различными видениями.

Так что не только в контексте христианского мировоззрения, но и в контексте буддийских понятий вполне правомерно замечание святителя Григория, объясняющего демоническим влиянием возникновение у человека видений типа «там я жил под таким-то именем, в таком-то роду… испытывал такое-то счастье и несчастье» и т.д.

Закончив с этим, можно перейти к следующему святоотеческому аргументу против идеи реинкарнации.
АРГУМЕНТ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ НИССКОГО

Критикуя оригенистов, веривших в предсуществование душ, святитель Григорий Нисский пишет, что «учение их клонится к тому, что, как говорят, сказывал о себе один из языческих мудрецов, а именно: ″Был я мужем, потом облекся в тело жены, летал с птицами, был растением, жил с животными водяными″…

Причина же такой нелепости - та мысль, что души предсуществуют…

Если душа каким-либо пороком отвлечется от высшего образа жизни, и, однажды вкусив, как говорят, телесной жизни, делается человеком; жизнь же во плоти в сравнении с вечной и бестелесной, без сомнения, является более страстной, то душе в такой жизни, в которой больше поводов ко греху, совершенно неизбежно сделаться более порочной и страстной, чем была прежде. Страстность же человеческой души есть уподобление бессловесному.

Душа, усвоившая себе это, переходит в естество скотское и, однажды вступив на путь порока, даже и в состоянии бессловесном никогда не прекращает дальнейшего поступления во зло. Ибо остановка во зле есть уже начало стремления к добродетели, а у бессловесных добродетели нет.

Поэтому душе необходимо всегда будет изменяться в худшее, непрестанно переходя в состояние более и более бесчестное и изыскивая всегда положение худшее того, в каком она находится…

Душа, однажды поползнувшаяся в жизни высшей, не сможет остановиться ни на какой мере порока, но по наклонности к страстям из словесного состояния перейдет в бессловесное, а из этого дойдет до бесчувственности растений… Поэтому для нее уже будет невозможно возвращение к лучшему» .

Итак, святитель Григорий формулирует один из «классических» аргументов против реинкарнации, который позднее неоднократно повторялся и уточнялся уже в применении к собственно индуистской концепции переселений, связанной с идеей кармы.

Вот, например, слова о ней архиепископа Иоанна (Шаховского): «Невозможно принять сам принцип воздаяния, составляющий основу учения о реинкарнации. ″Падшие″ люди наказываются воплощением, при котором они, с одной стороны, не могут в их новом состоянии радикальной деградации осознать ни меры своих прежних проступков, ни степени своего наказания, с другой - прочнейшим образом ″закрепляются″ в этих формах в своем падшем состоянии. В животном состоянии они не способны оценить свое прошлое, сделать необходимые выводы и исправиться. Поэтому получается фикция воздаяния» .

«В самом деле»,- замечает В. К. Шохин,- «прошлый развратник, который стал свиньей, никак не может в ″свинском искуплении″ своего прошлого ни оценить меры неадекватности своей прошлой ″карьеры″, ни сделать для себя надлежащие выводы и, соответственно, исправиться.

Становясь низшими животными и демонами, наказуемые, напротив, должны лишь закрепляться в своей деградации без малейших шансов выхода из нее» .

О том же говорит и архимандрит Рафаил (Карелин): «Нравственность там, где может быть оценка своих поступков.

Нравственность там, где есть норма и образец для деятельности. Нельзя же червя назвать безнравственным, если он ест рис в огороде брамина, или нравственным, если его (червяка) склевал воробей. Где же внутренний стимул их перевоплощения в более высокую форму?

Если в приобретенном опыте, то в опыте чего - открывать цветку утром лепестки и сжимать их с заходом солнца?

И почему карма червя должна превратить его в осу? Чем оса лучше червя? Какой опыт жизни, и какую карму приобретает оса?

Жалить и воровать мед у пчелы? Но нельзя ее назвать воровкой, так как она делает это, не имея свободной воли и выбора.

Что же представляет собой ее карма? Если душу вора в наказание вселили в тело мухи, то разве душа станет от этого лучше? Чему она научится, ползая в помойной яме?» .

АРГУМЕНТ БЛАЖЕННОГО ФЕОДОРИТА
К другому крупному аргументу против идеи переселения душ подводит наблюдение отца Андрея Хвыли-Олинтера:

«Человек создан цельным по своей природе. Реинкарнация расчленяет цельную индивидуальность на передаваемую и отбрасываемую части» .

А это предполагаемое идеей реинкарнации расщепление человеческого единства - тела и души - вступает в противоречие с идеей справедливого воздаяния. Уместно привести здесь слова блаженного Феодорита Кирского: «Будет ли [такой] суд законным, если, по учению неверных, тела не воскреснут и одни души подвергнутся ответственности за прегрешения?

Душе, которая согрешила с телом, посредством очей допустила в себя зависть и неуместные пожелания, посредством слуха обольстилась беззаконными речами, посредством каждой части тела приняла в себя какое-либо недоброе возбуждение, несправедливо одной нести наказание за эти прегрешения…

Справедливо ли также, чтобы души святых, вместе с телами преуспевавшие в добродетели, одни наслаждались обетованными благами?..

Справедливо ли, чтобы тело, которое вместе с душою собирало богатство добродетели, пребывало прахом и было оставлено, одна же душа провозглашена была победоносною?

Если же это противно справедливости, то, конечно, следует сперва воскреснуть телам, а потом уже сообща с душою давать отчет в образе жизни.

Это сказал и божественный апостол. Все предстанем, говорит он, пред судилищем Христовым, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5, 10). Согласно с этим говорит и блаженный Давид: ибо Ты воздаешь каждому по делам его (Пс. 61, 13)» .
ОБЪЯСНЕНИЕ СВЯТОГО НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО

В ХХ веке опровержению и развенчиванию заблуждения о переселении душ немало слов посвятил святитель Николай Сербский, который, в частности, писал: «Вы слышали об этом (реинкарнации) на сборище оккультистов и спрашиваете, как это согласуется с учением Христа?

Эх, братья честные, лучше бы вы не ходили на то собрание, а пошли бы в церковь и послушали Евангелие о богаче и Лазаре, о том, как умер несчастный и больной бедняк, которого уста Господни именуют Лазарем, а потом умер знатный богач, чье имя уста Господни даже не произносят.

Душа Лазаря сподобилась небесной радости, а душа безымянного богача - адских мук.

Неужели небесный знаток, наш Спаситель Господь, этой притчей раз и навсегда не пресек легенды о переселении душ? Неужели Он, Свидетель всех тайн неба и земли, не засвидетельствовал со всей очевидностью, что души переселяются не из тела в тело, но прямо и навсегда переходят в ту обитель, какую заслужили земными делами!..

