Античные персонажи. Герои древнегреческих мифов и легенд

Герои греческих мифов и легенд не были бессмертны, как их боги. Но они не были и простыми смертными. Большая часть из них вела свое происхождение от богов. Их великие подвиги и свершения, которые были запечатлены в мифах и известных художественных творениях, дают нам представление о воззрениях древних греков. Так чем же прославились самые знаменитые греческие герои. Расскажем ниже…

Царь острова Итака и любимец богини Афины, был известен необычайным умом и храбростью, хотя ничуть не меньше — своей хитростью и лукавством. О его возвращении из Трои на родину и приключениях во время этих странствий повествует «Одиссея» Гомера. Сначала сильная буря прибила корабли Одиссея к берегам Фракии, где дикие киконы убили 72 его спутника. В Ливии он ослепил циклопа Полифема, сына самого Посейдона. После многих испытаний герой попал на остров Эя, где прожил год у волшебницы Кирки. Проплывая мимо острова сладкоголосых сирен, Одиссей велел привязать себя к мачте, чтобы не соблазниться их волшебным пением. Он благополучно прошел через узкий пролив между шестиголовой Сциллой, пожирающей все живое, и Харибдой, поглощающей всех в своем водовороте, и вышел в открытое море. Но молния поразила его корабль, и все его спутники погибли. Спасся только Одиссей. Море выбросило его на остров Огигия, на котором семь лет его удерживала у себя нимфа Калипсо. Наконец, после девяти лет опасных странствий Одиссей вернулся на Итаку. Т ам вместе со своим сыном Телемахом он перебил женихов, осаждавших его верную жену Пенелопу и проматывавших его состояние, и стал вновь править Итакой.

Геракл (у римлян — Геркулес) , самый славный и могучий из всех греческих героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Вынужденный служить микенскому царю Эврисфею, он совершил двенадцать знаменитых подвигов. Например, умертвил девятиглавую гидру, укротил и увел из преисподней адского пса Цербера, задушил неуязвимого немейского льва и оделся в его шкуру, воздвиг на берегах пролива, отделяющего Европу от Африки, два каменных столба (Геркулесовы столпы — древнее название Гибралтарского пролива), поддерживал небесный свод, пока титан Атлант добывал ему чудодейственные золотые яблоки, охраняемые нимфами Гесперидами. За эти и другие великие подвиги Афина после смерти отнесла Геракла на Олимп, и Зевс даровал ему вечную жизнь.

, сын Зевса и аргосской царевны Данаи, отправился в страну горгон — крылатых чудовищ, покрытых чешуей. Вместо волос на их головах извивались ядовитые змеи, а страшный взгляд обращал в камень всякого, кто осмеливался на них посмотреть. Персей обезглавил горгону Медузу и женился на дочери эфиопского царя Андромеде, которую спас от морского чудовища, пожиравшего людей. Прежнего ее жениха, устроившего заговор, он превратил в камень, показав отрубленную голову Медузы.

, сын фессалийского царя Пелея и морской нимфы Фетиды, один из главных героев Троянской войны. Младенцем мать окунула его в священные воды Стикса, отчего его тело стало неуязвимым, за исключением пятки, за которую мать держала его, опуская в Стикс. В битве за Трою Ахилл был убит сыном троянского царя Парисом, стрелу которого Аполлон, помогавший троянцам, направил ему в пятку — единственное уязвимое место (отсюда выражение «ахиллесова пята»).

, сын фессалийского царя Эсона, отправился со спутниками в далекую Колхиду на Черном море, чтобы добыть охраняемую драконом шкуру волшебного барана — золотое руно. Среди 50 аргонавтов-участников похода на корабле «Арго» — были Геракл, перец Орфей и близнецы Диоскуры (сыновья Зевса) — Кастор и Полидевк.
После многочисленных приключений аргонавты доставили руно в Элладу. Ясон женился на дочери колхидского царя, волшебнице Медее, и у них родилось двое мальчиков. Когда несколько лет спустя Ясон решил жениться на дочери коринфского царя Креусе, Медея убила соперницу, а затем и своих собственных детей. Ясон же погиб под обломками обветшавшего корабля «Арго».

