Что такое дополнительное образование? На какие подвиды подразделяется? Какое место занимает в системе образования, установленной законом об образовании, вступившим в силу 2013 года? Кто может осваивать программы дополнительного образования? Где можно получить эту услугу?
Ответы на все эти вопросы и много другой интересной и полезной информации доступно читателю в статье. Уклон будет сделан на дополнительное образование детей и взрослых, но будет кратко рассмотрен и другой подвид дополнительного образования.
Место дополнительного образования в системе
С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?
Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.
По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.
Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель - разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.
В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель - обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.
Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.
Образовательная деятельность в области дополнительного образования - это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.
На какие подвиды делится?
Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.
Дополнительное проф. образование доступно только для ограниченного круга лиц, а доп. образование для взрослых и несовершеннолетних - для всех.
По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.
К нормативному сроку обучения по дополнительным профессиональным программам установлены конкретные требования. К программам дополнительного образования взрослых и детей - нет.
Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.
Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.
Дополнительное профессиональное образование
Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы - удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.
Ключевое отличие и особенность ДПО - наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.
Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.
Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.
Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.
Повышение квалификации
Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию "Историк, преподаватель истории", хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.
Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.
Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.
Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.
Переподготовка
Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют "вторым" высшим образованием, но это не совсем так.
Например, учитель истории решил преподавать физическую культуру. Имеющийся диплом содержит только квалификацию "Историк. Преподаватель истории". Соответственно, он может пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, где будет указана нужная квалификация - "Преподаватель физической культуры".
Минимальным нормативным сроком обучения здесь является рубеж в 250 часов. Максимальный - также не установлен.
Образование, направленное на детей и взрослых
Так что же такое дополнительное образование детей и взрослых? Сразу возникает закономерный вопрос: причем здесь взрослые? Все правильно. Новый закон это предусматривает. Какие программы могут освоить взрослые? Любые - от программы обучения навыкам безопасного обращения с огнестрельным оружием до вышивания крестиком. Это зависит от индивидуальных образовательных потребностей конкретного индивидуума.
Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.
Рассмотрим эти программы подробнее.
Общеразвивающие программы
Эти программы предназначены для неопределенного круга лиц вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи, языка и вероисповедания.
Это может быть игра на гитаре, занятия по футболу, обучение бальному танцу, знакомство с персональным компьютером, обучение стрельбе и так далее. Список практически безграничен.
Предпрофессиональные программы
Такие программы могут осваивать только дети - лица в возрасте до 18 лет.
По завершении обучения обязательно выдается документ - свидетельство об обучении.
Программы могут вестись как в области спорта, так и в области искусств.
Реализация программ обязательно осуществляется в соответствии с ФГТ.
Предпрофессиональное обучение в сфере культуры
Детские школы искусств - организации, в которых реализуются такие программы. Кроме того, эти программы могут реализовывать организации СПО и ВПО, работающие в области искусств.
Предпрофессиональное образование в спорте и культуре
Такие программы может реализовать любая организация, имеющая в лицензии данный подвид образования. Однако в 99 % случаев этими организациями являются детские и юношеские спортивные школы.
Направленности
Программы этого подвида имеют обязательный атрибут - направленность дополнительного образования. Что такое направленность? Какие направленности предусмотрены действующим законодательством? Раньше это называлось областью дополнительного образования. Теперь, когда нормативная правовая база подверглась обновлению, это называется направленностью. Всего их 6: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая и техническая. Направленности, по которым работает образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно должны быть указаны в его уставе.
Где получить услугу?
Наиболее распространенный вариант - муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.
Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.
В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей - универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.
