Как узнать что не наедается. Как понять что смесь не подходит новорожденному: симптомы и тактика помощи

Родители маленьких детей всегда хотят накормить их чем-нибудь вкусным и полезным. Именно по этой причине вопрос введения прикорма возникает у них уже на 3-4 месяце жизни ребенка. Но стоит ли так спешить? Может, лучше немного подождать и позволить себе насладиться временем, когда не нужно постоянно стерилизовать бутылочки, варить смеси и кашки, опасаясь возможной некачественности продуктов? Настанет такой день, когда вы сможете сами убедиться в том, что ваш маленький кроха нуждается в дополнительной пище и готов к ней. Определить это вам помогут 10 признаков.

Признаки готовности малыша к прикорму

Развитие детей одного возраста не всегда бывает одинаковым. У кого-то малыш научился держать головку в 3 месяца, а у кого-то ребенок умел это делать уже в 2 месяца. У каждого ребенка есть присущие только ему особенности организма, свой характер и свой темп развития. Это зависит не только от наследственных факторов — здесь имеют влияние протекание беременности, роды, а также уход за малышом. Поэтому определить возраст ребенка, готового к прикорму, в конкретных цифрах нельзя.

Специалисты придают значение только двум факторам, свидетельствующим о готовности ребенка принимать новую для него пищу это:

  1. Созревание нервной системы и головного мозга ребенка.
  2. Готовность желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) малыша.

Когда оба фактора совпадают по времени, можно говорить о том, что малыш к прикорму готов. Убедиться же в наличии этих факторов помогут следующие признаки:

  1. Возраст малыша . После того, как ребенку исполнится 4 месяца. То же самое касается и недоношенных детей, с одной лишь поправкой – их готовность рассчитывается на основании гестационного возраста. Это означает, что если рожденный в положенный срок ребенок начинает получать прикорм после 17 недель, то недоношенный малыш, рожденный на 4 недели раньше, может получать прикорм только на 21 неделе после своего рождения;
  2. Вес . С момента рождения малыша его вес увеличился в 2 раза. Если ребенок недоношенный – его вес должен превышать вес при рождении в 2,5 раза;
  3. Рефлекс выталкивания языка . Чтобы ребенок мог брать еду с ложечки, он не должен совершать рефлекторных выталкивающих движений языком, которые являются врожденными и защищают малыша от попадания в рот случайных предметов. Если рефлекторные движения при проверке еще присутствуют, то прикармливать еще рановато. Чтобы проверить наличие этого фактора, дайте малышу попить из ложечки. Если вода не окажется на подбородке - ребенок готов к прикорму. Это важный момент, так как при введении прикорма еду следует давать из ложки, чтобы пища обрабатывалась выделяемой слюной ребенка и легче переваривалась в его желудке;
  4. Способность сидеть . Ребенок должен хорошо сидеть и держать головку. Если малыш плохо сидит и не может уверенно управлять движениями головы, чтобы в нужный момент отодвинуться или отвернуться, отказываясь от еды, прикармливать еще рановато. Малыш может продемонстрировать отказ от пищи и нежелание есть;
  5. Нехватка основного питания . Если ребенок за одно кормление полностью высасывает все молоко из двух грудей и остается все еще голодным, а малыш-«искусственник» не наедается одним литром смеси в течение дня – прикорм просто необходим (также если интервал между приемами пищи начинает сокращаться);
  6. Малыш все тянет к себе в рот, даже несъедобные предметы;
  7. Ребенок должен уметь вытягивать вперед нижнюю губу , чтобы брать еду с ложечки и уметь двигать языком вверх-вниз и вперед-назад. Кроха открывает рот, когда подносят ложку с едой;
  8. Ребенок способен захватить языком комочки пищи и продвинуть их вглубь рта. Ребенок овладел навыками жевания;
  9. Появление первых зубов;
  10. Проявление интереса к еде родителей и попытки попробовать ее на свой вкус . Малыш, следящий за тем, как вы едите и делающий попытки стянуть у вас кусочек, обычно уже готов к началу прикорма.

