Каким было в реальности поведение рыцарей. Страшный и Ужасный

Таким мы представляем образ рыцаря средневековья, навеянный книгами и фильмами.

А так на самом деле.Рыцари были низкорослыми, на рубеже XIV-XV веков средний рост рыцаря редко превышал 1,60 м.

Или примерно так. Небритое и немытое лицо среднего рыцаря часто было обезображено оспой, поскольку ею в Европе в те времена болели практически все.

Встреча с рыцарем

Увы, все это не более чем миф, и, повстречай современная женщина на своем пути настоящего рыцаря, поверьте, она была бы в ужасе от этой встречи. Созданный женским воображением и подкрепленный романтическими рассказами образ рыцаря, не имеет ничего общего с реальностью. Слишком уж не похож настоящий рыцарь на того, о ком можно мечтать..

Так какими же были средневековые рыцари? Вот некоторые интересные факты, которые помогут воссоздать наиболее полный образ рыцаря, рассмотрев все стороны его жизни. Средневековый рыцарь, безусловно, соединял в себе положительные качества с целым рядом отвратительных черт.

Воевали в те годы постоянно, погибали мужчины часто, поэтому ни в одной европейской стране не было регулярной армии, способной противостоять врагу.

Отсюда и необходимость в рыцарях. В средневековой Европе рыцарем мог стать дворянин, готовый нести военную службу и при необходимости защищать страну и церковь. Простолюдинов среди них не было, одна из причин – отсутствие денег.

А быть рыцарем – дело затратное. Средневековый рыцарь должен был иметь коня (и не одного), оружие и доспехи (также несколько комплектов). Рыцарям дарилась земля, которую те могли сдавать в аренду, а на вырученные деньги делать себе «обмундирование» и покупать коней.

Доспехи были очень дорогими, поскольку делались для конкретного человека, подгоняясь под его фигуру. Еще средства были нужны на содержание оруженосцев, которых у одного рыцаря было несколько (один не мог следить за конями и таскать все тяжелые доспехи рыцаря).

Войн и битв в то время было предостаточно. Поэтому рыцари превращались, в абсолютных убийц.

Абсолютные убийцы

В 11 веке папа римский издал приказ, согласно которому каждый молодой дворянин, достигший двадцатилетнего возраста, приносил присягу, обязуясь защищать слабых, детей и дам. Но до этого момента в течение 14 лет мальчики должны были изучать азы рыцарства, боевое искусство, служа все это время оруженосцами. А это непросто. Они должны были следить за доспехами рыцаря и его лошадьми. На поле боя оруженосцы находились за спиной рыцаря, готовые в любой момент подать ему новое оружие или другие доспехи. Если мальчик дворянского происхождения (а среди оруженосцев были и простые люди) достойно проживал эти 14 лет, тогда он и приносил присягу, после которой становился рыцарем.

Благодаря латам рыцари были практически неуязвимы на поле боя.

Рыцари должны были всегда быть галантными, нравственными и говорить правду. Это и стало началом рыцарства, каким видим его мы.

Замки рыцарей

Рыцари имели свои замки, весьма укрепленные и построенные таким образом, чтобы успешно отбивать атаки нападавшего неприятеля. Основная их изюминка – винтовая лестница, очень крутая и узкая. Направление ее зависело от того, правша или левша хозяин замка.

Изгиб ее делался так, чтобы «рабочая» рука рыцаря, спускавшегося с лестницы, могла свободно двигаться. То есть, если рыцарь правша, то стена должна быть слева. Для поднимавшихся снизу недругов картина при этом была противоположной: их правая рука упиралась в стену, что не позволяло им свободно владеть оружием.

Средневековые рыцари были очень храбрыми, безрассудными и очень жестокими. Правда церковь и папа римский не осуждали «рыцарскую жестокость», считая ее оправданной: ведь рыцарь убивает, беря грех на душу, чтобы спасти страну от неверных. И если вдруг рыцарь найдет в бою смерть и умрет от руки врага, он непременно попадет в рай.

Рыцари были очень высокомерными, они с презрением относились к простолюдинам. А ведь им приходилось воевать бок о бок! На поле боя, помимо рыцарей, всегда была пехота, лучники и простые солдаты, которых набирали из людей низшего сословья.

Справедливости ради, нужно сказать, что все же были случаи, когда рыцари очень душевно относились к простым воинам и не бросали их в беде.