Эдип , сын фиванского царя Лая. Отцу Эдипа была предсказана смерть от руки собственного сына, поэтому Лай приказал бросить ребенка на съедение диким зверям. Но раб пожалел и спас его. Юношей Эдип получил предсказание Дельфийского оракула, что он убьёт отца и женится на собственной матери. Устрашенный этим, Эдип покинул своим приемных родителей и отправился странствовать. По дороге в случайной ссоре он убил знатного старца. Но пути в Фивы ему встретился Сфинкс, который стерег дорогу и задавал путникам загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Тех, кто не мог ответить, чудовище пожирало. Эдип разгадал загадку: «Человек: ребенком он ползает на четвереньках, взрослым ходит прямо, а в старости опирается на палку». Сокрушенный этим ответом, Сфинкс бросился в пропасть. Благодарные фиванцы выбрали Эдипа своим царем и дали ему в жены вдову царя Иокасту. Когда выяснилось, что убитый на дороге старец — его отец царь Лай, а Иокаста — его мать, Эдип в отчаянии ослепил себя, а Иокаста кончила жизнь самоубийством.

, сын Посейдона, тоже совершил немало славных дел. По пути в Афины убил шесть чудовищ и разбойников. В кносском лабиринте уничтожил Минотавра и нашел выход оттуда с помощью клубка нитей, который дала ему дочь критского царя Ариадна. Почитался также как создатель Афинского государства.

Гектор, в древнегреческой мифологии один из главных героев Троянской войны. Герой был сыном Гекубы и Приама - царя Трои. У Гектора было 49 братьев и сестер, однако среди сыновей Приама именно он славился своей силой и храбростью. По преданию, Гектор поразил насмерть первого грека, ступившего на землю Трои, - Протесилая. Особенно прославился герой на девятом году Троянской войны, вызвав на бой Аякса Теламонида. Гектор обещал своему врагу не осквернять его тела в случае поражения и не снимать с него доспехов и потребовал того же от Аякса. После продолжительной борьбы они решили прекратить поединок и в знак взаимного уважения обменялись подарками. Гектор надеялся одержать победу над греками, несмотря на предсказание Кассандры.

Именно под его предводительством троянцы ворвались в укрепленный лагерь ахейцев, подступили к военному флоту и даже успели поджечь один из кораблей. В легендах описывается также бой Гектора с греком Патроклом. Герой победил своего противника и снял с него доспехи Ахилла. Боги принимали весьма активное участие в войне. Они разделились на два лагеря и помогали каждый своим любимцам. Гектору покровительствовал сам Аполлон. Когда Патрокл погиб, Ахилл, одержимый местью за его гибель, привязал побежденного мертвого Гектора к своей колеснице и протащил его волоком вокруг стен Трои, но тело героя не трогали ни тлен, ни птицы, так как Аполлон оберегал его в благодарность за то, что Гектор при жизни неоднократно помогал ему. Исходя из этого обстоятельства древние греки сделали вывод о том, что Гектор был сыном Аполлона.

Согласно мифам, Аполлон на совете богов уговорил Зевса выдать тело Гектора троянцам, чтобы его похоронили с почетом. Верховный бог приказал Ахиллу отдать тело погибшего его отцу Приаму. Так как, по преданию, могила Гектора находилась в Фивах, исследователи предположили, что образ героя имеет беотийское происхождение. Гектор был очень почитаемым героем в Древней Греции, что доказывает факт наличия его изображения на старинных вазах и в античной пластике. Обычно на них изображали сцены прощания Гектора с его женой Андромахой, битву с Ахиллом и многие другие эпизоды.

Геракл

Геракл, в греческой мифологии величайший из героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Зевсу был необходим смертный герой для победы над гигантами, и он решил родить Геракла. Лучшие наставники обучали Геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука. Зевс хотел, чтобы Геракл стал правителем Микен или Тиринфа, ключевых крепостей на подходах к Аргосу, но ревнивая Гера расстроила его планы. Она поразила Геракла безумием, в припадке которого тот убил жену и трех своих сыновей. Во искупление тяжкой вины герой должен был двенадцать лет служить Эврисфею, царю Тиринфа и Микен, после чего ему было даровано бессмертие. Наиболее известен цикл сказаний о двенадцати подвигах Геракла. Первый подвиг состоял в добыче шкуры немейского льва, которого Гераклу пришлось задушить голыми руками. Победив льва, герой выделал его шкуру и носил как трофей.

(или их потомков) и смертных людей. Герои отличались от богов тем, что были смертны. Чаще это были потомки бога и смертной женщины, реже – богини и смертного мужчины. Герои, как правило, обладали исключительными или сверхъестественными физическими способностями, творческими дарованиями и т.п., но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.
Героями древнегреческих мифов были Ахилл, Геракл, Одиссей, Персей, Тесей, Ясон, Гектор, Беллерофонт, Орфей, Пелоп, Фороней, Эней.
Расскажем о некоторых из них.

Ахилл

Ахилл был храбрейшим из героев. Он участвовал в походе против Трои под предводительством микенского царя Агамемнона.