1. Назовите ключевые и основные понятия, используемые в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»:
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование;
2) воспитание;
3) обучение;
4) уровень образования;
5) квалификация;
6) федеральный государственный образовательный стандарт;
7) образовательный стандарт;
8) федеральные государственные требования;
9) образовательная программа;
10) примерная основная образовательная программа;
11) общее образование;
12) профессиональное образование;
13) профессиональное обучение;
14) дополнительное образование;
15) обучающийся;
16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья;
17) образовательная деятельность;
18) образовательная организация;
19) организация, осуществляющая обучение;
20) организации, осуществляющие образовательную деятельность;
21) педагогический работник;
22) учебный план;
23) индивидуальный учебный план;
24) практика;
26) средства обучения и воспитания;
27) инклюзивное образование;
28) адаптированная образовательная программа;
29) качество образования;
30) отношения в сфере образования;
31) участники образовательных отношений;
32) участники отношений в сфере образования;
33) конфликт интересов педагогического работника;
34) присмотр и уход за детьми.
2. Что заменили введенные уровни образования. Дайте определение уровня образования?
Закон отказался от понятия «ступени образования» , сейчас они называются уровнями образования ;
- Уровень образования (образовательный ценз) - формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом, который удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации и является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности;
3. Назовите уровни общего образования:
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
4. Назовите уровни профессионального образования:
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
5. Назовите подвиды дополнительного образования;
- дополнительное образование детей и взрослых;
Дополнительное профессиональное образование.
6.Что включает в себя электронная информационно-образовательная среда?
Электронная информационно-образовательная среда включает в себя:
Электронные информационные ресурсы;
Электронные образовательные ресурсы;
Совокупность информационных технологий;
Телекоммуникационные технологии,
Соответствующие технологические средства.
7. Дайте определение Примерной образовательной программы - …
Примерная образовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы.
8. Перечислите состав учебно-методической документации примерной образовательной программы:
- примерный учебный план;
Примерный календарный учебный график,
Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов.
1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;
2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;
3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.
8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты , квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
30. Виды дополнительного профессионального образования:
Самообразование - осуществляется на основе индивидуальных образовательных программ, предполагает самостоятельное проектирование своего образовательного пространства и самоуправление своей образовательной деятельностью. Этот вид ДПО интегрирован в систему непрерывного профессионального образования и осуществляется в тесной взаимосвязи с другими видами образования.
Переподготовка специалистов - получение второго высшего образования, т.е. освоение новой специальности.
Стажировка - формирование и закрепление на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.
Повышение квалификации - углубление, систематизация, обновление профессиональных знаний, развитие практических умений в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Повышение квалификации это:
краткосрочное (не менее 72 ч) тематическое обучение по проблемам конкретного образовательного учреждения, которое проводится по месту основной работы руководителя и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 ч) по актуальным проблемам профессиональной деятельности;
длительное (свыше 100 ч) обучение руководителей в целях углубленного изучения актуальных профессиональных проблем.
Задача повышения квалификации специалистов связана с установлением соответствия между постоянно растущими социальными требованиями к личности и к профессиональной деятельности специалиста и недостаточным уровнем его готовности выполнять свои профессиональные и должностные функции. Отсюда важнейшая особенность ДПО - соответствие этого вида образования «вызовам» времени.
Повышение квалификации является непрерывным процессом, имеющим весьма сложный характер и своеобразную структуру. Непрерывность повышения квалификации - это органическая взаимосвязь двух неоднозначных процессов: специально организованного краткосрочного обучения (которое проводится периодически под руководством преподавателей каждые пять лет) и самообразования, осуществляемого как во время курсового обучения, так и в межкурсовой период.
Взаимосвязь прерывного, периодически повторяющегося курсового обучения и непрерывного самообразования придает подсистеме повышения квалификации специфические черты, которые отличают ее от всех остальных подсистем непрерывного образования.
Курсовое обучение с учетом его кратковременности и периодичности служит стимулом для самообразования и в значительной мере ориентирует его в содержательном плане.
В ходе курсового обучения разрабатываются программы профессионально-личностных достижений, анализируются результаты их выполнения, определяются наиболее оптимальные модели межкурсового обучения и самообразования, разрабатываются иосваиваются новые технологии самообразования.
