Как объединить основные показатели качества образования в дошкольном учреждении. Оценка качества дошкольного образования Показатели оценки качества дошкольного образования

Начало мая увенчалось большим мероприятием в системе дошкольного образования Джидинского района - на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 «Теремок» прошёл республиканский семинар "Проектирование системы оценки качества дошкольного образования» под руководством Г.И. Малаховой, заведующей кафедрой развития образовательных систем АОУ ДПО РБ "БРИОП".

С приветственным словом открыла семинар заведующий отделом дошкольного образования Ульзетуева И.И. Заведующий МАДОУ детский сад № 5 «Теремок» Бальчинова Т.Д.-Д. провела экскурсию по детскому саду, поделилась опытом работы ДОУ, ознакомила присутствующих с деятельностью детского сада.

В работе семинара приняло участие 40 человек, среди которых были заведующие и педагогические работники детских садов нашего района.

В настоящее время имеет место принципиально новая стратегия развития общества, основным ресурсом которой выступает образование. Актуален вопрос: «Каким должно быть образование, чтобы подготовить детей к жизни в изменяющихся условиях?». Модернизация и развития образования в последние годы нашли отражение, как в организации, так и в содержании деятельности ДОО. С введением ФГОС дошкольное образование становится полноценной частью непрерывного образования. Высокое качество образования начинается с дошкольной ступени и направлено на создание педагогических условий, позволяющих детям раскрыть свои возможности, а педагогам повысить творческий потенциал. Необходимо построить педагогическую работу так, чтобы она соответствовала запросам общества и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей должно рассматриваться как взаимная деятельность ответственных взрослых.

Необходимым условием организации обучения и воспитания детей является создание предметно-развивающей среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном процессе. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Участники семинара, объединившись в пять рабочих групп, активно занялись оценкой качества предметно-пространственной развивающей среды по шкале Экерса в группах МАДОУ детский сад № 5 «Теремок».

Каждая группа сделала выводы по оценке качества предметно-пространственной среды, среда соответствует требованиям ФГОС ДО, она открывает множество возможностей для развития способностей детей.

В детском саду существуют уголки развивающей среды, в которых создаются условия для определённого вида деятельности детей. Во всём чувствуется изобретательность, фантазия и «золотые руки» воспитателей.

Мероприятие прошло на должном уровне. Все гости остались довольны участием в работе республиканского семинара.

Сотрудники ДОУ надеются, что материалы, представленные на семинаре, помогут педагогам дошкольных учреждений в работе с детьми, будут способствовать поиску новых идей и подходов в воспитании и обучении детей.

Во ФГОС дошкольного образования требования к результатам прописаны рамочно - в виде целевых ориентиров. Разработчики стандарта полагают, что если в ДОУ созданы те условия, которые прописаны в стандарте, то в таком ДОУ - качественный образовательный процесс.

Как вести оценку качества дошкольного образования без чётко прописанных результатов? Чтобы разобраться в этом вопросе, «Академия профессионального развития» провела вебинар вместе с Оксаной Алексеевной Скоролуповой .

Более сорока педагогических работников приняли участие в вебинаре « Система внутренней оценки качества дошкольного образования в дошкольной организации» , на котором узнали, как организовать внутреннюю систему оценки качества дошкольного образования в детском саду с учётом ФГОС.

Дошкольный стандарт — стандарт условий. Но это не означает, что при построении системы оценки качества нужно сосредотачивать внимание только на условиях.

Оксана Скоролупова отмечает, что система оценки качества выстраивается не для того, чтобы кого-то назвать хорошим или плохим, а для того, чтобы все учились работать качественно, чтобы все педагоги росли, используя эти инструменты оценки качества.

Не как плеть, не как дамоклов меч, который будет висеть над головой педагога всякого: и хорошо, и плохо работающего, — объясняет Скоролупова, — а как та палочка-выручалочка, которая помогает ему тянуться вверх и улучшать качество своей педагогической деятельности — вот это очень важно понимать всем руководителям дошкольных образовательных организаций, а также представителям органов управления образованием на муниципальном уровне и на региональном уровне.