Ахилл. Греческий античный барельеф
Автор: Jastrow (2007), из Википедии
Ахилл был сыном смертного Пелея, царя мирмидонян, и морской богини Фетиды.
Существует несколько преданий о детстве Ахилла. Одно из них следующее: Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса (по другой версии – в огонь), так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда существующая до наших дней поговорка «Ахиллесова пята». Эта поговорка обозначает чью-либо слабую сторону.
В детстве Ахилла называли Пиррисий («Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый»).
Ахилла воспитывал кентавр Хирон.

Хирон обучает Ахилла игре на лире
Другим воспитателем Ахилла был Феникс, друг его отца Пелея. Кентавр Хирон вернул Фениксу зрение, которое у него отнял его отец, ложно обвинённый наложницей.
Ахилл присоединился к походу против Трои во главе 50 или даже 60 кораблей, взяв с собой своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла.

Ахилл перевязывает руку Патроклу (изображение на чаше)
Первый щит Ахилла изготовил Гефест, эту сцену также изображают на вазах.
В течение долголетней осады Илиона Ахиллес неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По существующей версии он пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении.
Ахилл является главным героем «Илиады» Гомера.
Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь стрела, пущенная из лука Париса рукой самого Аполлона, поразила его в пяту, и герой погиб.

Смерть Ахилла
Но существуют и позднейшие сказания о смерти Ахилла: он явился в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама, где был убит Парисом и Деифобом.
Греческий писатель первой половины II века н. э. Птолемей Гефестион повествует, что Ахиллес был убит Геленом или Пенфесилеей, после чего Фетида воскресила его, он убил Пенфесилею и вернулся к Аиду (богу подземного царства мёртвых).
Греки воздвигли Ахиллесу мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи Ахиллеса, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. В «Одиссее» Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей.
Похоронен Ахиллес в золотой амфоре, которую Дионис подарил Фетиде.

Геракл

А. Канова «Геракл»
Автор: LuciusCommons – foto scattata da me., из Википедии
Геракл – сын бога Зевса и Алкмены, дочери микенского царя.
О Геракле созданы многочисленные мифы, наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Эврисфея.
Культ Геракла был очень популярен в Греции, откуда распространился в Италию, где он известен именем Геркулеса.
В северном полушарии неба расположено созвездие Геркулес.
Зевс принял облик Амфитриона (мужа Алкмены), остановил солнце, и их ночь длилась трое суток. В ночь, когда он должен был родиться, Гера заставила Зевса поклясться, что сегодняшний новорождённый будет верховным царем. Геракл был из рода персеидов, но Гера задержала роды у его матери, и первым на свет (недоношенным) появился его кузен Еврисфей. Зевс заключил с Герой договор, что Геракл не всю свою жизнь будет находиться под властью Еврисфея: после десяти подвигов, совершенных по поручению Еврисфея, Геракл не только освободится от его власти, но даже получит бессмертие.
Афина обманом заставляет Геру покормить Геракла грудью: вкусив этого молока, Геракл становится бессмертным. Младенец причиняет богине боль, и она отрывает его от груди; брызнувшая струя молока превращается в Млечный Путь. Гера оказалась приёмной матерью Геракла.
В юности Геракл случайно убил лирой Лина, брата Орфея, поэтому был вынужден удалиться в лесистый Китерон, в изгнание. Там ему являются две нимфы (Порочность и Добродетель), которые предлагают ему выбор между легкой дорогой наслаждений и тернистым путём трудов и подвигов. Добродетель убедила Геракла пойти по своему пути.

Аннибале Карраччи «Выбор Геракла»

12 подвигов Геракла

1. Удушение Немейского льва
2. Убийство Лернейской гидры
3. Истребление Стимфалийских птиц
4. Поимка Керинейской лани
5. Укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами
6. Очистка Авгиевых конюшен.
7. Укрощение критского быка
8. Похищение коней Диомеда, победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням)
9. Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок
10. Похищение коров трёхголового великана Гериона
11. Похищение золотых яблок из сада Гесперид
12. Укрощение стража Аида – пса Цербера

Антуан Бурдель «Геракл и Стимфалийские птицы»
Стимфали́йские пти́цы – хищные птицы, жившие возле аркадского города Стимфала. Они имели медные клювы, крылья и когти. Нападали на людей и на животных. Самым грозным их оружием были перья, которые птицы сыпали на землю как стрелы. Они пожирали урожай в округе либо поедали людей.
Геракл совершил много других подвигов: с согласия Зевса освободил одного из титанов – Прометея, которому кентавр Хирон ради освобождения от мук отдал свой дар бессмертия.