Профессиональная переподготовка специалистов осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а другой - для получения дополнительной квалификации.
Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности проводится в процессе освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, которые разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением (или структурным подразделением повышения квалификации, действующим в вузе) самостоятельно с учетом потребностей заказчика и на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации также осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований, предъявляемым специалистам, для присвоения дополнительной квалификации. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования. Порядок разработки и утверждения этих программ определяется уставом образовательного учреждения ДПО (или специального под-
разделения повышения квалификации, действующего на базе вуза).
Важным условием функционирования системы ДПО является преемственность названных видов ДПО в обеспечении непрерывного развития профессионализма специалистов. Особое значение имеют тенденция к усилению взаимосвязи их профессионального роста и личностного развития, интеграция мотивационной, операционной и рефлексивной сфер профессиональной деятельности. Это определяется необходимостью целостного становления и развития личности профессионала.
Процесс обучения в системе ДПО
Обучение специалистов в системе ДПО представляет собой целостную педагогическую систему, обусловленную в своем функционировании и развитии разнообразными объективными факторами: социальными, психологическими, организационно-педагогическими, материально-техническими и другими. Оно может рассматриваться с разных позиций: как деятельность, как процесс, как общение, как соотношение педагогического руководства и самоуправления учением.
С позиций системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов обучение в системе ДПО - это сотрудничество двух (и более) субъектов: преподавателя и обучающегося (преподавателя и обучающихся; обучающихся друг с другом), направленное на достижение образовательных целей. Вместе с тем названное обучение является целостным процессом, в котором сливаются в органическом единстве два неоднозначных процесса: преподавание и учение, призванные перерасти в сотворчество; это процесс духовно-нравственных, умственных, эмоциональных и физических взаимодействий, необходимых для реализации образовательных задач, и в частности для создания «произведений» профессиональной культуры, авторских проектов профессиональной деятельности. Преподавание и учение - дидактические процессы, связанные с сотрудничеством главных действующих лиц процесса обучения - преподавателя системы ДПО и обучающегося (обучающихся), цели деятельности которых объединены. Преподавание и учение в названной системе - это согласованность действий, общение и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимопомощь, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка обучаемых и обучающихся.
Преподавание - это: Ценностное отношение к обучающемуся, культуре, творчеству; гуманная педагогическая позиция; забота о здоровье обучающегося; создание и постоянное обогащение культурно-информационной и предметно-развивающей образовательной среды; придание личностно ориентированной, развивающей и творческой направленности содержанию и технологии обучения; забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого обучающегося. К тому же преподавание - это процесс мотивированного, опосредованного управления учением обучающегося в целях перевода его из состояния пассивного слушателя, исполнителя в позицию активного субъекта самообучения, саморазвития, самосовершенствования.
Преподавание направлено на «превращение» целей, задач и содержания обучения в проектируемые цели, задачи и содержание собственной образовательной деятельности самими обучающимися. Преподавание создает условия самоорганизации обучающимися собственной образовательной траектории, направленной на саморазвитие субъектности.
В силу этого преподаватель в системе повышения квалификации призван: владеть искусством и наукой оказания помощи взрослым в обучении; помочь обучающимся «выращивать» у них качества авторов-проектировщиков своего образовательного пространства-. Это связано с приобретением опыта профессионально-личностной рефлексии и опыта построения траектории саморазвития и др. Преподаватель системы ДПО призван помогать в определении параметров обучения и поиске информации; в выявлении профессионального опыта обучающегося и его использовании в процессе обучения; в выявлении образовательных потребностей и определении цели обучения; в отборе содержания обучения; в организации процесса самообучения.