Чтобы система оценки качества ДО стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно: оценивать не только выстроенные в ДОУ условия, но и сам педагогический процесс и его результаты.

Что оценивать?

Во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) отслеживается качество образовательного процесса, условий и результатов дошкольного образования.

Качество образовательного процесса:

  • качество образовательной программы, методик и технологий, применяемых в образовательном процессе;
  • качество образовательной деятельности - самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых ;
  • качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.

Качество образовательных условий:

  • финансовые условия - обеспечение государственных гарантий;
  • материально-технические условия - характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями;
  • развивающая предметно-пространственная среда - соответствие требованиям ФГОС ДО;
  • психолого-педагогические условия - личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;
  • кадровые условия - должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала.

Качество результатов ДО:

  • динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям. Сравнение ребёнка с самим собой — насколько он развился в течение определённого периода времени;
  • соответствие полученных результатов запланированным целям. Цели формулируются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.

Что даёт система оценки?

Информация

Внутренняя система оценки помогает выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности и обратную связь. На основе этих сведений руководство ДОУ анализирует результативность воспитания и обучения.

Мотивация педагогов

Участие в оценке качества воспитателей, заведующих, методистов и родителей повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детской психологии и самоанализу педагогического труда.

Формирование личности ребёнка

Для полноценного формирования личности ребёнка необходимо знать сильные и слабые стороны дошкольника, что помогает отследить система оценки качества. С опорой на её итоги педагог подбирает методы и приёмы индивидуально для каждого ребёнка. Такой подход положительно влияет на уровень развития детей, так как помогает педагогу не упустить из виду недостатки и трудности в воспитании личности ребёнка.

Коррекция действий

Среди результатов образовательной работы встречаются как положительные, так и отрицательные. Внутренняя оценка качества поможет оперативно принять меры на усиление положительного и ослабление отрицательного.

Как оценивать?

Образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов. Руководитель ДОО организует педагогический коллектив для оценки качества образовательного процесса и созданных условий. Разрабатывается и утверждается Положение о системе внутренней оценки качества образования в ДОО.

Положение о внутренней системе оценки качества состоит из трёх частей: вводная , констатирующая и заключительная .

В вводной части указываются причины разработки внутренней системы оценки качества образования и её нормативные основы.

Также раскрывается понятие качества дошкольного образования для данной дошкольной организации и приводятся функции системы оценки:

  • информационная;
  • побудительная;
  • формирующая;
  • коррекционная.

Вторая часть содержит описание объекта, субъекта, методик, технологий оценки качества, её структурных элементов: самообследование, мониторинг и контроль, описание организационных механизмов, периодичность и сроки оценки.

В последней части описываются результаты реализации системы оценки качества образования в детском саду.

Организация системы оценки

Внутренняя система оценки базируется на программе, где определяются направления, форма, сроки, порядок проведения и ответственные исполнители. На её основе составляется годовая циклограмма, которая утверждается приказом руководителя ДОО и обязательна для исполнения работниками ДОО.

Состав ответственных исполнителей утверждается приказом руководителя ДОО. Это могут быть заместитель по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель, методист, педагоги и члены родительского комитета.

Алгоритм реализации системы оценки

  1. Определение и обоснование объекта оценивания.
  2. Сбор данных.
  3. Создание баз данных для хранения и оперативного использования информации.
  4. Обработка полученных данных.
  5. Анализ и интерпретация полученных данных.
  6. Подготовка документов по итогам анализа полученных данных.
  7. Распространение результатов среди потребителей образовательной услуги.

К результатам допускаются только педагоги, которые работают непосредственно с конкретным ребёнком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщённом виде - сколько детей показало средний, высокий или низкий уровень развития, результаты конкретного ребёнка не даются.

Инструменты оценки:

  • контроль;
  • самообследование;
  • диагностика;
  • анализ изменений полученных характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).