[Пусть это будет для вас] грозным предостережением, чтобы вы не тешили себя мыслями: когда умру, явлюсь на землю в другом теле, потом еще и еще раз и еще тысячу раз, и будет у меня время исправиться. Страшная, но и утешительная истина в том, что человеку дан один срок жизни на земле, а потом - суд. И только за этот краткий срок каждый может безвозвратно заслужить либо вечную жизнь, либо вечную муку» .

В другой книге, объясняя изречение Господа Иисуса Христа, сказанное Им на кресте, святитель Николай пишет: «Слова эти для того еще изречены, чтобы слышали и знали буддисты, пифагорейцы, оккультисты и все философы, которые сочиняют сказки о переселении душ в других людей, животных, в растения, звезды и минералы.

Отбросьте фантазии и посмотрите, куда идет дух праведника: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46)» .

«Индию спасет от пессимизма истина… Когда Индия осознает, что этот мир имеет своего Творца, имеет свое начало и свой конец, что существует иной мир, в котором нет болезни, ни печали, ни воздыхания, тогда всеобщая радость развеет отчаянный пессимизм в ней, как свет уничтожает тьму.

Тогда индийцы отвергнут и ложное учение о реинкарнации. Ибо им станет понятно, что душа, когда выходит из своего тела, уходит из этого ограниченного мира в иной мир, в свое царство, откуда она и возникла, а не будет бесконечно переселяться из тела в тело» .


Примечания
1 Св. Николай Сербский. Индийские письма, 7.
2 Св. Николай Сербский. Феодул. Пресветлая тайна.
3 Шохин В.К. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда.
4 Блаженный Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов, 20.
5 Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.
6 Св. Николай Сербский. Феодул, Введение, 1-3 (Индия).
7 И. Мефодий. Сравнение главнейших религиозно-нравственных положений буддизма с христианскими // "Миссионерское обозрение" 1905, №12 - С. 337-358; №13 - С. 495-513.
8 Св. Николай Сербский. Феодул, 17-27 (Просветленная тайна).
9 Священник Иоанн Попов. Критический обзор главнейших основоположений ламаизма с точки зрения христианского учения. СПб., 1900. - 52 с.
10 Св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей, 2.XXXIII.1,3,5.
11 Шохин В.К. Миф о реинкарнациях в постхристианскую эпоху… Также весьма популярны воспоминания своих прежних существований в виде римских легионеров, сражавшихся с варварами или карфагенянами; гладиаторов; рабов, последовавших за Спартаком; колдунов, сжигавшихся на кострах; крестоносцев, ставших жертвами сарацинов; аристократов, гильотинированных во время французской революции; узников нацистских лагерей.
12 Там же.
13 Там же.
14 Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих, I.1.10.
15 Святитель Григорий Нисский. "Об устроении человека", 28.
16 Архиепископ Иоанн (Шаховской). О перевоплощении // «Листья древа». Нью-Йорк, 1964.
17 Шохин В.К. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда.
18 Архимандрит Рафаил (Карелин). Оживший зверь.
19 Иерей Андрей (Хвыля-Олинтер). О реинкарнации (переселении душ).
20 Блаженный Феодорит Киррский. Сокращенное изложение Божественных догматов, 20.
21 Святитель Николай Сербский. Душа Сербии. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.
22 Св. Николай Сербский. Миссионерские письма, 28.
23 Св. Николай Сербский. Индийские письма, 52.

Реинкарнация души - довольно загадочное явление, о котором практически ничего не известно, зато многочисленных теорий хоть отбавляй. Узнайте, что влияет на качество жизни в следующей инкарнации, о том, что отягощает жизнь нынешнему воплощению и как перерождаются животные.

В статье:

Реинкарнация души или духа

Практически каждый знает, что реинкарнация души - это ее переселение в другое физическое тело после смерти. То есть, если верить , после смерти нематериальная составляющая человеческого тела не умирает вместе с физическим телом. Она проживает следующую инкарнацию.

35 шагов реинкарнации

Инкарнация и реинкарнация - совершенно разные понятия. Инкарнация - это отдельно взятое воплощение человеческой души. Реинкарнация же - это, собственно, явление переселения душ. Зафиксировано немало фактов, которые указывают на то, что переселение душ - не выдумка эзотериков, а реально существующее явление. Это явление категорически не совместимо с христианским мировоззрением - христиане верят, что жизнь у человека может быть только одна. В целом, отношение к реинкарнации разных религий - отдельная тема.

Есть мнение, что перевоплощается дух, а не душа. Душ у одной конкретно взятой личности может быть несколько. Душа - это энергоинформационная сущность, которая представляет собой тело памяти человека, а точнее, конкретно взятой его инкарнации. Душа умершего человека некоторое время существует в нашем мире, когда его дух уже последовал по своему пути дальше.

Переселение души после смерти - различные теории

Теория реинкарнации - это единственное, что может приоткрыть завесу тайны. Это явление многократно исследовалось учеными, парапсихологами и эзотериками, жившими в разные времена. Например, идею перерождения поддерживала эзотерик 19 века . Однако никаких точных сведений об этом явлении нет. Эти знания не доступны человечеству на данный момент. Зато существует немало догадок, которые считаются общепринятыми.

Одна из них гласит, что переселение души после смерти всегда происходит в человеческое тело противоположного пола . Иными словами, если вы женщина, то в следующей жизни будете мужчиной. Мужского же пола вы были и в прошлом воплощении. Чередование половой принадлежности считается необходимым для равновесия при получении духом опыта, необходимого для дальнейшего развития.

Иногда незакрытие души предыдущего воплощения влияет на качества, которые проявляются у новой инкарнации. Например, это женские черты характера у мужчин или, напротив, качества, присущие мужчинам, у женщин. Личность, сформированная в прошлой жизни, может проявлять себя в следующих инкарнациях. Приверженцы теории переселения душ относят раздвоение личности к расстройствам, в которых «виновато» прошлое воплощение.

Переход из животной формы в человеческую большинство авторов называют закономерным явлением, считая переход из человеческой формы в форму животного невозможным. Однако с этим мнением согласны далеко не все. Иногда можно услышать, что душа человека может переселиться только в тело человека. Существует и иное мнение - перерождение души после смерти может произойти в тело как человека, как и животного или вовсе растения или камня.

Считается, что в тело человека может произойти переселение души только на четвертом месяце беременности. После рождения ребенка память о прошлых жизнях отключается. Большинство людей не помнит своих прошлых жизней, однако дети часто рассказывают о событиях, о которых никак не могли знать. Это часто описывается в литературе о реинкарнации. Общие впечатления о пройденном до нового рождения пути практически всегда остаются. Именно их ощущают люди, которые пытаются вспомнить прошлые жизни с помощью различных методик.