Технология обучения является процессуально-дидактическим инструментом влияния содержания образования на сознание, чувства, волю и поведение личности. Содержание ДПО, сориентированное на развитие профессиональной культуры, человеческого потенциала, субъектности и креативности специалиста-профессионала, требует для своей реализации соответствующих авторских педагогических технологий, характерными чертами которых являются: сотрудничество, диалогичность, деятельно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуальности специалиста, предоставление ему необходимой свободы для принятия самостоятельных решений в вопросе организации своего обучения, выбора содержания и способов учения, сотворчество обучающихся и обучаемых. Эти требования обладают свойством универсальности, они могут быть отнесены к любой технологии, будь то традиционная или инновационная технология. Важно, чтобы ее творческое «рождение» и претворение осуществлялось в контексте этих требований и служило достижению индивидуальных образовательных целей.
Учение включает в себя осознание и принятие личностью познавательных задач, планирование деятельности, ее реализацию в процессе самой учебы, самоконтроль и самооценку эффектив-
ности своего труда. Учение требует умения реализовать целый ряд действий, которые хотя и не относятся к усвоению учебного материала, но являются его необходимой предпосылкой. Усвоение - исключительно психический процесс, в то время как учение - в значительной степени практическая деятельность, проявляющаяся внешне.
Учение субъекта в системе ДПО характеризуется его стремлением к самостоятельности, независимости, самоуправлению. Поэтому обучающийся, как уже отмечалось, призван выполнять активную, ведущую роль в организации своего учения. Однако в процессе обучения важно оказать ему помощь: в создании образа специалиста-профессионала; развитии позитивной динамики мотиваци-онной сферы личности; формировании профессиональных ценностей; понимании предназначения профессии; самостоятельном формировании профессиональных целей; развитии профессионального мышления; проектировании образовательных задач и способов их решения; самостоятельном поиске информации; самостоятельном приобретении знаний, умений, навыков, качеств личности, необходимых для решения жизненно важных и профессиональных проблем; обучении творчеству; в творческом самостоятельном решении образовательных задач и т.д.
В связи с этим встает вопрос о подготовке нового типа преподавателя вузов системы ДПО, который способен выполнять следующие действия:
осуществлять диагностику уровня профессионализма, профессиональной компетентности обучающегося. Оказывать ему помощь в профессионально-личностной рефлексии;
оказывать помощь обучающимся в их самостоятельном проектировании индивидуальных образовательных программ ДПО;
создавать комфортную психологическую атмосферу обучения и осуществлять научно-методическое обеспечение образовательного процесса,
проводить диагностические опросы, отслеживание результатов обучения;
осуществлять отбор научно обоснованного содержания, организационных форм, методов и средств обучения на основе учета индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
разрабатывать ориентированные на человека культурологические технологии обучения;
консультировать по вопросам: организации своей образовательной деятельности самими обучающимися; технологии творческой деятельности; духовно-нравственного самосовершенствования;
разрабатывать и использовать различные критерии изучения профессиональных, образовательных и личностных достижений специалиста;
разрабатывать образовательные программы ДПО.
В контексте ведущей цели ДПО (профессионально-личностного развития обучающихся) чрезвычайно важен индивидуальный опыт профессионально-личностного саморазвития преподавателей названной системы. Условная «формула» деятельности преподавателя ДПО - образовывая себя, помогать в овладении технологией саморазвития обучающемуся и вместе с ним «выходить» на новые идеи, концепции и технологии развития объектов профессиональной деятельности. Особую значимость приобретают научно-исследовательская деятельность преподавателя системы ДПО, его непосредственный научно-практический вклад в решение актуальных профессиональных проблем обучающихся.
Преподаватель вуза в системе ДПО призван выполнять функции исследователя, автора-проектировщика образовательных программ ДПО; эксперта образовательного процесса; организатора индивидуальной и коллективной форм образовательной деятельности; наставника, консультанта, вдохновителя взрослых обучающихся; создателя благоприятных условий обучения; источника знаний, умений, навыков и качеств, необходимых обучающимся. Поэтому развитие системы ДПО требует научной разработки моделей профессиональной переподготовки преподавателей для рассматриваемой системы.