Рыцари грабили города и селения, занимались ростовщичеством, эксплуатировали местное население.

А теперь еще немного шокирующей правды о средневековых рыцарях. Все рыцари были невысокого роста. Хотя, правду сказать, в те годы почти все люди были невысокие.

Гигиена рыцарей

Все рыцари носили бороду. Понятно, что у них во время боев не было возможности бриться, но борода позволяла им скрывать недостатки кожи. Дело в том, что в те века в Европе очень частыми были эпидемии оспы, поэтому лица рыцарей зачастую были покрыты оспинами. Плюс ко всему рыцари очень редко мылись, что приводило к возникновению кожных болезней, среди которых прыщи были делом обычным.

Мылись рыцари в среднем три раза в год. Можно представить, как выглядело их тело и волосы, практически постоянно скрытые под прочными доспехами! В неухоженной растительности (усах, бороде и волосах) были и грязь, и остатки еды. А уж сколько тварей заводилось на них! Я имею в виду вшей и блох. Похоже, что рыцарям приходилось терпеть не только натиск врага, но и болезненные укусы насекомых.

Зубами рыцари похвастаться также не могли. В те времена чистить зубы не было принято, да и возможности хоть как-то следить за ртом у рыцарей не было. Поэтому у многих не было части зубов, а оставшиеся были полусгнившими. Изо рта шла жуткая вонь, которую рыцари заедали чесноком.

Для крестоносцев оставалось загадкой, как войны Саладина с легкость находили лагерь. Секрет скрывался в запахе — амбре от рыцарей разносилось на десятки вёрст.

А какой от их немытых тел шел запашок! Усугублял это еще один момент. На рыцарях практически всегда были доспехи, на снятие или одевание которых у оруженосцев уходил примерно час.

Да и возможность заняться этим была лишь в свободное от боев время, а естественную нужду нужно справлять периодически!

Поэтому рыцари гадили прямо под себя, в доспехи. Сказочный аромат! Судя по всему, рыцарский конь, обгаженный всадником, также сильно благоухал.

Для милых дам

И вот такой рыцарь на белом коне возвращался с битвы, и представал перед взорами дам! Надо отметить, что в те времена все мылись редко, так что от представительниц слабого пола тоже не пахло цветами. Очевидно, средневековые люди настолько привыкли к вони немытых тел, что не считали этот запах отталкивающим.

Но женщины, по крайней мере, нужду справляли не под себя! Может быть, они «аромат» рыцарских экскрементов и мочи считали мужественным?

Встреча после похода. Учитывая, что кавалер не мылся, практически никогда, то находится возле них, было тяжелым испытанием.

Нужно сказать, что самим рыцарям было наплевать, как они выглядят и чем пахнут. Женское мнение их мало беспокоило, особенно если те были простолюдинками. Среди рыцарей было принято во время походов совершать набеги на деревни и насиловать всех молодых и невинных девушек. Чем больше таких «побед» у рыцаря, тем больше его уважали друзья.

Дамам благородного происхождения также приходилось несладко. Рыцари относились к ним грубо. В 12 веке рыцари несколько изменили стимулы, побуждающие их проявлять храбрость на поле боя. Теперь они старались биться не за отчизну и церковь, а за прекрасных дам. Драться, чтобы завоевать благосклонность Дамы сердца, стало обычным делом для рыцарей. Они готовы были поклоняться ей!..

Но придется в эту сладкую картинку добавить ложку дегтя. Дело в том, что ни о какой нравственности здесь речь не идет. Как правило, в этот момент рыцарь был женат, да и его дама сердца зачастую состояла в законном браке. Более того, мнение возлюбленной рыцарь никогда не спрашивал – кто победит в поединке, тому она и достанется. Хочет ли этого женщина – никого не интересовало.

Миф № 1. Рыцари были доблестными

Как раз доблестными рыцари были очень редко. Рыцари - это профессиональные военные, которые зарабатывали на жизнь сугубо военными действиями. Поэтому когда военных действий не было, они могли устроить их сами, периодически промышляя грабежами и разбоем.
Фактически, образ рыцаря был больше похож на современного гангстера, чем на доблестного героя.

(Это правда. И даже в романах Вальтера Скотта, который рамантизировал рыцарскую эпоху, можно увидеть отнюдь не доблестных рыцарей. Читайте "Айвенго" и "Квентин Дорвард") .