Виды контроля:

  1. Оперативный - оценка текущего состояния дел по достаточно узким направлениям деятельности.
  2. Тематический - глубокое изучение состояния дел.
  3. Предупредительный - предупреждение недостатков и отбор рациональных решений проблем (проводится перед серьёзными проверками).
  4. Срезовый - диагностика детей по разделам программы.
  5. Итоговый - оценка результатов работы педагогического коллектива в конце отчётного периода.
  6. Взаимоконтроль - обеспечение педагога не только как объекта оценки, но и как субъекта.

Сопутствующие виды контроля во внутренней оценке качества ДО:

  • Самоанализ.
  • Диагностика.
  • Информация.

Оксана Скоролупова обозначила самые распространённые формы контроля: оперативный, тематический, итоговый.

Оперативный контроль помогает устранить незначительные сбои в работе, регулировать деятельность отдельных педагогов - предполагает быстрое реагирование и немедленное исправление недостатков.

План оперативного контроля по К.Ю. Беловой

Вопросы для оперативного контроля разделяются на три категории по объекту оценки: организация педагогического процесса , развивающей предметно-пространственной среды и достижения детей.

Вопросы первой категории оценивают качество образовательного процесса. В первую категорию входят вопросы об организации прогулки, подготовке педагогов к занятиям, использовании дидактических и режиссёрских игр, поддержке педагогом детской инициативы и самостоятельности.

  • содержательная насыщенность - наличие средств обучения, материалов, инвентаря и оборудования, которые обеспечат игровую, познавательную, творческую и двигательную активность детей;
  • вариативность - наличие пространств для игры, конструирования, уединения и так далее, разнообразных материалов и их периодическая сменяемость;
  • трансформируемость - возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
  • полифункциональность - возможность использования составляющих РППС в разных видах активности;
  • доступность - свободный доступ в помещения, к игрушкам и материалам;
  • безопасность - соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.

Достижения воспитанников говорят о качестве результатов образовательного процесса. В третью категорию входят вопросы для рассмотрения: педагогические наблюдения, портфолио дошкольника и результаты педагогической диагностики.

Тематический контроль заключается в тщательном исследовании положения дел по конкретному направлению работы с детьми. По итогам анализа результатов текущего контроля принимается конкретный план действий по коррекции образовательного процесса.

План тематического контроля по К.Ю. Беловой

Итоговый контроль помогает изучить конечные результаты работы коллектива ДОУ. Проводится по завершению полугодия и учебного года.

Контроль качества образовательного процесса, условий и результатов помогает обнаружить и устранить недостатки, дает руководителю достоверную информацию для принятия управленческих решений.

Вопросы участников

Алифтина, город Прокопьевск, Кемеровская область: Какие критерии используются при ВСОКО?

Оксана Скоролупова: Есть критерии, которые оценивают высокий уровень, достаточный, недостаточный, критический, совсем низкий. Вы по-разному можете написать, не только три - достаточный, низкий, оптимальный, а может быть и больше этих критериев - вот этих уровней достижения каждого показателя.

Оксана Ивановна, город Губкинский, ЯНАО: Когда педагог будет контролировать, если в рабочее время он работает со своей группой?

Оксана Скоролупова: Я уже так сказала, что он может на минутку забежать, но мы с вами прекрасно понимаем, что если мы с вами несём ответственность за жизнь и здоровье детей, то больше, чем на минутку забежать в соседнюю группу не можем. Но в другое время, во время тихого часа можем это сделать, когда уже идёт пересменка, когда уже пришёл к нему напарник, правильно?

Напишите в комментариях под этой записью, согласны ли вы с Оксаной Алексеевной? Когда, при каких условиях педагог может участвовать в мероприятиях контроля?

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

27 июня 2015 года в Улан-Удэ в рамках семинара «Проектирование программы развития ДО в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды» с докладом «Проектирование системы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Наталья Шадрина отметила, что если раньше все образовательные программы оценивали по детским результатам, то сейчас, когда вышел ФГОС, центр тяжести переносится с требований к результатам к требованиям к условиям, которые показывали бы качество дошкольного образования. Сейчас научное сообщество работает над инструментарием, который бы позволял определять оценку качества по условиям, взаимодействию педагога с ребенком как посредником между средой и ребенком.

Поскольку дошкольное образование становится первым уровнем общего образования, то у дошкольных организаций появляется новая ответственность по внедрению Стандарта.