1 вопрос Общая характеристика профессионально-педагогического образования. Профессионально-педагогическое образование - сфера
социальной жизни, создающая условия для развития индивида в процессе освоения ценностей профессиональной мировой и национальной культуры. Педагогическое образование есть важнейшая составная часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое во_ многом, если не в решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная подсистема, педагогическое образование трактуется в двух смыслах - узком и широком. Чаще всего педагогическое образование рассматривается как система подготовки, главным образом, специалистов общего (дошкольного, начального, основного и полного общего) образования (педагогическое образование в узком смысле). В широком смысле к педагогическому образованию относят также педагогическую подготовку всех лиц, причастных к образованию и воспитанию подрастающих поколений (например, педагогическое образование родителей). Образовании лиц, ведущих подготовку в учреждениях профессионального (начального, среднего и высшего) образования, а также в учреждениях дополнительного образования, включая систему переподготовки и повышения квалификации. Профессионально-педагогическое образование является относительно самостоятельным видом педагогического образования. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.
2 вопрос Этапы становления и развития системыпрофессионального образования.
Профессиональное образование как часть общественной жизни возникает на определенном историческом этапе и развивается в единстве теоретического и практического компонентов. В связи с этим исторический процесс развития профессионального образования представлен, с одной стороны, его институализацией (возникновением, развитием, упорядочением общественных институтов - учебных, методических, управленческих, обеспечивающих начальное профессиональное образование), а с другой стороны, генезисом теоретико-педагогических и методических основ начального профессионального образования.
Выделение этапов позволяет более обстоятельно и точно характеризовать динамику развития профессионально-педагогического образования.
Период со второй половины XIX в. - 1917 г. рассматривается как время становления системы отечественного профессионального образования. На первом этапе (1860 - конец 1880 гг.) этого периода под влиянием социально-экономических, политических и социокультурных факторов происходит бурный количественный рост учреждений профессионального образования в торговой, финансовой, технической, транспортной, художественной, сельскохозяйственной сферах. Слабость государственной политики в области профессионального образования на этом этапе приводила к преимущественному распространению частной и общественной инициативы в этой области, «разнобою» в содержании учебных планов, программ, методик, стихийно возникающих на местах подготовки кадров. Вместе с тем 1860 - конец 1880 гг. стали временем повышенного внимания к профессиональному образованию со стороны видных ученых, педагогов и общественных деятелей (Е.Н. Андреев, В.К. Делла-Вос, А.Г. Неболсин, А.Д. Путята, К.Д. Ушинский, А.И. Чупров, И.И. Янжул и др.). В их трудах и выступлениях появляются идеи повышения эффективности профессионального образования через усиление общеобразовательной подготовки, обучения специалистов нескольким смежным профессиям, единства теории и практики профессионально-педагогического образования, использование труда как средства умственного и нравственного воспитания, разработки специальных методических приемов. Однако практическая реализация этих идей была осуществлена позже. Второй этап (конец 1880-х гг. - начало XX в.) характеризуется упорядочением разрозненных учебных заведений и формированием системы начального профессионального образования. Главными достижениями этого этапа стало принятие ряда государственных документов - Законов, Уставов, Положений, направленных на установление соответствия системы учебных заведений требованиям экономики и педагогической науки, типизацию, установление для них единого плана, срока подготовки, определение соотношения общеобразовательного и специального компонентов начального профессионально-педагогического образования исходного общеобразовательного уровня учащихся и т.п. В это время начато разделение низшей и средней подготовки в учреждениях профессионального образования. Появляются учебные заведения для женщин. Начинается реализация на практике перспективных педагогических идей предшествующего этапа, улучшается общеобразовательная и общетехническая подготовка учащихся. Разрабатывается первая концептуальная основа развития начального профессионального образования. Формируется ряд новых теоретических идей: специальная подготовка преподавательских кадров для профессионального образования, методическая подготовка мастеров; преемственность учебных заведений различных уровней. Обогащаются методики профессионального образования (И.А. Анопов, С.А. Владимирский, И.А. Стебут, И.А. Вышнеградский и др). Вместе с тем сохраняются тенденции к малочисленности государственных учреждений профессиональной подготовки, отставанию государственной политики от образовательной практики, минимизации расходов на начальную профессиональную подготовку, существованию архаичных форм профессионально-педагогиского образования. Третий этап (1910 - 1917 гг.) стал временем качественного перелома исследуемой области, связанного с усилением роли педагогических идей в развитии профессионального образования, осуществлением реформ перспективного, а не «догоняющего» характера. В это время создается инновационный тип учебного заведения (политехнические, технические курсы - техникумы), появляются идеи преобразования начального профессионального образования на основе педологии, психотехники, инженерной психологии.