Миф №2. У всех рыцарей были замки

Это все равно, что сказать, что у каждого человека есть свой особняк. Замки были только у весьма богатых и тех, кому повезло родиться в семье первым. Вторые, третьи и четвертые сыновья часто оказывались выброшенными на улицу строгими законами наследования. Они могли при этом собираться в группы и искать «лучшей жизни». И тут мы возвращаемся к первому пункту.

(Это тоже правда. К тому же большинство рыцарских замков выглядели далеко не так роскошно, как это нам теперь представляется):

Миф № 3. Рыцарь был неповоротлив в доспехах

Рыцарский доспех - удобный “наряд”, потому что люди в нем воевали. Если бы доспех вызывал дискомфорт, его бы просто не использовали.
Этот миф очень хорошо развенчивают современные реконструкторы, которые занимаются историческим средневековым боем. Полноконтактные бои в рыцарских доспехах ведутся несколько раундов подряд. В доспехах рыцари и бегают, и прыгают, в общем, оттачивают боевое мастерство на полную.

(Согласен. В подтверждение мои фотографии туринира Святого Георгия, проводившегося в начале мая 2016 года в Коломенском):




Миф № 4. Рыцарские доспехи весили по 80 килограмм

Средний вес рыцарского доспеха не превышал 25-30 килограмм, а 25 килограмм, равномерно распределенные по телу человека с хорошей физической подготовкой, — это совсем небольшой вес, который абсолютно не мешает двигаться.

(Откуда взялась цифра в 80 кг? Я такого мифа не знаю. Даже если считать доспехи боевого коня, то уж никак не 80 кг) Еще немного фото с турнира Святого Георгия в Колменском:





Миф № 5. Рыцарские мечи весили по 20-30 килограмм

Ответить на этот миф можно просто - возьмите гриф от штанги и попробуйте им помахать одной рукой. Получилось? Конечно же, нет. В средневековье люди были такой же силы, как и мы с вами, так что сравнить рыцаря можно с современным спецназовцем, — есть они сильные и выносливые, но уникальных физических способностей у них нет.
Средний вес одноручного меча редко превышал полтора килограмма, а двуручного, почти в рост человека - 4 килограмма (максимум - 5 килограмм), но это были единичные экземпляры. Меч — это оружие, и оно должно быть удобным, таким, чтобы им можно было долго вести бой и не уставать.

(Про рыцарские мечи весом 20-30 кг тоже никогда не слышал. Видимо этот миф из той же серии, что и доспехи веслм в 80 кг.)

Миф № 6. За доблестный поступок обычному крестьянину могли дать рыцарское звание

Легенды о таком, конечно, ходят и, возможно, единичные случаи и имели место, но, в общем, это было нереально. Учитывая то, что на турнирах герольды могли часами спорить о родословной своего господина, придираться к каждой запятой и пытаться определить, кто родовитей, то ни о каких крестьянах и речь не могла идти. Рыцари были дворянами, и стать им можно было только по рождению. А крестьянин мог рассчитывать разве что на место пехотинца.

(Правда.Но так называемые "социальные лифты" в Средневековье все-таки, хоть и не очень часто, но действовали. Иначе откуда бы взялась та же Жанна Д`Арк?).


(А вот это не совсем так. И серенады пели, и стихи посвящали. Достаточно обратиться к хрестоматийной средневековой литературе).

Имидж рыцаря в средневековье был далек от того безоблачного, светлого и доблестного воина света, которыми мы их представляем сейчас. Ведь даже свое прозвище - Львиное Сердце — Ричард I получил на самом деле не за храбрость, а за жестокость. И куда уж там до серенад…

(Это не так. Английский король Ричард Львиное Сердце и стихи писал, и серенады сочинял).

Надеюсь, вам было интересно.
Сергей Воробьев.

В фильмах о средневековье и рыцарях нам показывают совсем не ту картину, которая происходила на самом деле. Вы можете увидеть, как люди принимали горячие ванны, были в чистых и опрятных платьях, носили пышные прически и тому подобное. На самом деле все было совершенно не так. В те времена царила полнейшая антисанитария. Люди в те времена практически не мылись. Да, за всю свою жизнь человек подвергался мойки всего 3 раза: при рождении, перед свадьбой и после смерти. И то это было лишь поверхностное обмывание водой. По этой причине продолжительность жизни была весьма скудной, до 16-20 лет мало кто доживал, а в фильмах показывают друидов и старейшин, которые прожили 200 лет. Доблестных рыцарей это все тоже касается. В данной статье мы расскажем, как было дело на самом деле и прольём свет на то как справляли нужду рыцари.