Однако не стоит ожидать непременного проявления всех вышеперечисленных признаков для того, чтобы начинать вводить прикорм малышу. Достаточно будет наличия большей части приведенных признаков. Предварительная консультация у педиатра должна быть обязательна – только врач сможет подтвердить, что ваш малыш готов к новой пище и грамотно расписать его будущее меню.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Памятка родителям:

  1. Вводить прикорм можно, только когда ребенок абсолютно здоров.
  2. Прикорм рекомендуется вводить во время второго кормления.
  3. Любая пища для ребенка должна быть теплой и давать ее следует до основного кормления грудью или детской смесью.
  4. Кормить малыша нужно только с ложечки. Если вы впервые даете ребенку пюре из овощей, его можно смешать с молочком и покормить малыша из бутылочки. Это облегчит привыкание ребенка к новым для него продуктам и вкусовым ощущениям (читаем также: ).
  5. Любую новую кашку или пюре сначала следует давать малышу по четверти ложки, увеличивая количество прикорма до соответствующей порции в течение двух недель.
  6. Первый прикорм желательно делать из типичных для вашего региона овощей и фруктов в виде пюре. Для африканского малыша первый прикорм из бананового пюре будет наиболее предпочтительным, в то время как для грудничка из России абсолютно идентичное пюре может стать причиной плохого самочувствия и расстройства пищеварения.
  7. Не стоит давать крохе новый продукт, до тех пор, пока он не привыкнет к старому. После того, как малыш попробовал какое-то новое блюдо, следующее рекомендуется вводить через 2 недели.
  8. Первый прикорм – только в виде пюре и только из одного вида фруктов или овощей. Так вы сможете узнать, в случае необходимости, на какой продукт у вашего ребенка есть аллергия.
  9. Пюре вначале введения прикорма должно быть жидковатым и напоминать по своей консистенции густое молоко. С каждым разом количество жидкости нужно уменьшать, приближая вид пюре к его естественной плотности.
  10. Если вы решили давать малышу уже готовое детское питание, обращайте внимание на два момента. Первый - дата изготовления. Все должно быть максимально свежим, иначе ребенок может отравиться. Второй момент - состав. Чтобы исключить возможность аллергической реакции и несварения желудка, в выбранном средстве не должны присутствовать соли, сахарозы, сахара, декстрозы.

Когда первый прикорм следует отложить на одну-две недели?

Итак, подводим итоги:

Когда во времени совпадают два фактора:

  1. Нет проблем с ЖКТ, аллергических реакций, когда ребенок начинает пробовать новую пищу.
  2. Малыш делает все сам: берет пищу рукой, доносит до рта, проглатывает или выплевывает, если пища не нравится.

РЕБЕНОК ГОТОВ К ПРИКОРМУ!

10 причин вводить прикорм

На этот вопрос отвечает Вера Ивановна Сердюченко, д.м.н., Институт глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова НАМН Украины.

Прежде всего необходимо определить, видит ли ваш малыш. Первый показатель наличия светоощущения – это реакция зрачков на свет. При повороте лица ребенка к источнику света зрачки сужаются, а если его повернуть в другую сторону, где нет воздействия яркого света, зрачки расширяются.

Учитывая, что у новорожденных детей зрачок узкий и вяло реагирует на свет, необходимо проверять его реакцию путем сильного засвета глаза и лучше в затемненной комнате. Кроме того, при воздействии яркого света ребенок смыкает веки (зажмуривается).

У недоношенных детей освещение глаза может сопровождаться не только реакцией зрачка, но и общей двигательной реакцией в виде закатывания глаз кверху, вздрагивания, поворота головы от света. Значит, светоощущение у ребенка имеется.

Еще один признак, указывающий на наличие зрения у ребенка, является условный рефлекс смыкания век в ответ на быстрое приближение к его лицу какого-либо предмета. Это рефлекс обнаруживается с 2-3 месяцев жизни.

Еще один условный рефлекс, который характеризуется беспокойным выражением лица, общими двигательными реакциями и открыванием рта в ответ на вид материнской груди, развивается к 9-й неделе и позже, что также свидетельствует о наличии зрения у ребенка.

Важным моментом, характеризующим хорошее зрение у ребенка, служит его реакция на приближение или появление матери в поле зрения, т.е. реакция узнавания. Можно проверить также реакцию слежения за яркими или светящимися объектами, удаленными на различные расстояния.