3 вопрос. Государственный образовательный стандарт. Учебный план специальности.
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.
Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества
Наряду с законом "Об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества.
В государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федераль ный, национально-региональный и школьный. Федеральный компонент определяет те нормативы, со блюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность от дельного образовательного учреждения. Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:
требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения. Общая структура содержания образования определяется типовым учебным планом, сложившимся сугубо эмпирическим образом. Стандарт образования позволяет обозначить не эмпирически задаваемые учебные предметы, а базовые образовательные области, набор которых научно обоснован. На основе совокупности этих областей, составляющих инвариантное (базовое) ядро общего среднего образования, могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы.
Учебный план - это государственный документ, на основе которого осуществляется подготовка специалистов. Типовой учебный план - основной документ, устанавливающий государственный компонент соответствующей образовательно-профессиональной программы. Он устанавливает на государственном уровне минимальные объемы учебных часов и циклов (блоков), перечень обязательных дисциплин в них, предоставляя, таким образом, самостоятельность высшим учебным заведениям в разработке вузовского компонента рабочего учебного плана данной специальности. В этом документе также указывается квалификация выпускаемого специалиста, приводятся дополнительные данные (например, перечень государственных экзаменов, виды практик и т.п.) и примечания. Рабочий учебный план - это учебный план специальности конкретного высшего учебного заведения, разработанный на основе типового учебного плана с его дополнениями и корректировками (в соответствии с нормативными документами), учитывающий местные условия, специализацию, уточняющий календарную структуру, этапы учебного процесса. Требования к уровню подготовки выпускников во многом определяет обязательный минимум содержания образовательно-профессиональных программ.
4.Обучение как система и как процесс. Этапы процесса обучения. Цели, принципы, содержание обучения.
Под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.
Существует несколько определений понятия "процесс обучения". "Процесс обучения- это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями" (Н. В. Савин).
"Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели - вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию" (Г. И. Щукина). "Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников" (Ю. К. Бабанский). Различное понимание процесса обучения свидетельствует, что это достаточно сложное явление. Если обобщить все приведенные выше понятия, то процесс обучения можно определить как взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями.
Для процесса обучения характерны следующие признаки:
а) целенаправленность;
б) целостность;
в) двусторонность;
в) совместная деятельность учителя и учащихся;
г) управление развитием и воспитанием учащихся;
д) организация и управление этим процессом.
Таким образом, педагогические категории "обучение"я "процесс обучения" - не тождественные понятия. Категория "обучение" определяет явление, тогда как понятие "процесс обучения" "(или "учебный процесс") - это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.
Процесс обучения по своей сути - дидактический процесс и всегда носит консерватив ный характер. Сегодня действительно меняются общественные ценности, поэтому естественно, меняются цели обучения, меняется его содержание.