Как справляли нужду рыцари?

История это такая штука, в которую верить на 100% нельзя. Ведь это все прошло через тритии руки и не факт, что первоисточник сказал правду. Посудите сами даже в современном мире одну и туже ситуацию два разных человека могут преподнести совершенно по-разному. А пройдя через десятые уши это уже будет совершенно другая история.

Теперь перейдем ближе к теме. Существовало 2 типа рыцарских доспехов: для турниров и для военных походов. Турнирные доспехи были полностью закрыты и не давали возможности сходить в туалет, следовательно, если во время состязания рыцарю захотелось в туалет, то какал или писал он прямо в доспехи. Военные же доспехи были немного легче, но тоже не обладали особым удобством. В некоторых источниках говориться о том, что военные доспехи имели специальные защитные колпачки для половых органов рыцаря, которые позволяли справить нужду. Также первые доспехи не закрывали гениталии. Следовательно, у войны была возможность сходить в туалет. Ягодицы также были не прикрыты металлом. Но тогда вопрос – возможно ли было даже в таких доспехах сесть на корточки и посрать? Скорее всего нет, поэтому рыцарь какал стоя, со всем вытекающими последствиями.

Наш сайт о решил не останавливаться на источниках в интернете, и мы взяли интервью у одно из учителей истории, российского ВУЗа. Он утверждает, что во времена крестовых походов рыцари справляли нужду прямо в доспехи и при этом все это делалось в движении. Также в связи с этим приближение средневековой армии рыцарей можно было заметить по запаху. Многие войны не доживали до поля боя и умирали ещё по пути, не выдерживая таких нагрузок. Так как доспехи были очень тяжелыми и люди умирали от изнеможения.

Как видите, реальность очень сильно далека от кинематографа. И рыцарям приходилось писать и какать прямо под себя. В те времена в этом не было ничего особенного. Опять же из слов преподавателя истории, даже королевские особы вели антисанитарный образ жизни и во врем балла отойти и пописать в уголке при всех было в пределах нормы.

В эфире был сайт о какашках, мы всегда будем рады видеть вас и на других страницах нашего сайта. С облегчением!

© сайт Все права защищены. Любое копирование материалов с сайта запрещено. Вы можете оказать фиансовую помощь Какашичу воспользовавшись формой выше. По умолчанию установлена сумма 15 рублей, её можно изменить в большую или меньшую сторону по вашему желанию. Через форму можно осуществить перевод с банковской карты, телефона или яндекс денег.
Спасибо за поддержку, Какашич ценит Вашу помощь.

После того, как пир в честь новоиспеченного рыцаря закончился, рыцарь ступал в суровую жизнь, которая не каждому известна.

То, насколько рыцарь был обеспечен, зависело от количества его земли, но хоть это было и важным фактором для рыцаря, главным его занятием все же была война, на службе у сеньора. Но вот как только рыцарь освобождался от службы, он сразу же ехал на охоту, ведь для рыцаря это было лучшим отдыхом.

Рыцари делали из охоты настоящее представление, где рыцарь мог сразиться с загнанным собаками хищником, что в точности как на войне ставило его жизнь под угрозу, ведь малейшая ошибка могла привести к смерти. Помимо единоборств с животными, рыцари любили охоту на дичь, где они могли использовать своего сокола.

Но охота для рыцаря это не просто развлечение, это его способ существования, именно так рыцари добывали себе пищу, и даже если на складе нет места для дичи, то она готовилась в первую очередь, так как дичь ценилась намного больше любой домашней скотины.

Что особенно важно было для рыцаря, то это воспитание своего ребенка, которого он учил владеть оружием, ездить верхом на коне, плавать и всему остальному, что пригодится в самостоятельной жизни. Также это помогало рыцарю все время быть в боевой готовности, чего он хотел и от своего замка и от своих воинов.

Местом сбора всех рыцарей, были рыцарские турниры, где каждый мог показать себя и овладеть при этом новыми навыками, наблюдая за боями соперников. Ну и любимым занятием каждого рыцаря были пиры, где они действительно могли отдохнуть, общаясь с другими рыцарями.