Существует еще одна необычная теория реинкарнации в ролях актеров. Если верить ей, это временное явление. Когда актер играет роль, роль играет его - такое выражение слышал практически каждый. Многие известные артисты согласны с ним. Возможно, поэтому актерское ремесло долгое время не одобрялось церковью. Какое-то время актеров было принято хоронить за оградой кладбища, поскольку их души считались испорченными.

Теория реинкарнации пытается также заглядывать в то, что происходит после того, как духом будут усвоены все уроки. Наш мир - это школа для юных, незрелых духов . Что же будет после нее? Скорее всего, после окончания школы на планете Земля духу придется получать «высшее образование», а затем работать в выбранном направлении. Разумеется, это грубые сравнения, но смысл, в целом, понятен. Еще один пример реинкарнации показан в фильме «Аватар».

Как карма человека влияет на его следующие воплощения

Карма человека - основной фактор, который влияет на то, какими будут его следующие воплощения. Практически каждый человек знает, что такое кармические долги - это ошибки, совершенные в прошлой жизни, которые придется исправлять в нынешней. Кроме этого, существует еще семейная карма - влияние кармы рода, семьи на жизнь каждого отдельно взятого ее члена. Однако это уже совершенно другая тема, мы вернемся к ней позже.


У каждого воплощения имеются свои кармические задачи.
Они выставлены самим духом человека, который решился на получение соответствующих уроков. Если верить этому, получается, что ваша жизнь такова, какой вы сами ее выбрали с определенной целью.

Не стоит забывать и о работе над ошибками прошлых воплощений. Например, если вы насмехались над некрасивыми людьми, можете получить серьезный изъян в следующем воплощении. Так дух понимает, какие последствия несло его поведение в прошлой жизни и извлекает опыт. Это не наказание, а нечто вроде метода обучения, который позволяет увидеть мир совершенно другими глазами. Если ваша жизнь совсем не такая, как вам бы хотелось, скорее всего, вы отрабатываете карму.

Одни и те же кармические задачи могут преследовать людей не одну инкарнацию. Далеко не всегда получается усвоить определенный урок с первого раза. Если обучение духа происходит именно так, он вынужден снова решать кармическую задачу, чтобы найти ее решение и получить опыт, необходимый для его дальнейшего развития.

Реинкарнация животных

Реинкарнация животных считается возможной настолько же, насколько возможно переселение душ людей после смерти. Мнений об этом много. Некоторые уверены, что души животных могут переселяться только в тела животных, причем только одного и того же вида. Многие верят, что дух может воплотиться как в виде животного, так и в виде человека.

Многие люди верят, что умершие животные могут снова вернуться в семью, в которой некогда жили. Если питомец был любим своим хозяином, и последний по-настоящему хочет его возвращения и скучает по нему, то собака, кошка или другое животное обязательно появится в жизни хозяина в новом теле. Это может быть бездомный котенок, как две капли воды похожий на умершего кота, или щенок, рожденный собакой знакомого - именно так возвращаются в этот мир животные, которые желают снова вернуться в свою семью. Интересный факт - остальные питомцы в доме быстро принимают новую инкарнацию старого приятеля.

Реинкарнация кошек - отдельный вопрос . Если верить , то у нее имеется девять жизней . По этому поводу есть несколько мнений. Например, некоторые считают, что в теле кошки можно прожить только девять жизней - не больше и не меньше. Еще одна версия о перерождениях кошачьих душ - у них имеется только девять инкарнаций, после девятой жизни кошки отправляются в загробный мир или переходят на следующий уровень развития.

На вопрос о том, как животное становится человеком, реинкарнация в современном представлении не может дать ответа - слишком много теорий, которые часто противоречат друг другу. По одним верованиям, животные перерождаются в животных, а люди - в людей. По другим же, человек может стать животным, а животное - человеком. В первом случае дух теряет накопленный опыт, а во втором – переходит на высшую ступень развития.

Происходит ли реинкарнация самоубийц

Самоубийство недопустимо в большинстве религиозных верований. Церковь считает суицид страшным грехом. Покончившими с жизнью по своему желанию не отпевают и не хоронят на территории кладбища. Но происходит ли реинкарнация самоубийц, существуют ли кармические последствия суицида и как он влияет на дальнейшее существование духа в целом?

С точки зрения теории перерождения, суицид - это проявление сознательного пренебрежения возможностью получения ценного опыта инкарнации. Соответственно, благовидным поступком его назвать никак нельзя.

Наличие самоубийц в роду негативно влияет на . Самоубийца делает хуже не только себе, но и своим близким, ведь им тоже придется расплачиваться за его поступок. Кроме этого, в следующем воплощении придется отрабатывать карму самоубийцы. Вряд ли следующая инкарнация может считаться хорошим выходом из трудной ситуации. Скорее всего, следующее воплощение самоубийцы будет полным проблем и трудностей, которые будут направлены на решение полученной кармической задачи. Например, для того, чтобы дух смог понять чувства близких людей самоубийцы, он может побывать в их шкуре в следующей жизни.

Я нисколько не сомневаюсь в существовании того, что называют новой жизнью, и в том, что живые восстают из мертвых.

Доброго времени суток. Вы часто задумываетесь о том, что вас ждет после смерти? Часто можно услышать о таком понятии, как реинкарнация после смерти. Но, что это такое, представляют себе единицы. Здесь мы попробуем заглянуть за завесу тайны и узнать, возможна ли жизнь после смерти.

Реинкарнация после смерти: что это?

Люди на протяжении веков интересовались вопросами жизни и смерти. Пытались понять, что же там за чертой, существует ли Ад и Рай, или всё это вымысел. Но что же такое реинкарнация? Как она происходит? Влияет ли карма?

Реинкарнация по буддистским представлениям и в буквальном смысле означает «перерождение». Когда физическая оболочка существа умирает, душа переселяется в другое тело, ещё зарождающееся. Но это общепринятое и несколько расплывчатое понятие.

В некоторых религиях бытует мнение, что к перерождению способен Дух человека, а вот Душ у каждого может быть несколько.

Душа – энергоинформационная тонкая материя, которая остается на Земле после смерти на некоторое время, в то время, как Дух уже движется в другие миры. Дух же формируется из нескольких душ, которые он «собирает» на своем жизненном пути, пока происходит реинкарнация из одного тела в другое.

Основные теории реинкарнации

Пока доподлинно о реинкарнации человечеству ничего неизвестно, хотя ее изучением занимались сотни философов, парапсихологов, эзотериков и ученых. Не только люди, верящие в сверхъестественное, например, как знаменитая Елена Блаватская, рассуждали об этом явлении, но и физики, астрономы – великие умы прошлого и нашего столетия.