Следует отметить, что новорожденный ребенок не фиксирует свое зрение на окружающих предметах. Его глаза бесцельно блуждают. Регулярная фиксация наблюдается в основном с трех месяцев, хотя в этом отношении возможны большие колебания. Маме необходимо следить, фиксирует ли ребенок взгляд на ее лице, на груди, на игрушках, следит ли за ними. Необходимо обращать внимание на положение глаз – не косит ли ребенок. Небольшое косоглазие в первые 6-10 недель может быть физиологическим и затем исчезает.

Следует также проверять подвижность глазных яблок, показывая ребенку какую-либо игрушку в различных направлениях (вверх, вниз, вправо, влево, в диагональных направлениях); при этом кто-то должен фиксировать головку ребенка. Мать должна обращать внимание, совершают ли глаза симметричные движения или один глаз отстает при этом от другого; доходит ли роговица при движениях глаз по горизонтали до края глазной щели.

При замеченном косоглазии или нарушении подвижности глазных яблок следует обратиться к врачу (как к окулисту, так и к невропатологу, поскольку указанные состояния могут быть обусловлены какими-либо неврологическими причинами). Врач-окулист может определить оптическое строение глаз и установить, не показаны ли ребенку очки. При показаниях очки могут быть одеты в возрасте 8-9 месяцев.

Постоянное беспокойство кормящей матери, переживающей, не голодает ли ребенок, нередко приводит к тому, что она начинает докармливать его и допаивать. В результате того, что грудничка начинают реже прикладывать у груди, снижается стимуляция нервных окончаний в сосках и выделение гормонов, регулирующих выработку и отделение грудного молока. В итоге, лактация, действительно, начинает снижаться.

В данной статье вы сможете найти квалифицированные ответы на вопрос – «как понять, что малышу не хватает молока?».

Известный педиатр Е.О. Комаровский, говорит, что ложная тревога матерей о том, что их младенец недоедает, часто становится причиной необоснованного введения докормов. На вопрос, как понять, что не хватает грудного молока, Комаровский отвечает, что признаки недостаточной лактации бывают вероятные (то есть их появление может быть связано и с другими причинами) и достоверные.

Союз педиатров России в пособии по естественному вскармливанию детей, поясняя кормящим женщинам, как понять, что в груди мало молока, также говорят о вероятных и достоверных признаках недостаточной лактации.

Вероятные признаки недостаточной лактации:


Появление одного или нескольких из вышеперечисленных признаков может быть следствием недостаточного образования и (или) выделения молока. Однако они могут встречаться и в других ситуациях: необходимость частых прикладываний к груди, длительность сосания могут быть связаны с индивидуальными особенностями младенца. Так, слабому, недоношенному ребенку требуется больше времени и сил, чтобы получить необходимое количество молока при сосании. Причиной беспокойства малышей в перерывах между кормлениями может быть повышенное газообразование в кишечнике и другие нарушения. А изменения характера стула могут свидетельствовать о проблемах с пищеварением и пр. Как понять, что грудничку не хватает грудного молока? Для этого нужно знать о достоверных признаках недостаточной лактации.

Достоверные признаки недостаточной лактации


Итак, как определить, что ребенку не хватает грудного молока? Необходимо оценить ситуацию комплексно. Скорее всего, при реально существующем недостатке лактации будут наблюдаться и вероятные и достоверные признаки. Для того, чтобы определиться с тактикой дальнейшего кормления малыша, важно посоветоваться с педиатром. Также можно обратиться к грамотным специалистам по грудному вскармливанию.

Эффективно ли контрольное вскармливание?

Долгое время, для ответа на вопрос «как понять, что ребенку хватает грудного молока?» использовался такой метод, как контрольное вскармливание. Его суть заключается в том, что младенца взвешивают до и после кормления (если ребенок помочился, взвешивают вместе с пеленками и подгузником, чтобы учесть потери жидкости). Разница в весе малыша до и после кормления считается равной весу съеденного им молока. Однако сегодня достоверность контрольного вскармливания, как метода, позволяющего безошибочно выявить недостаточность лактации, все чаще подвергается сомнению.