При любой поездке по лесу рыцарю приходилось всегда находиться в напряжении ведь в любую секунду из-за куста или дерева могли выскочить бандиты, с целью полакомиться запасами рыцаря или ограбить его.

Но бывали такие случаи, когда и красть то у рыцаря было нечего, так как во владениях у него была только какая-нибудь деревенька с десятком крестьян и небольшим кусочком земли. Для посадки растений рыцари в таком случае лично вставали за плуг, чтобы перевернуть землю для посадки растений.

Также бедность к рыцарю могла придти из-за закона, который бы установлен. Ведь по закону, все владения отца, переходили к старшему сыну, в то время как у младшего не оставалось ничего, кроме его коня и доспехов. В таком случае ему ничего не оставалось, как скитаться по свету бедняком. Были случаи, когда рыцари, для того, чтобы прокормиться, вступали в банды и грабили крестьян, тем самым нарушая свою клятву, данную церкви.

Но также встречались случаи, когда и богатый рыцарь был не прочь, что-нибудь украсть. Ведь уже к концу одиннадцатого века, начали появляться рынки, на которых мастера выставляли на продажу свои изделия, и увидев меч из высокопрочной, заклеенной стали рыцарь мог не выдержать искушения, и украсть.

Именно в то же время начали привозить товары из других стран Европы, и вот, когда проплывает небольшой корабль, груженый зарубежными товарами, некоторые просто не выдерживали, желая иметь что-нибудь уникальное, и грабили этот корабль.

Были случаи, когда даже встречались целые армии бродячих рыцарей, которые объединялись для завоевания крупных объектов.

Увидев таких рыцарей, которые позабыли о рыцарских идеалах и целях, просто бросает в дрожь, ведь все, чему их так долго учили, обернулось против учителей, то есть против церкви. Такие рыцари были просто безжалостны, убывая людей, будь то старики, или женщины с детьми, на их лицах не было ни капли сожаления.

ПРАВДА И МИФЫ О РЫЦАРЯХ-ТАМПЛМЕРАХ

Вид на церковь Темпла в Лондоне

Могущественный орден рыцарей-храмовников, воинов-монахов, участвовавших в крестовых походах, возник в 1118 г. в Иерусалиме якобы для защиты христиан-паломников, пожелавших посетить Святую землю. За неполных два столетия тамплиеры заслужили репутацию отважных и беспощадных воинов. Тамплиерами стали называть всех крестоносцев, символом которых была белая мантия с эмблемой в виде красного креста. Наверное, менее известным является тот факт, что деятельность тамплиеров на Святой земле финансировалась за счет накопленных в Европе в результате купли-продажи земли средств - это была первая «банковская» сеть в мире. Жестокая расправа над тамплиерами французского короля Филиппа IV Красивого и Папы Клемента V, причины которой не выяснены по сей день, окутала историю ордена аурой таинственности. С ним связывали практически все мистические явления: от основания масонства до поисков Ноева ковчега. Какова же настоящая история их появления и гибели?

Поначалу орден тамплиеров состоял из девяти человек во главе с Гуго де Пайеном - дворянином из провинции Шампань на северо-востоке Франции.

Когда Иерусалим отбили у мусульман во время первого крестового похода в 1099 г., он предложил помощь царю иерусалимскому Болдуину И. Орден рыцарей-тамплиеров создавался как хорошо скоординированная религиозно-военная организация, члены которой давали клятву целомудрия и повиновения и обязаны были вести аскетический образ жизни и защищать пилигримов, направлявшихся к Святой земле. В 1118 г. царь Болдуин пожаловал тамплиерам одно крыло дворца на Храмовой горе, построенного, как предполагают, на месте храма Соломона. Поэтому тамплиеров и стали называть «бедными рыцарями храма Соломона». В 1128 г. в совете города Труае тамплиеры получили официальное разрешение Церкви на создание ордена. Их покровитель, французский аббат святой Бернар Клервоский, написал устав новой организации. В 1128 г. первый Великий магистр ордена Гуго де Пайен отправился в Англию в поисках денег для ордена путем привлечения новых членов в организацию, Так началась история английских рыцарей тамплиеров. В ИЗО г. де Пайен вернулся в Палестину с 300 рыцарями, набранными в основном из французов и англичан. В том же году Бернар Клервоский написал де Пайену: «Слава новому рыцарству», выразив свою поддержку ордену. Это письмо оказало сильное влияние на тамплиеров и быстро разошлось в списках по Европе, подвигнув некоторых молодых людей присоединиться к ордену или пожертвовать земли или деньги на благое дело.