Одна из наиболее распространенных теорий реинкарнации гласит , что после физической смерти душа человека переселяется в тело противоположного пола. То есть если в настоящее время вы мужчина, значит, в прошлой жизни были женщиной. Принято считать, что именно чередованием полов и поддерживается гармоничное духовное равновесие.

Исходя из этой же теории, реинкарнация не всегда проходит успешно. И по некоторым причинам отголосок «прошлого пола» дает о себе знать в новом теле (женские черты характера у мужчин и наоборот). Получается раздвоение личности, от которого страдает сам человек.

Парапсихологи уверяют, что устранить эту проблему вполне реально, если выяснить причины, почему в прошлом не получилось удачно переселиться в новое тело. Сегодня существует с десяток методик, чтобы выяснить, кем человек был в прошлой жизни и какие проблемы там имел. Самым эффективным способом является .


В какие тела переселяется душа?

Мнения эзотериков на этот счёт расходятся : кто-то говорит, что из тела человека душа не может перейти в тело животного, также, как и из тела животного душа не может перейти в тело человека, камня или растения. Другие же считают, что душа может спокойно путешествовать по разным телам, быть кем угодно в своём воплощении.

На этой почве возникла еще одна теория реинкарнации, упоминания о которой мы можем найти в разных религиях народов мира .

Согласно этой теории, каждый человек имеет свою карму – «груз», который он проносит из своего воплощения в следующее на протяжении нескольких жизней (). Если он совершил много плохого, он переродится в животное. И так будет до тех пор, пока его душа не очистится от скверны и не получит право быть снова человеком. А в некоторых случаях душе придется пройти все муки ожидания следующего воплощения, как неприкаянной.

Здесь задачей реинкарнации является извлечение урока . Если в прошлой жизни Вы не могли принять, к примеру, бедных людей, то в следующей жизни вы не будете отличаться особым богатством. Таким образом, Дух запоминает последствия и извлекает урок из своего поведения.

Исходя из понятия кармы, многие религиозные учения и объясняют те испытания и страдания, которые выпадают на долю каждого живущего на Земле. Нет точного подтверждения данного факта, но на то она и эзотерика, что её невозможно понять и доказать. Каждый сам волен решать, во что ему верить.


Перерождение животных

Реинкарнация братьев наших меньших так же возможна, как и реинкарнация людей. Души животных также получают новую жизнь, независимо от того змея это или собака.

А вот перерождение кошек – отдельная тема. Некоторые люди считают, что в оболочке кошки можно прожить исключительно девять жизней, что не доказано.

Так же были замечены случаи, когда питомец настолько сильно хотел вернуться к хозяину, что в следующем воплощении был абсолютной копией своей прошлой оболочки, отчего непременно был замечен и поселён в новую семью.

Возможно ли перерождение самоубийц?

Самоубийство – осознанное прерывание урока жизни. Оно порицается в большинстве религий и считается страшным грехом. Мало того, что самоубийца получит «по полной» от Высших сил, известно, что даже его наличие в семье портит карму всего Рода, оказывая негативное влияние на жизнь всех близких. И для того, чтобы понять их горе, самоубийца скорее всего при реинкарнации испытает то же самое. Даже неважно, сколько лет пройдет, пока заблудшая душа не осознает проступок — хорошего воплощения ей ждать не стоит.

Какими бы крупными не были проблемы самоубийцы, они не оправдывают его поступка. И в следующей реинкарнации человек вынужден отрабатывать свою ошибку, продолжая жить с большими проблемами.

По некоторым данным, душа самоубийцы некоторое время остаётся заключённой в виде блуждающего призрака, или же отбывает определённое время на одном из уровней астрала.

Духовный опыт (кармическая задача) при реинкарнации

Каждый Дух, приходя на Землю в теле человека, имеет кармическую задачу, некий урок, который он должен усвоить. Исходя из этой задачи и формируется его жизнь.

Помимо накопления духовного опыта, человеку придется сделать «работу над ошибками». К примеру, если в этой жизни вы серьезно порицаете физические изъяны других, в следующей жизни, вероятно, вы самим родитесь с таким же изъяном.

Относитесь к людям свысока? Значит после реинкарнации вас ожидает жизнь бедного человека, вынужденного быть «на побегушках» у других. Но не стоит относиться к этому, как к наказанию – это обучение, с помощью которого Дух наконец-то станет абсолютно свободным и будет чист. Так что, дорогой читатель, береги карму смолоду!

Исторически христианство не имело ничего против реинкарнации. Она упоминается в трудах Блаженного Августина, Оригена и других духовников того времени. Однако, императором Юстинианом был создан особый указ и любое упоминание о том, что есть жизнь после смерти, было равносильно подписанию себе смертного приговора. Почему император был настроен против веры в жизнь после смерти – остается загадкой.

Вера в реинкарнацию стала одной из причин казни Джорждано Бруно Святой Инквизицией. Он утверждал, что душа не является привязанной лишь к одному телу, а может путешествовать из одного в другое.

Когда Инквизиция ушла в прошлое, люди получили возможность рассуждать о вере более свободно. Потому о реинкарнации говорили многие блестящие умы того времени – Вольтер, Генри Форд, Бенджамин Франклин, Виктор Гюго, Карл Юнг (который, кстати, основываясь на теории реинкарнации создал целую ветвь в психологии) и другие. Все они были уверены, после смерти человеку предстоит жить дальше в новом воплощении.

На Востоке же понятие о переселении душ не считается чем-то из ряда выходящим. Более того, традиционно вера в реинкарнацию «вросла» в культуру, быт и науку многих восточных народов.

Реальные доказательства проявления реинкарнации

Верите ли вы, что человек может неожиданно вспомнить моменты из прошлой жизни, а то и родиться с полными воспоминаниями предыдущих воплощений? Это кажется фантастикой, однако, документально зафиксирована масса случаев проявления такой памяти.

Более того, зафиксированы необъяснимые случаи, когда менялась не только речь человека, под воздействием воспоминаний о прошлой жизни, но и физически он приобретал черты своего предка. Что можно считать доказательством существования реинкарнации.


История Джеймса Лейнингера

Одной из самых нашумевших историй, которая подтверждает существование реинкарнации, можно назвать историю мальчика Джеймса Лейнингера.

Малыш начал просыпаться каждую ночь с криком «Самолет горит! Я не могу выбраться!» Родители поначалу списали это на чрезмерную впечатлительность от посещения музея военной техники, где Джеймсу очень понравились самолеты. Однако, ночные приступы становились все чаще…

Психолог, к которому обратились обеспокоенные родители, не мог найти причину такого поведения, потому попросил родителей не паниковать, а попытаться узнать детали из кошмаров сына и успокоить его.