Процесс обучения это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Следовательно, и процесс обучения в средних и высших учебных заведениях, можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности (знания о мире), которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира, общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых знаний, т.е. способами познания мира. И, самое главное, общество передает и свое отношение к имеющимся знаниям, к процессу познания окружающего мира и к миру в целом.
Постоянно совершенствуясь и развиваясь, процесс обучения по своей природе остается тем же, чем он был всегда: педагог не может обойтись без классной доски, учебника и слова учителя. Поэтому коренное реформирование процесса обучения может произойти только в результате повсеместного внедрения совершенно новых средств обучения (источников информации): например, компьютеров с соответствующими программами, в настоящее время ведутся разнообразные эксперименты по обучению при помощи гипнотического сна. Но станут ли эти методы достоянием массовых учебных учреждений, пока что неясно.
Одной из существенных особенностей процесса обучения является то, что представление о нем имеет практически каждый человек, так как каждый из нас в своей жизни являлся и является непосредственным участником этого процесса. Поэтому обучающие непроизвольно действуют в соответствии со стереотипами, приобретенными в детстве, когда их учили, и во взрослой жизни, когда приходилось учить самим.
Процесс обучения - это своеобразная система, характеризующая жизнедеятельность человеческого общества. Поэтому она имеет свои основополагающие положения, которые определяют характер процесса обучения и его специфику. Например, даже конкретная школа (или вуз) - это тоже система, которая имеет свой устав и руководствуется какими-то наиболее общими положениями, которые определяют характер ее жизнедеятельности.
Следующее, не менее существенное понятие дидактики - содержание образования. Это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).
Так как главной особенностью процесса обучения является характер деятельности обу чающего и обучающихся, то немаловажную роль здесь играют и способы осуществления этих видов деятельности, которые рассматриваются в дидактике как методы обучения и являются одним из важнейших понятий дидактики.
Результаты обучения во многом определяются характером и способами организации деятельности обучающих и обучающихся. Они могут быть индивидуальными, групповыми; это и лекции, и практические занятия, и семинары и т. д. Это все - формы обучения.
Этапы процесса обучения.
Первичная диагностика и актуализация прежних знаний учащихся. Чтобы продуктивными были учебный процесс и ход учения, преподаватель в быстром темпе устанавливает деловой контакт с учащимися, выясняет общую психологическую атмосферу в классе, уровень готовности ребят к учению на данном конкретном уроке и т.п. Вместе с тем, чтобы опереться в предстоящей учебной работе на тот запас знаний, который учащимися был ранее усвоен, преподаватель соответствующими приемами и методами "оживляет", делает актуальными и важными для настоящего момента уже имеющиеся знания.
Постановка преподавателем цели и осознание учащимися познавательных задач: объявление темы, постановка вопросов, выполнение разных активизирующих заданий, задач проблемного и творческого характера. Так учащиеся входят в атмосферу напряженной познавательной работы.
Восприятие и изучение учащимися нового материала. На этом этапе используются разные методы и приемы изложения.
Осмысление нового материала (И.Ф. Харламов, Н.А. Сорокин, Т.А. Ильина). Некоторые исследователи такое познавательное действие не считают самостоятельным этапом учебного процесса. Например, М.А. Данилов полагает, что процесс осмысления присутствует (должен присутствовать!) на всех этапах урока, поэтому нет необходимости выделять его в качестве самостоятельного. В таком суждении есть, конечно, резон.
акрепление и совершенствование первично воспринятой информации учащимися, формирование новых умений и навыков.
Применение (М.А. Данилов, Н.А. Сорокин и др.). Это звено учебного процесса предполагает связь теоретических знаний с практическими умениями и действиями (умственными, мануальными). Ценность теоретических знаний состоит именно в умении использовать их в практических целях. Это достигается через упражнения, решение задач, выполнение проблемных и эвристических учебных заданий.
Надо сказать, что не все исследователи дидактики выделяют это звено учебного процесса в качестве самостоятельного, полагая, что применение происходит и в других его звеньях.