Во всех странах возникали подразделения ордена тамплиеров со своими магистрами. Например, первым магистром Англии, известным по письменным источникам, был Ричард де Хастингс, занявший пост в 1160 г. Он, как впрочем и любой другой магистр, подчинялся Великому магистру, назначавшемуся на этот пост пожизненно и отвечавшему за ведение военных действий на Святой земле, а также его коммерческую деятельность в Европе. Остается тайной, каким образом происходило посвящение новых членов. В дальнейшем этот факт станет роковым для ордена. Известно, что будущие члены, обязательно люди дворянского происхождения, должны были не только дать клятву аскетизма, целомудрия, благочестия и повиновения, но и отказаться от материальных благ, то есть передать все свои богатства ордену. Как настоящие воины, рыцари-тамплиеры клялись никогда не сдаваться врагу. Славная смерть на поле брани в сражении во имя Бога (против сил зла - так это звучало) сулила рыцарю Царство Небесное. Желание сражаться до последнего вздоха, изнурительные физические упражнения и жесткая дисциплина превратили тамплиеров в бесстрашных и грозных воинов.

Вскоре рыцари заручились поддержкой Святейшего престола и влиятельнейших монархов Европы. В Англии король Генрих II пожаловал тамплиерам земли по всей стране, в том числе обширные владения в Мидлендсе. В Лондоне к концу XII в. в районе между современной Флит-стрит и рекой Темзой британские тамплиеры основали свою «штаб-квартиру» - Темпл (или Круглый храм), спроектированный по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме. К нему прилегало строение, в кагором располагались жилые комнаты, помещения для упражнений с оружием и для отдыха. Членам ордена не разрешалось выезжать в Лондон без разрешения магистра.

В 1200 г. Папа Иннокентий III издал буллу, дарующую неприкосновенность всем членам ордена вместе с их имуществом - то есть они теперь не подчинялись местным законам, а значит, освобождались от уплаты налогов и церковной десятины. Это был важный фактор в быстром накоплении богатств, чем орден сразу же воспользовался. Опираясь на крупных землевладельцев в Европе, тамплиеры собрали средства, необходимые для обеспечения рядовых рыцарей-храмовников. Кроме того, на пожертвования и деньги, вырученные от довольно прибыльной коммерческой деятельности (купли-продажи земель, имущества и ссудных операций), строились фортификационные сооружения в стратегически важных точках по пути из Европы к Святой земле. Впрочем, все усилия были напрасны: ожесточенное противостояние тамплиеров численно превышающим их силам ислама закончилось поражением ордена. В 1291 г. остатки войска тамплиеров были уничтожены десятитысячной армией мамлюков в Аккре, что в Западной Галилее. Так закончилось христианское владычество над Святой землей. Многих европейцев стали одолевать сомнения: желает ли Бог, чтобы рыцари продолжили войну против мусульман. Ведь если крестовые походы прекратились и Святая земля утрачена, рыцари-тамплиеры теперь не нужны. Нет больше цели, ради которой создавался орден. Богатство и могущество ордена, освобожденного от налогов обладателя крупных земельных владений по всей Европе, вызывали зависть, что в конце концов привело к ликвидации ордена.

В октябре 1307 г. король Филипп IV Красивый приказал арестовать и заключить в тюрьму всех тамплиеров во Франции, а также конфисковать все имущество и владения тамплиеров. Он обвинил орден в ереси: в том числе в осквернении креста, главного христианского символа, гомосексуализме и поклонении идолам. Некоторых тамплиеров инквизиция пытала до тех пор, пока те не признались, а затем были казнены. Крайне сомнительно, чтобы признания, полученные при таких обстоятельствах, имели под собой реальную основу. В 1314 г. оставшиеся в живых лидеры ордена, в том числе последний Великий магистр Жак де Моле, были сожжены на столбах перед собором Парижской Богоматери на острове Сите, расположенном на реке Сена. Говорят, перед казнью де Моле предсказал, что через год Филиппа IV и его сообщника Папу Клемента V настигнет смерть. Правда ото или нет, неизвестно, но действительно они оба умерли через год после казни. Со смертью де Моле завершились бурная двухсотлетняя истории ордена рыцарей-тамплиеров. Во всяком случае, такова общепринятая версия событий. Остальные европейские монархи остались при своем мнении относительно вины тамплиеров даже после того, как в 1312 г. Папа Клемент V под давлением Филиппа официально распустил орден. Хотя в Англии рыцарей тоже арестовывали и подвергали пыткам, большинство из них все же были признаны невиновными. Часть тамплиеров бежали в Шотландию, где в те годы правил отлученный от церкви Роберт Брюс, поскольку на этих землях не действовала папская булла, объявлявшая деятельность ордена незаконной. Было выдвинуто немало теорий относительно того, почему Филипп IV стал инициатором гонений против тамплиеров. Большинство ученых соглашаются с тем, что король хотел любыми средствами отобрать и присвоить их богатства и власть, однако неясно, что именно из сокровищ тамплиеров оказалось в руках у Филиппа.