Почему же эта методика перестала считаться достоверной? Потому что по результатам одного кормления невозможно судить об объеме вырабатываемого и выделяемого молока, так как количество молока, которое высасывает ребенок, может существенно меняться от кормления к кормлению . Как сообщают эксперты ВОЗ «ребенок потребляет разное количество молока при каждом кормлении. Состав молока изменяется, и по весу молока вы не сможете определить, богато ли молоко жирами или же в его составе много воды. Кроме того, процедура взвешивания может заставить мать волноваться, что приведет к задержке или угнетению лактации, в результате чего ребенок получит меньше молока, чем обычно» .

Также стоит учесть, что контрольное вскармливание, чаще всего проводится в поликлинике, в обстановке непривычной как для матери и ребенка, что увеличивает стресс у обоих и влияет на результаты.

Российские педиатры и диетологи в качестве альтернативы традиционному контрольному вскармливанию предлагают проводить контрольные взвешивания ребенка в течение суток . В Национальной программе оптимизации вскармливания детей РФ сообщается, что «Окончательный вывод о недостаточной лактации может быть сделан на основании результатов взвешивания ребенка в домашних условиях после каждого кормления в течение суток («контрольное» взвешивание)» . Считается, что подобный подход позволяет избежать стресса, связанного с нахождением в непривычных условиях, а измерение веса младенца в течение суток позволит объективнее судить о состоянии лактации.

Тем не менее, большинство врачей и специалистов по грудному вскармливанию во всем мире сходятся во мнении, что при поиске ответа на вопрос «как понять, хватает ли ребенку молока?» наиболее объективным является анализ прибавки веса младенца (в первые шесть месяцев жизни не менее чем на 500 г. за месяц.) Именно этот признак считается наиболее достоверным для оценки уровня лактации у матери.

Эксперты ВОЗ считают, что для оценки уровня лактации можно проводить еженедельные взвешивания малыша (более частые взвешивания признаны неинформативными).

Список использованной литературы:

  1. Комаровский Е.О. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»/М.: Эксмо, 2016 г.
  2. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста/ Методические рекомендации ВОЗ для Европейского региона с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза. 2003 г.
  3. Пособие по естественному вскармливанию детей/ Санкт-Петербургское отделение Межрегионального общественного объединения «Союз педиатров России». 2011 г.

Вы можете задавать вопросы (ниже) по теме статьи и мы постараемся на них квалифицированно ответить!

16:06 7.05.2013

Нужно сразу уяснить: ни нам, ни нашим детям авитаминоз не грозит. Авитаминоз - это состояние, когда в организме человека практически полностью отсутствуют витамины.
Начинаются бери-бери, цинга и другие малоприятные заболевания, которые хорошо известны путешественникам и морякам - от Колумба до Кука. К счастью, все эти болезни можно сегодня считать экзотическими. А то, что испытывает ребенок, ставший по весне невнимательным, капризным, неусидчивым и вообще каким-то «вареным», - это простой гиповитаминоз. То есть банальный недостаток витаминов. И все это поправимо.

В данном случае можно выбрать проверенный путь - попытаться убедить ребенка следовать правилам, которые известны нам с самого детства, - кушать побольше фруктов и пить побольше соков. Этот способ хорош, если есть возможность сорвать овощи-фрукты с собственной грядки и отправить прямиком в рот ребенка.

В противном случае следует помнить, что даже двое суток хранения овощей и фруктов в холодильнике «уничтожают» 2/3 полезных микроэлементов и витаминов, которые в них содержались изначально. А что говорить о моркови, которую везли из Голландии? На полках в магазинах ничего особо свежего не лежит - такое уж время! А то, что все-таки лежит, наверняка выросло не на открытом грунте, а в теплице. И, следовательно, содержит в 2-2,5 раза меньше полезных веществ и витаминов.

Сам себе садовник?

Можно поступить по-весеннему и самому что-нибудь прорастить. Например, проросшие зерна пшеницы, фасоли, подсолнечника, бобов и гороха содержат в 5 раз больше витаминов C и B6, в 13 раз больше витамина B2 и в 4 раза больше фолиевой кислоты. Также можно прорастить зелень - петрушку, укроп. Также весной самое время доедать протертые ягоды, квашеные овощи и фрукты. Они являются бесценным источником почти не тронутых с лета витаминов C, A и B.