Система оценки качества состоит из трех позиций:

  1. Группа, в которой каждый педагог может проводить педагогическую диагностику на предмет развития ребенка. Воспитатель имеет собственную карту наблюдения, которая фиксируется в основной образовательной программе в разделе оценка качества образования. Важно учитывать момент, что внутри одной образовательной организации может реализовываться несколько программ.
  2. Организация, административно-управленческий персонал, который контролирует реализацию основной образовательной программы.
  3. Субъект. Система оценки качества, реализация образовательных программ на уровне организации и на уровне субъекта Российской Федерации должна определяться по 2 направлениям: взаимодействие педагога и ребенка, сихолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы и предметно-пространственная развивающая среда.

Эксперт акцентировала внимание на том, что важна самооценка ребенка относительно его эмоционального состояния, насколько ему комфортно внутри детской образовательной организации, внутри среды.

Система оценки образовательной деятельности включает оценку по трем направлениям:

  • качество содержания;
  • качество условий образовательной деятельности;
  • качество образовательных процессов.

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Реализуемые виды деятельности ребенка варьируются исходя из доступности среды. Должны быть созданы такие пространства, где дети сами могли бы регулировать доступ, а занятия должны регулируются воспитателем.

Есть несколько инструментов, которые помогают оценивать предметно-пространственную среду в детском саду взаимодействие педагога и ребенка. Одной из них является Шкала ECERS-R. К примеру, время для свободной игры с помощью этой шкалы оценивается по следующим показателям:

  • Практически нет возможностей для свободной игры или большая часть дня проходит в неконтролируемых свободных играх.
  • Ежедневно есть время для свободной игры.
  • Свободная игра происходит в течение значительной части дня.
  • Действие взрослых направлены на развитие взаимодействия детей.

Шкала ECERS-R точно ловит разные изменения, которые происходят внутри, либо не происходят.

Проектируя основную образовательную программу нужно понимать весь объем ресурсов, которые существуют внутри образовательной организации и во вне. На сегодняшний день, меняя содержание, подсодержание пространства в детском саду, важно понимать, какие образовательные задачи мы собираемся закладывать вовнутрь.

Образовательная среда – это скрытое содержание образования. Важно не наличие игрушек, а их использование и доступность, то, что действительно является образовательным для ребенка внутри среды.

Наргиз АЛИЕВА, аналитическая группа Республики Бурятия





У ребенка развиваются те способности и черты личности, которые находят пространство для своей реализации; и, напротив, остаются в не актуализированном состоянии те механизмы, которые оказываются ненужными в реальной жизни. Л.С. Выготский. «К вопросу о формировании детского характера»



Стандарты. Место педагога. Дошкольная ступень Начальная школа Основная школа Старшая школа основы самостоятельности инициативы ответственности творческой деятельности умение учиться и свобода выбора внеучебных форм и видов деятельности учебная самостоятельность, социальные пробы и самоопределение выбор профильных дисциплин, реализация личностно значимого проекта Педагог-личность. Педагог-мастер. Педагог- учитель. Педагог-консультант (помощник). Педагог-эксперт. Педагог-навигатор. Педагог-тьютор.


Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Дети могут видоизменять ранее усвоенные образцы движений, движения приобретают произвольный характер. Для ребенка характерно устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Целевые ориентиры ДО


Способность ребенка к фантазии, воображению проявляется в ролевой и режиссерской игре (наличие оригинального замысла, гибкость развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам). Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает дос­тоинство других. Целевые ориентиры ДО


Целевой ориентир Взаимодействие «педагог- воспитанник» Среда Распорядок дня Способность выбирать желаемое Игра Проект Познание Игра Проект Познание Игра Проект Познание Способность проявлять инициативу и самостоятельность Игра Проект Познание Игра Проект Познание Игра Проект Познание Способность принимать собственные решения Игра Проект Познание Игра Проект Познание Игра Проект Познание Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Игра Проект Познание Игра Проект Познание Игра Проект Познание Уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, доброжелательное отношение к другим Игра Проект Познание Игра Проект Познание Игра Проект Познание …








Общие характеристики для всех шкал: Предполагают наблюдения за ребенком или интеракциями взрослого и ребенка в естественных условиях внешним специалистом Предполагают специальную подготовку профессионала, использующего шкалу. Включают подробное описание индикаторов, позволяющих надежно оценивать ситуацию (среду, взаимодействие) и давать ей количественную оценку. Допускают возможность использования для внутренней оценки и формирующего оценивания в программах по развитию ситуации в дошкольном образовательном учреждении.