Внезапное и трагическое уничтожение ордена рыцарей-тамплиеров, а также бесследное исчезновение его имущества стали основанием для появления различных легенд и гипотез. Известно, что лишь часть его членов влилась в ряды других орденов (таких как орден рыцарей-госпительеров), однако непонятно, что случилось с 15 000 замков тамплиеров, кораблями их флота, огромным архивом, в котором детально расписаны все финансовые сделки ордена, да и самими тамплиерами. В Европе были десятки тысяч тамплиеров. Пытали и казнили лишь немногих из них. Что же случилось с остальными?

Горящие на столбах тамплиеры. Иллюстрация из хроники «От сотворения мира до 1384 г" неизвестного автора

Предположительно, графство Хартфорд в Англии стало прибежищем рыцарей из Европы, а город Бэддок, основанный тамплиерами, уже в 1199–1254 гг, был британской штаб-квартирой ордена. Очевидно, после официальной ликвидации ордена тамплиеры выжили, но теперь проводили сборы тайно - в потайных комнатах, подвалах и пещерах. Ройстонская пещера в Хартфордшире, расположенная на пересечении двух римских дорог (ныне улиц Икнилд и Эрмин) могла быть одним из мест, в котором собирались тамплиеры. На стенах пещеры обнаружено несколько наскальных рисунков, датируемых эпохой средневековья. Многие рисунки можно назвать языческими, но среди них встречались и изображения святой Катерины, Лоренса и Кристофера. Версию о том, что тамплиеры скрывались в Ройстонской пещере, подтверждают идентичные рисунки в башне Кудре у деревеньки Шинон во Франции, где в 1307 г. узники-тамплиеры ожидали казни.

По другой версии тамплиеры, бежавшие в Шотландию, основали масонский орден шотландского обряда. Было установлено, что Джон Грэм Клаверхаус, первый виконт Данди, убитый в битве при Килликранки в 1689 г., носил под латами крест тамплиеров. Некоторые исследователи полагают, что франкмасонство конца XVII в. было орденом рыцарей-тамплиеров, сменившим лишь название.

Немало легенд и о мифических сокровищах тамплиеров. Долгое пребывание членов ордена на Храмовой горе в Иерусалиме породило легенды о раскопках, которые рыцари якобы проводили в этих местах и, возможно, обнаружили священный Грааль, Ноев ковчег или даже обломки креста с Голгофы. В одной из легенд говорилось, что члены ордена нашли под Храмовой горой священный Грааль и забрали его в Шотландию в начале XIV в. Говорят, что Грааль находится там и сегодня: зарыт в земле где-то под Рослинской часовней - церковью XV в. в деревне Рослин в графстве Мидлотиан. Некоторые тайные организации современности, такие как орден храма Солнца, заявляют, что являются преемниками тамплиеров, другие пытаются воскресить их дух. В современном мире, с его любовью к тайным обществам, знаниям, оккультным сектам и давно исчезнувшим реликвиям, рыцари-тамплиеры олицетворяют древние тайные общества. Однако историки полагают, что настоящее наследие тамплиеров более прозаично: преимущественно это основы банковского дела и свод рыцарских законов. Тем не менее их история дала пищу для фантазий, а значит, всегда найдутся люди, задающиеся вопросом: неужели это все, что осталось от бедных рыцарей храма Соломона?