Но дальше стало еще интереснее. Маленький Джеймс расписал маме все детали игрушечного самолета, хотя не мог знать, как они называются. Он постоянно рисовал старые самолеты, объятые пламенем. А однажды ночью, проснувшись от очередного кошмара, Джеймс стал разговаривать с матерью.

Состоялся удивительный диалог:

Мама: «А кто этот человек, который не может выбраться?»
Джеймс: «Это я»
Мама: «А что случилось с твоим самолетом?»
Джеймс: «Он загорелся и упал.»
Мама: «Почему он упал?»
Джеймс: «Меня сбили.»
Мама: «И кто же тебя сбил?»
Джеймс: «Японцы, конечно!»

После этого случая мальчик в деталях описал строение самолетов времен Второй Мировой войны. Рассказал, что летел на аппарате типа «Корсар», вылетевшем с корабля «Натома» и множество других деталей, вплоть до имен сослуживцев.

Когда отец, не веря своим ушам, кинулся проверять то, что говорил ему мальчик, он был в шоке! Все детали оказались реально существующими. А те имена, которые назвал Джеймс, действительно были в списках погибших того времени.

В результате удалось выяснить, что мальчик считал себя Джеймсом Хьюстоном , летчиком , сбитым у японского берега более 70 лет назад.

Изучая случай Джеймса Лейнингера, известный психолог Кэрол Баумен заявила, что такое яркое переживание прошлой жизни не редкость и не единичный случай. Такое вполне могло случиться, если смерть предыдущего воплощения была насильственной и оставила глубокую травму в душе, которая и проявилась после реинкарнации.

История Грехэма Хакстейбла

Часто реинкарнация проявляется и в способностях человека. Люди спонтанно вспоминают те языки, которые не могли знать, а то и вовсе «мертвые» диалекты. Или у них проявляется практический навык, которого до этого не было и которому невозможно было научиться.

Загадочная история британца Хакстейбла наглядно доказывает возможность переселения душ.

Как-то раз Грэхем вызвался добровольцем для участия в гипнозе у доктора Эймолла Блоксхэма. Находясь в глубоком трансе, Грэхем стал описывать видения из своей прошлой жизни. Более того, он полностью превратился в абсолютно другого человека по имени Бен .

На эксперименте присутствовали ученые и многочисленные свидетели. Однако, никто из них не мог найти объяснения тому, что стало происходить дальше.

Грэхем рассказал, что служит канониром на военном корабле «Эгги». И начал отдавать приказы, используя профессиональный моряцкий жаргон и терминологию того времени.

Он говорил и о семье, о женщине, мужем которой являлся (хотя Грэхем был еще холост).

Весь эксперимент записывался на камеру, после чего эта запись была исследована многими учеными. Как ни странно, они доказали, что Грэхем разговаривал на чистом наречии простолюдина Британии времен XVIII века. Это давно забытый диалект, которым никто не пользуется вообще!

Судя по высказываниям, Грэхем-Бен попал на «Эгги» в момент нападения вражеского судна, где он был ранен в левую ногу.

У доктора Блоксхэма не получилось сразу вывести пациента из транса – Бен не хотел уходить от пушки. После того, как Грэхем очнулся, он сказал, что не чувствует левую ногу. И очень удивился, когда услышал запись своего рассказа. Как выяснилось, он абсолютно ничего не помнит.

Воспоминания о жизни в прошлом воплощении – одно из ярких доказательств существования реинкарнации. И хотя современная наука не может доказать ее существования, она не способна и опровергнуть ее существование. А может это просто искаженное восприятие реальности, переработанное подсознанием? Как знать, ведь чудеса случаются и этому есть тысячи свидетельств.

Как говорил Будда: «Если хочешь узнать, что делал в прошлой жизни, посмотри на то, как живешь сейчас. Если хочешь знать, как проживешь следующее воплощение, посмотри на то, что ты делаешь сегодня.»

А я предлагаю вам на себе попробовать

И неважно, существует ли реинкарнация, стоит подумать о своих поступках и действиях в этой жизни. В любом случае, даже если жизнь одна – ее стоит пройти с достоинством.

< Елена Изотова >

В опрос перерождения души - «Есть ли жизнь после смерти?» - волнует многих. Одни говорят, что после человеческой жизни приходит жизнь вечная для души, причём в зависимости от того, как прожил эту жизнь, зависит, где эта вечность будет длиться, в аду или в раю. Другие придерживаются мнения, что вполне возможно переродиться вновь в подобном мире, однако не только человеком, но и другим живым существом. Третьи утверждают, что живём мы один раз и никогда больше не родимся вновь. Существуют разные мнения на этот счёт, в основном данным вопросом задаются религиозные течения, выстраивая на этом выдвигаемые морально-нравственные принципы, однако и люди от науки периодически совершают попытки доказать феномен перерождения, простых же людей знания о перерождении зачастую мотивируют на более благостную жизнь уже сегодня.

Перерождение души кропотливо изучалось такими исследователями, как Реймонд Моуди, Ян Стивенсон, Майкл Ньютон. В своих трудах они подробно описывали проводимые опыты и исследования и всячески пытались научно доказать существование этого феномена. Конечно, критика их не миновала, однако, это не значит, что они не были правы. Иначе обстоят дела в восточных странах, где распространены индуизм, сикхизм, джайнизм и буддизм. Для этих течений перерождение является центральным и неотъемлемым понятием учения. Но обо всём по порядку.

Научные доказательства перерождения души

Наиболее известными научными деятелями, изучавшими в своё время перерождение души, являлись Реймонд Моуди, психолог и врач, и Ян Стивенсон, психиатр и биохимик. Естественно, не все в научных кругах были готовы принять их труды. Однако и Моуди, и Стивенсон старались подойти к изучению этой проблемы максимально научно. Реймонд Моуди использовал в своих исследованиях регрессивный гипноз, часто применяемый для изучения перерождения души. Обладая большой долей скептицизма по этому вопросу, первым делом он прошёл эту процедуру сам и, вспомнив несколько своих прошлых жизней, всерьёз занялся изучением перерождения и выпустил книгу «Жизнь до жизни». До этого он был известен другим своим трудом «Жизнь после жизни» (или «Жизнь после смерти»), заявившим о безоговорочном существовании души и дальнейшего её путешествия, здесь описывались переживания людей, перенесших клиническую смерть. На этот счёт существует ещё одна известная книга автора Майкла Ньютона, доктора философии, гипнотерапевта, - «Путешествие души», в которой также описываются случаи погружения людей в глубокий регрессивный гипноз, посредством котрого клиенты испытывали опыт внетелесного существования и вспоминали свои прошлые жизни.