Г. Фюгер «Прометей несёт людям огонь»
Во время своего десятого подвига ставит по сторонам Гибралтара Геркулесовы столбы.

Геркулесовы столбы – Гибралтарская скала (на переднем плане) и горы Северной Африки (на заднем)
Автор: Hansvandervliet – собственная работа, из Википедии
Участвовал в походе аргонавтов. Победил царя Элиды Авгия и учредил Олимпийские игры. На Олимпийских играх одержал победу в панкратионе. Некоторые авторы описывают борьбу Геракла с самим Зевсом – их состязание закончилось вничью. Установил олимпийский стадий длиной в 600 своих стоп. В беге преодолевал стадий, не переводя дыхание. Совершил множество других подвигов.
О смерти Геракла также существует множество легенд. Согласно Птолемею Гефестиону, дожив до 50 лет и обнаружив, что более не может натянуть свой лук, он бросился в огонь. Геракл вознесся на небо, был принят в число богов, и примирившаяся с ним Гера выдает за него замуж свою дочь Гебу, богиню вечной юности. Счастливо обитает на Олимпе, а его призрак находится в Аиде.

Гектор

Храбрейший вождь троянского войска, главный троянский герой в «Илиаде». Был сыном последнего троянского царя Приама и Гекубы (второй жены царя Приама). По другим источникам, был сыном Аполлона.

Возвращение тела Гектора в Трою

Персей

Персей был сыном Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Он победил чудовище горгону Медузу, был спасителем царевны Андромеды. Персей упомянут в «Илиаде» Гомера.

А. Канова «Персей с головой горгоны Медузы». Музей Метрополитен (Нью-Йорк)
Автор: Юкатан – собственная работа, из Википедии
Горго́на Меду́за – наиболее известная из трех сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Её взгляд обращал человека в камень.
Андроме́да – дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи (имела божественных прародителей). Кассиопея однажды похвалилась, что она превосходит красотой нереид (морские божества, дочери Нерея и океаниды Дориды, по внешнему виду напоминающие славянских русалок), разгневанные богини обратились к Посейдону с просьбой о мщении, и он послал морское чудовище, которое грозило гибелью подданным Кефея. Оракул Аммона объявил, что гнев божества укротится только тогда, когда Кефей принесёт Андромеду в жертву чудовищу, и жители страны принудили царя решиться на эту жертву. Прикованная к утёсу, Андромеда была предоставлена на произвол чудовища.

Гюстав Доре «Андромеда прикованная к скале»
В этом положении увидел её Персей. Он был поражён её красотой и обещал убить чудовище, если она согласится выйти за него (Персея) замуж. Отец Андромеды Кефей с радостью дал на это согласие, и Персей совершил свой подвиг, показав лик горгоны Медузы чудовищу, тем самым превратив его в камень.

Персей и Андромеда
Не желая царствовать в Аргосе после нечаянного убийства деда, Персей оставил трон своему родичу Мегапенфу, а сам уехал в Тиринф (древний город на полуострове Пелопоннес). Основал Микены. Город получил своё название из-за того, что Персей потерял в окрестностях наконечник (микес) меча. Считается, что среди развалин Микен сохранился подземный источник Персея.
Андромеда родила Персею дочь Горгофону и шестерых сыновей: Перс, Алкей, Сфенел, Элей, Местор и Электрион. Старший из них, Перс, считался родоначальником персидского народа.

Знаменитые герои античного мира

Агамемнон – один из главных героев древнегреческого эпоса, сын микенского царя Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны.

Амфитрион – сын тиринфского царя Алкея и дочери Пелопа Астидамии, внук Персея. Амфитрион принял участие в войне против обитавших на острове Тафос телебоев, которую вёл его дядя микенский царь Электрион.

Ахилл – в греческой мифологии один из величайших героев, сын царя Пелея, царя мирмидонов и морской богини Фетиды, внук Эака, главный герой Илиады.

Аякс – имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В "Илиаде" они часто выступают рука об руку и сравниваются с двумя могучими львами или быками.

Беллерофонт – один из главных героев старшего поколения, сын коринфского царя Главка (по другим источникам, бога Посейдона), внук Сизифа. Первоначальное имя Беллерофонта – Гиппоной.

Гектор – один из главных героев Троянской войны. Герой был сыном Гекубы и Приама – царя Трои. По преданию, он убил первого грека, ступившего на землю Трои.

Геракл – национальный герой греков. Сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Одаренный могучею силой, исполнил самые тяжелые работы на земле и совершил великие подвиги. Искупив свои грехи, взошел на Олимп и достиг бессмертия.