7. Контроль качества усвоенных знаний, умений - важное звено учебного процесса. Оно в повседневной учебной деятельности преподавателя является способом обратной связи,
выполняет диагностическую функцию на завершающем этапе учебного занятия: насколько полно, точно, без искажений и осмысленно усвоен учебный материал, какие обнаружились пробелы в знаниях отдельных учащихся.
8. Коррекция как звено учебного процесса необходима тогда, когда по результатам диаг ностики обнаружились отклонения от намечавшегося результата познавательной деятельности. Чтобы исправить положение, преподаватель использует другие методики и средства обучения. Тогда есть шанс достичь поставленной цели: усвоения всеми учащимися учебного материала на достаточно высоком уровне.
Некоторые исследователи-дидакты это звено объединяют с предыдущим звеном контроля (Ю.К. Бабанский, Н.А. Сорокин, И.Я. Лернер и др.).
9. Обобщение как звено учебного процесса завершает предыдущие звенья и предполага ет усвоение и осознание учащимися причинно-следственных связей в явлениях окружающего мира, фрагменты которого они изучают, усвоение научных понятий, некоторых законов разви тия природы и общества. Знания систематизируются по конкретному учебному предмету, уста навливаются внутрипредметные и межпредметные связи.
Таковы звенья, или этапы, учебного процесса. В зависимости от цели учебного занятия (урока, практических работ и др.) и соответствующего типа обучения эти звенья проявляется не все, а иногда и не в строго перечисленной последовательности.
Цели обучения.
Определение цели через содержание изучаемого материала (изучить тему, теорему, параграф, главу и пр.). Такая постановка цели хотя и ориентирует учителя на конкретный результат, но она не дает возможности продумать отдельные этапы процесса обучения на уроке, его конструкцию.
Определение целей через деятельность учителя: ознакомить, показать, рассказать и пр. Такие цели не предусматривают достижения конкретных результатов: что должно быть достигнуто в процессе обучения, каков будет уровень знаний, общего развития и т. п.
Определение целей через внутренние процессы развития учащихся (интеллектуальное, эмоциональное, личностное и т. п.): сформировать интерес, развить познавательную активность, сформировать умения и пр. Цели такого типа слишком обобщены и их выполнение практически невозможно контролировать.
Определение целей через организацию учебной деятельности учащихся на уроке: решить задачу, выполнить упражнение, поработать самостоятельно. Такие цели хотя и ориентируют на организацию активной познавательной деятельности учащихся, однако не всегда могут дать ожидаемый результат.
Основные принципы организации и функционирования педагогического процесса
принцип целостного подхода к воспитанию;
принцип непрерывности воспитания;
принцип целенаправленности в воспитании;
принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и воспитанников;
принцип природосообразности;
Принцип культуросообразности;
принцип воспитания в деятельности и в коллективе;
принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании;
принцип единства и адекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе;
принцип оптимизации- постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией.
Принципы обучения(другой источник)
Принципы обучения (дидактические принципы) - это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Часть 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
При этом система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Таким образом, можно однозначно утверждать о принадлежности ДПО к непрерывному образованию (часть 7 статьи 10 Федерального закона № 237-ФЗ).
Вопрос 9. Дополнительное образование включает в себя дополнительное образование взрослых и дополнительное профессиональное образование. Является ли дополнительное профессиональное образование дополнительным образованием взрослых?
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых, а также дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ). Таким образом, дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования.
Вопрос 10. К программам дополнительного профессионального образования относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Устанавливает ли Федеральный закон № 273-ФЗ объём для данных видов программ?
Объем освоения ДПП установлен Порядком. Пунктом 12 Порядка определен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Вопрос 11. В Федеральном законе № 273-ФЗ говорится о том, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Что под этим понимается? Какие подвиды дополнительного образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации?
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности – это дополнительные профессиональные программы и дополнительные общеобразовательные программы.
В соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.