Ян Стивенсон на протяжении 40 лет исследовал перерождение души путём поиска подтверждений высказываний детей об их прошлых жизнях. То есть сравнивались факты, например, ребёнок утверждал, что жил в определённом городе, с конкретными людьми, боялся чего-то и т. п. И Стивенсон отправлялся в это место и проверял данные, поднимал архивы. Часто сказанное детьми подтверждалось. За все годы было изучено около 3000 случаев.

Почему в научных кругах сомневаются в перерождении души

Основной причиной сомнений в перерождении души в научных кругах является не до конца изученный мозг человека и его возможности. Уже доказано, что любая информация, будь то звук, картинка или запах сразу отпечатываются у нас в мозгу. И в критических ситуациях, в болезни или спонтанно человек может вспомнить эту информацию и выдать за свои переживания. Известен случай, когда женщина, находясь в бреду, начала говорить на древнееврейском и древнегреческом языках, которые никогда не учила. Оказалось, что она работала горничной у пастыря, который часто читал дома проповеди на древних языках, и в её подсознании невольно отпечатались эти тексты. Отсюда можно понять сомнения учёных в перерождение души, особенно в современном мире, где круглосуточно в головы населения вливается огромный шквал информации посредством СМИ, и обнаружить, где действительно имеет место прошлая жизнь, а где фантазия, не так-то просто.

Перерождение в буддизме

Если ранее мы говорили о перерождении души, то в отличие от других конфессий Буддизм говорит о перерождении ума, представленного потоком впечатлений, опыта или читт. На языке Пали перерождение звучит как «пунаббхава», что означает ‘существование вновь’. Часто можно встретить сравнение с горящей свечой, где воск - это физическое тело, фитиль - органы чувств, частицы кислорода - объекты восприятия, а пламя - сознание или ум. Горящая свеча, как живой человек: со стороны может показаться, что свеча всегда одна и та же, однако горит каждый раз новая частица фитиля и воска, и каждую секунду пламя взаимодействует с новой частицей кислорода. Когда свеча полностью сгорает, что символизирует смерть, пламя может перейти на новую свечу, и это и есть новое тело, перерождение, однако можно ли сказать, что пламя всё то же? Согласно учению Будды, да. Буддисты придерживаются мнения, что новое тело обусловлено накопленными впечатлениями и кармой. Считается, что перерождение происходит из-за страстного желания продолжать жить, наслаждаться, получать впечатления. Будда называл это желание швеёй: как швея сшивает разные куски ткани, так это страстное желание соединяет одну жизнь с другой. При этом круговорот жизней и смертей именуется сансарой. Пребывание в сансаре считается не самым благоприятным положением вещей, и одной из основных тем буддизма является практика, чтобы прервать этот порочный круг.

Традиционно в буддизме выделяют шесть миров сансары, т. е. шесть возможных путей перерождения:

  • Мир Богов;
  • Мир асуров;
  • Мир людей;
  • Мир животных;
  • Мир голодных духов;
  • Адские миры.

Интересно отметить, что все шесть миров отражены в каждом из них. Например, в мире людей можно встретить тех, кто живёт, словно в аду, т. е. человека могут подвергать пыткам, издевательствам; дети в голодных районах Африки всё равно, что голодные духи, при том, что на земле достаточно еды и воды, для них это практически недоступно, и они мучаются от голода и жажды; есть люди, которые живут, как животные, - спят на улице, едят, что подберут и т. п.; есть и те, кто живут по-человечески; люди преисполненные зависти, при этом ни в чём не нуждающиеся, являют собой мир асуров; существуют, конечно, и такие, кто живёт, словно боги, у них всё есть уже в человеческом теле, они красивы, здоровы и не знают бед. И, таким образом, можно рассмотреть каждый из миров. Всё же распространено мнение, что рождение человеком - одно из самых драгоценных рождений, поскольку здесь есть развитие и способность продвинуться дальше, чего трудно достичь, например, в мире Богов, поскольку отсутствует стимул к развитию ввиду отсутствия нужды в чём-либо. Перерождение в тот или иной мир происходит исходя из накопленной кармы, т. е. должны создаться определённые причины для рождения в конкретном мире и обстоятельствах. В целом и для попадания души в христианский ад или рай тоже должны создаться условия при жизни - чем не карма?

Символом сансары в буддийской традиции является колесо перерождений, или бхавачакра. Традиционно его изображают зажатым в лапах и клыках бога смерти Ямы. В центре расположены свинья, змея и петух, символизирующие невежество, гнев и похоть - источники страдания, которые удерживают существо в колесе сансары. Далее изображаются люди, стремящиеся вверх - к жизни духовной, и вниз - недобродетельные, которых ведут в ад. Затем располагаются шесть миров сансары, и завершает картину двенадцатичленная формула бытия (причины и последствия).

Согласно высказыванию Далай-Ламы XIV, сознание, которое есть у нас сейчас, перейдёт в следующую жизнь, и оно же было у нас в прошлой жизни. У сознания нет противоборствующего фактора, который привёл бы к его остановке, к его прекращению. В глубинных пластах сознания есть воспоминания о прошлых жизнях, и человек с достаточно высоким уровнем развития способен обратиться к этим воспоминаниям. При дальнейшем оттачивании сознания появляется возможность предвидеть будущее. Также Далай-Лама подчёркивает, что если каждый день жить жизнью исполненной смысла, то можно гарантировать для себя хорошее следующее воплощение.

Что нам дает признание феномена перерождения

Это, пожалуй, один из самых важных вопросов, ответ на который объясняет позицию противников перерождения души. Дело в том, что когда человек понимает, что не просто живёт не одну жизнь, а что качество этой жизни влияет на следующую, что ничего не проходит бесследно и придётся искупить все свои грехи и пожать плоды своих действий, то приходит осознание, что жить так, как живёт большинство из нас сегодня, просто нельзя. Но разве выгодна такая позиция тем, кто продвигает безудержное потребление, жизнь одним днём и ставит материальные ценности выше духовных? Конечно, нет. Стоит задуматься, почему люди, пережившие клиническую смерть или получившие опыт прошлых жизней, в большинстве своём меняются в лучшую сторону. Видимо, что-то они такое увидели, что привело их к необходимости пересмотреть свою жизнь уже сейчас. В любом случае понимание того, что жизнь на этом воплощении не заканчивается, а может и вовсе только начинается, наполняет смыслом происходящее, позволяет не пасть духом и осознать свою ответственность и причастность к тому, что происходит. То есть то, что мы имеем сегодня, - плод наших прошлых действий, и винить за это кого-то другого, выходит, глупо.