В статье представлены особенности управления качеством дошкольного образования.

Представлены компоненты оценки качества дошкольного образования.

Описана примерная модель оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОВОАГАНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ «СОЛНЫШКО»

Бастрон И.Я., заведующий

Тема: «Разработка модели оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада»

Великая цель образования - не только знания,

но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон

Слайд 2. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Одна из главных целей ФГОС дошкольного образования – обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

Слайд 3. Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования.

Непременным условием обоснованности этих решений выступает достоверная информация:

О качестве дошкольного образования;

Об основных тенденциях, касающихся качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;

О соответствии предоставляемого образования современным представлениям о качестве дошкольного образования.

В данной связи можно констатировать, что стратегической целью совершенствования системы оценки качества дошкольного образования является оптимизация управления качеством дошкольного образования. Из этого следует, что повышение качества дошкольного образования требует совершенствования системы его оценки, которая должна содержательно (в соответствии с современными представлениями о ценностях развития ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки этого качества. При этом оценка качества дошкольного образования рассматривается в интересах личности, общества, государства, самой системы образования.

Слайд 4. Управление качеством дошкольного образования потребовало выделения проблем в деятельности ДОУ, требующих повышенного внимания:

  • создание соответствующих условий для организационного обучения дошкольников;
  • организация аналитической деятельности и научно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования;

Обновление управляемой и управляющих подсистем ДОУ;

Выработка новой практики дошкольного образования с помощью проведения научно обоснованного обеспечения экспериментальной деятельности.

Слайд 5. Качество образования в нашем детском саду рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ДОУ на основе ФГОС, потребностей и ожиданий участников образовательного процесса. С этой точки зрения качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:

Качество образовательного процесса;

Качество условий осуществления образовательной деятельности;

Качество результатов.

Одним из компонентов качества образования в нашем ДОУ является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс осуществляется в условиях развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса и управлением его качеством и предполагает воздействие на его компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса.

Для совершенствования качества условий осуществления образовательной деятельности нами были определены следующие направления:

Финансирование (предполагает определение гибких нормативов финансирования, переход на долевое финансирование, проведение мониторинга расходования бюджетных средств);

- кадровое обеспечение (предполагает развитие системы кадрового обеспечения и повышения профессиональной компетентности педагогов через организацию системы повышения квалификации и самообразование).

И, наконец, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения уровня управленческой культуры руководителей ДОУ: создание условий для повышения качества образовательного процесса в ДОУ, овладение технологией управления качеством работы.

Слайд 6. В нашем учреждении используются:

технология управления образованием по результатам , разработанная П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой. Определяя основные цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам.

технология проектного управления (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева), рассматривающая проектное управление как управление ДОУ в условиях инновационного режима функционирования.

В конечном счете, независимо от приоритетной технологии управления качеством работы ДОУ, основной проблемой остается создание модели оценки качества дошкольного образования. Эта проблема возрастает, если рассматривать ДОУ в режиме развития, то есть, предполагая постоянные изменения цели каждого этапа развития ДОУ в соответствии с результатами педагогического процесса.

Оценка качества результатов образовательного процесса на сегодня является наиболее обсуждаемой темой.

Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестации педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Слайд 7. Можно выделить два подхода к управлению качеством:

один - через управление педагогическим процессом и его составляющими;

другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления.

Следовательно, управление качеством образования в ДОУ требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ДОУ. Возникает необходимость разработки модели оценки качества дошкольного образования.

Однако для реализации модели оценки качества дошкольного образования в ДОУ различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества образования.