Но одни фрукты и овощи не победят гиповитаминоз. К примеру, источником витаминов D и Е является по большей части пища животного происхождения. Витамин B12 усваивается с помощью рыбы, молока и яиц. Для «получения» витамина H нужно употреблять печень и дрожжи. Никотиновую кислоту содержит рыба. А овсяная и гречневая каши (только не быстрого приготовления) и серый хлеб из муки грубого помола богаты витаминами группы B, отвечающими за функционирование многих систем организма. Коричневый рис и зерновой хлеб содержат большое количество витамина B1, недостаток которого может привести к депрессии, потере аппетита и ухудшению внимания.

Накатим по добавочке

Самым простым способом является прием мульти- и поливитаминов. Они отличаются по количеству и набору содержащихся в них веществ. Следовательно, можно подобрать комплекс для борьбы именно с той проблемой, которая требует наиболее пристального внимания - будь то плохое состояние кожи или невнимательность ребенка. Так как состав таких средств включает сразу несколько витаминов, можно попутно избавиться и от других неприятностей со здоровьем.

Однако даже здесь не все так хорошо: излишки витаминных добавок хоть и выводятся вместе с мочой, они попутно бьют по почкам. В организме могут накапливаться жирорастворимые витамины, такие как A и D. Таким образом, проводя витаминно-бадовую терапию, следует соблюдать все инструкции и делать паузы в приемах поливитаминных медикаментов. Профилактическая доза включает 1-2 драже в день, лечебная - в 2-3 раза выше, а токсичная - вообще в десятки раз! Без ограничения ребенку можно давать только водорастворимый бета-каротин.

Опасные симптомы

Какими симптомами сопровождается гиповитаминоз у детей? Такими же, как у взрослых: ребенок не хочет утром вставать, становится раздражительным, у него нет аппетита, кожа становится сухой, а иногда даже покрывается гнойничками. И всему этому сопутствует масса неприятностей: частые стоматиты, перхоть, неожиданные аллергические реакции, тусклые волосы, ломкие ногти. Особенно сильно они могут проявляться в том случае, когда растущий человек сильно нуждается в увеличенных количествах витаминов - то есть во время усиленного роста: в первые 2 года жизни, затем в возрасте 6-8 лет, и перед половым созреванием - в 12-14 лет.

Как узнать, чего именно недостает детскому организму?

Если у ребенка хрустят суставы, то, вероятно, дело в нехватке витаминов группы B, в частности B6.

Если у вашего ребенка даже при несильных ушибах образуются синяки, которые долго не проходят - скорей всего, его организму недостает витамина C.

C головокружением, слабостью и шумом в ушах (если только это не симптомы серьезного заболевания) хорошо справляются витамины E и B3, а также такие микроэлементы, как калий и марганец.

Если у вашего сына или дочери часто краснеют глаза, и он долго привыкает к темноте, то, вероятно, он нуждается в витаминах A и B2.

Причиной нарушений сна у детей может быть нехватка витаминов группы B, магния, калия и кальция.

Даже детские волосы могут стать ломкими, тусклыми и секущимися. Это указывает на нехватку витаминов C, B9 и Н.

Если появилась перхоть, бороться с ней надо не шампунем, пусть даже лечебным, а с помощью витаминов B6, B12, P и селена.

И, разумеется, нужно помнить о сбалансированности рациона питания. Ни одним, пусть даже самым полезным продуктом, не следует увлекаться с фанатичной преданностью. А такие слова, как «быстрое питание», в случае диагноза «гиповитаминоз» нужно вообще забыть, как страшный сон.

Иногда возникает настоятельная потребность разобраться в эмоциональном состоянии ребенка, понять его чувства. Но как это сделать, если он либо молчит, либо находится еще в нежном возрасте и не в состоянии описать что его тревожит? Можно применить элементарные диагностические методики, с которыми справится даже неспециалист.

Как узнать, что тревожит ребенка без обращения к специалистам

Вся жизнь – игра

Да, жизнь – игра. Особенно если тебе не больше 6-7 лет. В игре детей дошкольного возраста можно узнать все. Предложите малышу сыграть в дочки-матери и вы увидите не только его страхи и тревоги. Ребенок продемонстрирует вам даже ваш собственный стиль воспитания. Это даст возможность не только посмеяться над собой, но и подкорректировать проблемные моменты.