В Тибете и Индии у большинства даже вопрос не стоит о перерождении, это считается неоспоримым и даже очевидным явлением. Как было сказано выше, в данных культурах утверждается, что рождение человеком - это драгоценное рождение, которое нужно заслужить, я молчу о рождении в теле белого человека, для индийцев это сравнимо с божественным воплощением. Если же человек не смог прожить эту жизнь по-человечески, то добро пожаловать в более низшие миры: животных, претов или ад. Такая теория несомненно заставляет не просто задуматься, а ценить и дорожить выпавшим шансом пройти эту жизнь в полной осознанности и с возможностью влиять на своё развитие. Например, животные практически лишены такой возможности, поскольку, как утверждают люди, получившие опыт воспоминания жизни в теле животного, в том мире правят инстинкты и для проявления волевых сознательных действий места практически не остаётся. Даже человек, спасая свою жизнь или находясь в нужде, зачастую не способен думать ни о чём кроме удовлетворения своих потребностей, что уж тут говорить о животных.

Мне очень близко высказывание одного ламы Дзонгсара Кхьянце Норбу Ринпоче. По его словам, из жизни в жизнь мы вырабатываем привычки. Например, депрессивные и озлобленные люди, возможно, вырабатывали привычку унывать и злиться на протяжении пятисот жизней, и эта привычка закрепляется из воплощения в воплощение так, что уже не осознаётся человеком, и управляет им. Но как только он осознаёт, что это не он, а всего лишь его привычка, то в этот же миг он может начать формировать другую, более благостную привычку, которая из жизни в жизнь будет усиливаться и, наоборот, облегчать жизненный путь. Объединив данную мысль с общепринятым буддийским взглядом о том, что рождение обусловлено страстным желанием, можно поразмышлять на тему, какие желания и привычки движут нами в этом воплощении, и к чему они приведут нас в будущем. Допустим, человек постоянно думает о еде и ест, не замечая этого, т. е. это его привычка, не поддающаяся контролю, то нужно ли ему тело человека для этого, или может оказаться достаточным тела какого-нибудь животного? Конечно, тут важны все качества присущие этому индивиду, быть может, они всё же перевешивают в сторону мира людей. Однако, как мы рассматривали выше, человеческая жизнь тоже бывает разной, можно родиться в такой среде, где возможности прийти в сознание не будет.

В завершение хотелось бы сказать, что независимо от того, верим ли мы в перерождение души или знаем, что оно существует наверняка, мы должны оправдывать свою причастность к миру человеческому. Разве обязательно нужно доказательство, что в будущем придётся за всё ответить? Может быть достаточно своей личной совести, чтобы жить достойно, уважая себя и других уже сейчас, стремясь к развитию не для того, чтобы в будущем заслужить чего-то, а чтобы эта жизнь была наполнена смыслом и высокими идеалами.

Зимой люди сталкиваются с гиперсомнией, подавленным настроением и повсеместным чувством безнадежности. Даже риск преждевременной смерти зимой значительно выше. Наши биологические часы не синхронизированы с часами пробуждения и работы. Не следует ли нам скорректировать наше время работы в офисе, чтобы помочь себе улучшить настроение?

Как правило, людям свойственно видеть мир в мрачных тонах, когда световой день становится короче и наступают холода. Но изменение рабочего времени в соответствии с временем года может помочь поднять нам настроение.

Для многих из нас зима с ее холодными днями и затяжными ночами создает общее чувство недомогания. В полутьме становится все труднее отрываться от кровати, и, сгорбившись за столами на работе, мы чувствуем, как наша производительность истощается вместе с остатками полуденного солнца.

Для небольшой части населения, испытывающей ярко выраженное сезонное аффективное расстройство (САР), это еще хуже - зимняя меланхолия мутирует в нечто гораздо более изнурительное. Пациенты сталкиваются с гиперсомнией, подавленным настроением и повсеместным чувством безнадежности на протяжении наиболее мрачных месяцев. Вне зависимости от САР, о депрессии чаще сообщают зимой, увеличивается число самоубийств, а в январе и феврале падает производительность труда.

Хотя все это легко объяснить какой-то туманной идеей зимней мрачности, у этой подавленности может быть научное обоснование. Если наши биологические часы не синхронизированы с часами пробуждения и работы, не следует ли нам скорректировать наше время работы в офисе, чтобы помочь себе улучшить настроение?

«Если наши биологические часы говорят, что они хотят, чтобы мы просыпались в 9:00, потому что за окном темное зимнее утро, но мы встаем в 7:00- мы пропускам целую фазу сна» - говорит Грег Мюррей, профессор психологии Университета Суинберн, Австралия. Исследования в области хронобиологии - науки о том, как наш организм регулирует сон и бодрствование - подтверждают идею, что зимой потребности и предпочтения во сне меняются, а ограничения современной жизни могут быть особенно неподходящими в эти месяцы.

Что мы имеем в виду, когда говорим о биологическом времени? Циркадные ритмы - это концепция, которую ученые используют для измерения нашего внутреннего ощущения времени. Это 24-часовой таймер, который определяет, как мы хотим разместить различные события дня - и, что особенно важно, когда мы хотим встать и когда мы хотим заснуть. «Тело любит делать это синхронно с биологическими часами, которые являются главным регулятором того, как наше тело и поведение соотносятся с солнцем» - объясняет Мюррей.

Существует огромное количество гормонов и других химических веществ, участвующих в регулировании наших биологических часов, а также множество внешних факторов. Особенно важным является солнце и его расположение на небе. Фоторецепторы, расположенные в сетчатке глаза, известные как ipRGC, особенно чувствительны к синему свету и поэтому идеально подходят для настройки циркадного ритма. Существуют доказательства того, что эти клетки играют важную роль в регулировании сна.

Эволюционная ценность этого биологического механизма состояла в том, чтобы способствовать изменениям в нашей физиологии, биохимии и поведении в зависимости от времени суток. «Именно в этом и заключается прогностическая функция циркадных часов» - говорит Анна Вирц-Джастис, профессор хронобиологии Базельского университета в Швейцарии. «И она есть у всех живых существ». Учитывая смену дневного света в течение года, она также подготавливает организмы к сезонным изменениям поведения, таким как размножение или спячка.

Несмотря на то, что не было достаточно исследований, посвященных вопросу о том, хорошо ли бы мы реагировали на большее количество сна и разное время пробуждения зимой, есть доказательства того, что это может быть так. «С теоретической точки зрения, снижение естественного освещения утром зимой должно способствовать тому, что мы называем фазовой задержкой» - говорит Мюррей. «И с биологической точки зрения есть веские основания полагать, что это, вероятно, действительно в некоторой степени происходит. Задержка фазы сна означает, что наши циркадные часы будят нас зимой позже, что объясняет, почему становится все труднее бороться с желанием перевести будильник»

На первый взгляд может показаться, что фазовая задержка сна говорит о том, что зимой мы захотим ложиться спать позже, однако Мюррей предполагает, что эта тенденция, скорее всего, будет как бы нейтрализована общим растущем желанием спать. Исследования показывают, что людям требуется (или, по крайней мере, хочется) больше сна зимой. Исследование, проведенное в трех доиндустриальных обществах - где нет будильников, смартфонов и рабочего дня с 09:00 до 17:00 - в Южной Америке и Африке показало, что эти общины в течение зимы коллективно дремали на час дольше. Учитывая, что эти сообщества расположены в экваториальных регионах, этот эффект может быть еще более выраженным в северном полушарии, где зима холоднее и темнее.