Слайд 8. Модель оценки качества дошкольного образования включает: цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов.

Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества ДОУ.

1.Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок.

2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми

3.Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную жизнь. При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).

Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъектов оценки.

Модель оценки качества дошкольного образования в ДОУ – это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки. Разрабатывая проблемы научно-методического обеспечения качества дошкольного образования, М.В. Крулехт обращает внимание на соответствие оценки качества дошкольного образования целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательному стандарту, запросам потребителей образовательных услуг.

Слайд 9. Функции оценки качества дошкольного образования:

1. Инструктивно-методическая функция заключается в создании регламентов оценки учреждений разных форм, реализующих программы дошкольного образования.

2. Контрольная функция включает проведение оценочных процедур в отдельных образовательных учреждениях и организациях.

3. Аналитическая функция включает сбор и анализ данных по ДОУ, построения на этой основе рейтинга учреждений, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».

4. Информационная функция может решать три задачи.

Во-первых, информация адресована педагогическому сообществу с целью формирования современных представлений о качестве образования в ДОУ.

Во-вторых, информация адресована родителям, для которых она может стать основанием для выбора формы и места получения дошкольного образования для ребенка.

В-третьих, одной из задач информирования о результатах оценки качества может стать координация усилий ДОУ и школы.

Слайд 10. Объекты, субъекты и предмет оценки:

При оценке качества образования необходимо четко определять, что оценивается (объект), кто оценивает (субъект) и зачем оценивает (предмет). В данной связи оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды (то есть оценки потребителей образовательных услуг) и внутренние оценки качества в самой системе образования.

Слайд 11. Всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:

1. Образовательная деятельность.

Оценивается уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.

2. Развивающая среда.

Оценивается степень обогащения предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Показателями являются количественное соотношение «воспитатель– дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, особенности помещения, в котором находятся дети.

3. Психологический комфорт ребенка.

Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении сцелью сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее оптимальными характеристиками поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение, являются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.

4. Здоровьесберегающая деятельность.

Хорошее качество физического контекста жизни ребенка в учреждении определяется не количеством предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания в ДОУ таким образом, чтобы ребенок мог участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

5.Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, можно выделить следующие интегральные критерии оценки дошкольного образовательного учреждения, которые определяют качество дошкольного образования:

Обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском саду;

Готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;

Ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования;

Удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольных образовательных учреждений.

Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Важным условием объективности являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Слайд 12. Методы оценки

Основными методами оценки являются следующие:

Изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой документации;

Анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы;

Наблюдение;

Исследование предметно развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников;

Анализ планирования, результатов диагностики.

Слайд 13. Этапы оценки

Оценка качества дошкольного образования в ДОУ включает несколько этапов:

Выделение показателей качества;

Определение критериев оценки (эталона, требования или стандарта), на основе

чего будет оцениваться данный показатель;

Формирование шкалы уровней достижения критерия качества;

Разработка инструментария;

Организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных;

Представление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей;

Организация широкого общественного и профессионального обсуждения;

Слайд 14. Результаты оценки.

Обобщенная оценка делается по нескольким оцениваемым направлениям:

Уровню реализации образовательной программы соответствующей направленности;

Уровню организации предметно развивающей среды ДОУ с учетом заявленной направленности образовательной программы;

Характеру взаимодействия педагогов с детьми.

Перспективное соотнесение достигнутых в ДОУ результатов с моделируемым портретом ребенка 6,5–7 лет, на выходе из дошкольного образования.

Адресность результатов оценки:

Педагогические коллективы учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и ответственных за ее успешную (эффективную) реализацию;

Родители ребенка, осваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

Руководители учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом.

ВАЖНО!

Оценить цели, которые ставит образовательная программа – не декларирует, а реально преследует (анализ процесса, соответствие целевым ориентирам Стандарта);

- оценить условия (в том числе, психолого-педагогические) которые создаются для достижения этих целей;

О бразовательный результат задается как ориентир развития;

Д ети не являются объектом формализованной проверки, в центре стоит экспертная оценка.

Августовское совещание педагогических работников Нижневартовского района 2014