Метод незаконченных предложений

Незаконченные предложения – отличный способ узнать о проблемах ребенка. Особенно хорошо он работает с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Поиграйте с ним в игру, где нужно будет заканчивать разные предложения. Возьмите какие-нибудь шутливые фразы: «В нашем городе фиолетовые…» и разбавьте их предложениями типа «Ваня очень боялся…», «Катя больше всего не любит…». Можно использовать чужое имя или даже названия животных или сказочных героев. Таким образом вы получите представление о наиболее неприятных вещах, тревожащих вашего ребенка. Узнаете и о его предпочтениях и интересах. Может, даже докопаетесь до тайных желаний.

«А давай придумаем сказку!»

Отличное предложение для дошколят и младших школьников. Придумайте какой-нибудь незамысловатый сюжет с любимыми героями и смотрите, что получится. Если вас интересует конкретная ситуация, продублируйте ее в сказке и оставьте окончание на усмотрение ребенка. Так вы получите всю нужную информацию, не задав ни одного конкретного вопроса.

Рисунок дерева

Очень простой тест. Разобраться с его интерпретацией не так сложно. Просто попросите ребенка на листке бумаги нарисовать дерево. Инструкций и рекомендаций как рисовать не давайте. Смотрите результат:

  • Если вы увидите большое раскидистое дерево с хорошо развитой кроной – это хороший сигнал.
  • Мало веток и листьев – посмотрите на общение ребенка: достаточно ли у него друзей?
  • Маленький рисунок на большом листе – возможна неуверенность в своих силах.
  • Дуплистое дерево требует особого внимания. Дупло – это знак психической травмы.

В таком случае гадать дальше не стоит. Лучше перестраховаться и обратиться к детскому психологу. Психолог разберется, есть ли причина для беспокойства или мы имеем дело с ложной тревогой. Но если сын или дочка действительно пережили какое-то нервное потрясение, помощь психолога будет очень кстати.

Рисунок кактуса

Задание дается по той же схеме, что и с деревом, только просим нарисовать кактус. Что нам это даст?

Красивое, с хорошими колючками, довольно большое растение в художественно выполненном горшке, покажет нам, что ребенок отлично умеет защищать свои границы. Он не боится конфликтов и умеет справляться с любыми проблемными ситуациями.

Маленький кактус с крохотными колючками – надо поработать над уверенностью в себе и подучить различным стратегиям выхода из ссор и недоразумений.

Рисунок мандалы

Довольно сложная методика, но возможно использование и по упрощенной схеме. Берем тарелку, кладем на лист бумаги и обводим по периметру. Выдаем краски, фломастеры или карандаши с большим количеством цветов и оттенков и просим заполнить круг от центра. Внимательно наблюдаем, в каком направлении рисует ребенок.

  • Направление по часовой стрелке сигнализирует о хорошем психологическом и физическом самочувствии.
  • Противоположное направление – что-то серьезно беспокоит.

Обращаем внимание на используемые цвета.

  • Много черного – настроение оставляет желать лучшего.
  • Коричневый – достаточно хороший цвет.
  • Светло зеленый свидетельствует о переутомлении. Может быть ребенок нуждается в качественном отдыхе.
  • Преобладает сиреневый и фиолетовый – похоже, что у вас растет новый Вольф Мессинг. Это цвета интуиции и предвидения.

Очень важно серьезно относиться к чувствам и эмоциям ребенка, а также уважать его мнение. Используйте свой пример для правильного выражения внешних чувств, конструктивно справляясь с негативом и раздражителями.

Попытайтесь не просто разобраться в эмоциональном состоянии ребенка, но и испытать его чувства вместе с ним - разделите радость и счастье, погорюйте за него, показав, что он не должен в одиночку справляться с проблемами.
Крепкая эмоциональная связь между родителями и детьми приведет к полноценному и доверительному общению в будущем, минимизирует , воспитает в ребенке уверенность, самоуважение и облегчит социальное общение в более зрелом возрасте.