Этот снотворный зимний режим как минимум частично опосредован одним из основных игроков в нашей хронобиологии - мелатонином. Этот эндогенный гормон контролируется циркадными циклами, а также в свою очередь влияет на них. Это снотворное, а значит, его производство будет набирать обороты до тех пор, пока мы не упадем в постель. «У людей профиль мелатонина гораздо шире зимой, чем летом» - говорит хронобиолог Тиль Рённеберг. «Это биохимические причины того, почему циркадные циклы могут реагировать на два разных времени года».

Но что это значит, если наши внутренние часы не совпадают со временем, которое требуют наши школы и графики работы? «Несоответствие между тем, что хотят ваши биологические часы, и тем, что хотят ваши социальные часы, мы называем социальным джетлагом» - говорит Рённеберг. «Социальный джетлаг зимой сильнее, чем летом». Социальный джетлаг похож на тот, с которым мы уже знакомы, но вместо полетов по миру нас выбивает из колеи время наших социальных требований - подъем на работу или в школу.

Социальный джетлаг - это хорошо документированное явление, и оно может иметь серьезные последствия для здоровья, благополучия и того, насколько хорошо мы можем функционировать в повседневной жизни. Если правда то, что зима производит форму социального джетлага, чтобы понять, какими могут быть его последствия, мы можем обратить свое внимание на людей, которые подвержены этому явлению больше всего.

Первая группа людей для потенциального анализа включает в себя людей, живущих на западных краях часовых поясов. Поскольку часовые пояса могут охватывать обширные районы, люди, живущие на восточных окраинах часовых поясов, чувствуют восход солнца примерно на час-полтора раньше тех, кто живет на западной окраине. Несмотря на это, все население должно придерживаться одних и тех же рабочих часов, а это значит, что многие будут вынуждены вставать до восхода солнца. По сути, это означает, что одна часть часового пояса постоянно не синхронизирована с циркадными ритмами. И хотя это может показаться не таким уж важным делом, оно связано с рядом разрушительных последствий. Люди, живущие на западных окраинах, более подвержены раку молочной железы, ожирению, диабету и сердечным заболеваниям - как постановили исследователи, причиной этих заболеваний было в первую очередь хроническое нарушение циркадных ритмов, которое возникает из-за необходимости просыпаться в темноте.

Другой яркий пример социального джетлага наблюдается в Испании, которая живет по центральноевропейскому времени, несмотря на географическое соответствие Великобритании. Это означает, что время страны переводится на один час вперед, и что население должно следовать социальному графику, который не соответствует их биологическим часам. В результате вся страна страдает от нехватки сна - получая в среднем на час меньше, чем остальная Европа. Такая степень потери сна была связана с увеличением числа прогулов, производственных травм, а также с увеличением стресса и школьной неуспеваемости в стране.

Еще один контингент, который может демонстрировать симптомы, схожие с симптомами людей, страдающих в зимний период, - это группа, имеющая естественную склонность бодрствовать по ночам на протяжении всего года. Циркадные ритмы среднестатистического подростка естественно сдвинуты на четыре часа вперед по сравнению с взрослыми, а значит, подростковая биология заставляет их ложиться спать и просыпаться позже. Несмотря на это, в течение многих лет им приходится бороться с собой, чтобы вставать в 7 утра и вовремя добираться до школы.

И хотя это утрированные примеры, могут ли изматывающие всю зиму последствия неподходящего графика работы способствовать подобному, но менее значительному влиянию? Эта идея частично поддерживается теорией о том, что вызывает САР. Хотя по-прежнему существует ряд гипотез о точной биохимической основе этого состояния, значительная часть исследователей считает, что это может быть вызвано особенно серьезным откликом на рассинхронизацию биологических часов с естественным дневным светом и циклом сна-пробуждения - известной как синдром задержки фазы сна.

В настоящее время ученые склонны воспринимать САР как спектр характеристик, а не состояние, которое или есть, или нет, а в Швеции и других странах северного полушария, согласно оценкам, до 20 процентов населения страдает от более мягкой зимней меланхолии. Теоретически, слабое САР в некоторой степени может испытывать все население, и только для некоторых это будет изнурительно. «Некоторые люди не слишком эмоционально реагируют на рассинхронизацию» - отмечает Мюррей.

В настоящее время идея сокращения рабочего времени или переноса начала рабочего дня на более позднее время в зимний период не была опробована. Даже страны, расположенные в самых мрачных частях северного полушария, - Швеция, Финляндия и Исландия - трудятся всю зиму в практически ночных условиях. Но есть вероятность, что, если рабочее время будет более точно соответствовать нашей хронобиологии, мы будем работать и чувствовать себя лучше.

В конце концов, школы США, которые перенесли начало дня на более позднее время, чтобы соответствовать циркадным ритмам подростков, успешно показали увеличение количества сна, которое получают ученики, и соответствующее увеличение энергии. Школа в Англии, перенесшая начало учебного дня с 8:50 на 10:00 обнаружила, что после этого резко сократилось число пропусков по болезни и улучшились показатели успеваемости учащихся.

Есть доказательства того, что зима связана с большим числом опозданий на работу и в школу, с увеличением числа прогулов. Интересно отметить, что исследование, опубликованное в Журнале биологических ритмов (Journal of Biological Rhythms), показало, что подобный невыход на работу более тесно связан с фотопериодами - с количеством часов дневного света - чем с другими факторами вроде погоды. Просто позволив людям приходить позже, можно помочь противостоять этому влиянию.

Лучшее понимание того, как наши циркадные циклы влияют на наши сезонные циклы - это то, от чего мы все могли бы выиграть. «Начальники должны сказать: «Мне все равно, когда вы приходите на работу, приходите, когда ваши биологические часы решат, что вы выспались, потому что в этой ситуации мы оба выигрываем» - говорит Рённеберг. «Ваши результаты будут лучше. Вы будете более продуктивно проводить время на работе, потому что почувствуете, насколько вы эффективны. И количество больничных дней уменьшится». Поскольку январь и февраль уже являются нашими наименее продуктивными месяцами в году, неужели нам действительно есть, что терять?