Из книги 100 великих тайн автора

Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро Мишель

А.П. Левандовский. Об Артуриане, рыцарях Круглого стола и просто рыцарях В послесловии к этой книге читатель получит подробные сведения как о ней самой, так и о ее авторе, Мишеле Пастуро. Мы же попытаемся, предваряя чтение книги, сообщить вовсе не о том, что в ней есть, а

Из книги Арийский миф III рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

Мифы и правда о "Лебенсборне" После окончания Второй мировой войны "Лебенсборн" вполне справедливо относили к числу самых загадочных структур Третьего рейха. Подобную репутацию он заработал по причине того, что в годы нацистской диктатуры сохранялась абсолютная

Из книги Военные загадки Третьего рейха автора Непомнящий Николай Николаевич

МАРИНЕСКО: ПРАВДА И МИФЫ (По материалам В. Солонцова, участника Великой Отечественной войны)Море манит в свои бескрайние просторы. Для моряка море - это жизнь и работа, и все это неразрывно связано с романтикой, приключениями и стихиями. Люди слабые постепенно уходят на

Из книги Другая история Российской империи. От Петра до Павла [= Забытая история Российской империи. От Петра I до Павла I] автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

Мифы и правда о русском обществе Русская историография за отдельными и почти единичными исключениями есть результат наблюдения русских исторических процессов с нерусской точки зрения, - говорил Иван Солоневич. Можно добавить, что наша историография возникла в век

Из книги Мифы и правда о погромах автора Платонов Олег Анатольевич

Платонов Олег Анатольевич Мифы и правда о погромах Платонов Олег Анатольевич (p. 11.01.1950), русский ученый и писатель. Труды по экономике («Русский труд», «Качество трудовой жизни», «Тысяча лет русского предпринимательства», «Экономика русской цивилизации», «Воспоминание

Из книги Измена маршалов автора Великанов Николай Тимофеевич

Правда и мифы Родом из деревни БарщинкаДиковинная для ярославской глубинки фамилия Блюхер пошла от клички-прозвища одного из жителей деревни Барщинка - Феклиста. В деревне он ничем особенным не выделялся. Работал на барина, из бедности не вылезал. И тут - Отечественная

Из книги Мифы и правда о восстании декабристов автора Брюханов Владимир Андреевич

Владимир Брюханов Мифы и правда о восстании декабристов Светлой памяти Евгении Цинковой О книге Легенда о декабристах - со времен А.И. Герцена (которого они, декабристы, «разбудили») стала первоосновой мифов, которыми тешила себя оппозиционная интеллигенция второйПравда и мифы Родом из деревни БарщинкаДиковинная для ярославской глубинки фамилия Блюхер пошла от клички-прозвища одного из жителей деревни Барщинка - Феклиста. В деревне он ничем особенным не выделялся. Работал на барина, из бедности не вылезал. И тут - Отечественная

Из книги Библейский Израиль. История двух народов автора Липовский Игорь Павлович

Правда и мифы об эпохе Давида и Соломона Некоторые историки, не находя достаточных археологических подтверждений, ставят под сомнение как военную мощь и завоевания царя Давида, так и грандиозное строительство и экономический расцвет эпохи Соломона. Они считают это

Из книги Хозяин Брянских лесов автора Грибков Иван Владимирович

Приложение 15 Партизаны Брянщины: мифы и правда «Провожались подсвист и угрозы антисоветчины»В 1941 г. Орловская область (куда входила современная Брянская) имела 66 районов и 5 крупных городов-центров: Орел, Брянск, Клинцы, Орджоникидзеград и Елец. Одной из особенностей

автора

Шиловцев Ю.В. Проблема ОУН-УПА: мифы и историческая правда В условиях нынешней ситуации в Украине, тем более в свете событий, имевших место в Киеве 15 октября с.г., правильное понимание широкой общественностью проблемы ОУН-УПА имеет актуальнейшее значение.Вопрос о

Из книги Без права на реабилитацию [Книга ІІ, Maxima-Library] автора Войцеховский Александр Александрович

Материалы общественных слушаний «ОУН-УПА: мифы и правда истории» (28–29 октября 2005 г., Киев, Дом ученых) Выступает генерал армии, Председатель Совета организации ветеранов Украины И.А.ГерасимовРуководитель ветеранской организации, пожелав успеха общественному форуму и

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Тегеран-43: правда и мифы Кто не помнит нашумевшего в советские времена фильма «Тегеран-43», в котором доблестные советские разведчики отважно предотвращают планы коварного покушения немецких диверсантов на членов «Большой тройки» – Сталина, Рузвельта и Черчилля,