Диомед – сын этолийского царя Тидея и дочери Адраста Дейпилы. Вместе с Адрастом принимал участие в походе и разорении Фив. Как один из женихов Елены Диомед сражался впоследствии под Троей, возглавляя ополчение на 80 кораблях.

Мелеагр – герой Этолии, сын калидонского царя Ойнея и Алфеи, супруг Клеопатры. Участник похода аргонавтов. Наибольшую славу Мелеагру принесло участие в калидонской охоте.

Менелай – царь Спарты, сын Атрея и Аэропы, муж Елены, младший брат Агамемнона. Менелай, с помощью Агамемнона, собрал дружественных царей на Илионский поход, причем сам выставил шестьдесят кораблей.

Одиссей – "сердитый", царь острова Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, муж Пенелопы. Одиссей – знаменитый герой Троянской войны, также прославившийся своими странствованиями и приключениями.

Орфей – знаменитый певец фракийцев, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, супруг нимфы Эвридики, приводивший своими песнями в движение деревья и скалы.

Патрокл – сын одного из аргонавтов Менетия, родственник и соратник Ахилла в Троянской войне. Будучи мальчиком, он во время игры в кости убил своего товарища, за это отец отправил его к Пелею во Фтию, где он был воспитан вместе с Ахиллом.

Пелей – сын эгинского царя Эака и Эндеиды, супруг Антигоны. За убийство своего сводного брата Фока, который победил Пелея в атлетических упражнениях, он был изгнан отцом и удалился во Фтию.

Пелоп – царь и национальный герой Фригии, а затем и Пелопоннеса. Сын Тантала и нимфы Эврианассы. Пелоп рос на Олимпе в обществе богов и был любимцем Посейдона.

Персей – сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Победитель медузы Горгоны и спаситель Андромеды от притязаний дракона.

Талфибий – вестник, спартанец, вместе с Эврибатом был глашатаем у Агамемнона, выполняя его поручения. Талфибий вместе с Одиссеем и Менелаем собирал войско на Троянскую войну.

Тевкр – сын Теламона и дочери троянского царя Гесионы. Лучший стрелок из лука в греческом войске под Троей, где от его руки пало свыше тридцати защитников Илиона.

Тесей – сын афинского царя Энея и Эферы. Прославился рядом подвигов, подобно Гераклу; похитил вместе с Пейрифоем Елену.

Трофоний – первоначально хтоническое божество, тождественное с Зевсом Подземным. По распространенному верованию, Трофоний был сыном Аполлона или Зевса, братом Агамеда, питомцем богини земли – Деметры.

Фороней – основатель Аргосского государства, сын речного бога Инаха и гамадриады Мелии. Он чтился как национальный герой; на его могиле совершались жертвоприношения.

Фрасимед – сын пилосского царя Нестора, прибывший вместе с отцом и братом Антилохом под Илион. Он командовал пятнадцатью кораблям и принимал участие во многих битвах.

Эдип – сын финского царя Лая и Иокасты. Убил своего отца и женился на матери, не ведая об этом. Когда преступление открылось, Иокаста повесилась, а Эдип сам ослепил себя. Умер, преследуемый Эриниями.

Эней – сын Анхиса и Афродиты, родственник Приама, герой троянской войны. Эней подобно Ахиллу у греков – сын прекрасной богини, любимец богов; в битвах его защищали Афродита и Аполлон.

Ясон – сын Айсона, по поручению Пелия, отправился из Фессалии за золотым руном в Колхиду, для чего снарядил поход аргонавтов.


Герой - сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин (в "Илиаде ") или благородный человек, имеющий славных предков (в "Одиссее "). Впервые Гесиод называет "род героев", созданный Зевсом , "полубогами" (h m i q e o i, Орр. 158-160). В словаре Гесихия Александрийского (VI в.) понятие герой разъясняется как "мощный, сильный, благородный, значительный" (Hesych. v. h r o z). Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень ser-, вариант swer-, wer-, ср. лат servare, "оберегать", "спасать"), а также сближая с именем богини Геры - H r a).

История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (II тыс. до н.э., расцвет - II тыс. до н.э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги , ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли - Геи, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных. Известны так называемые каталоги героев с указанием их родителей и места рождения (Hes. Theog. 240-1022; frg. 1-153; Apoll. Rhod. I 23-233). Иногда герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги.

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишен бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией (Apollod. III 13, 6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Демофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей - отец Ахилла, Метанира - мать Демофонта).

Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий , сын Аполлона и смертной нимфы Корониды, пытавшийся воскрешать людей, то есть даровать им бессмертие, был поражен молнией Зевса (Apollod. III 10, 3-4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Apollod. II 5, 11). Безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику (Apollod. I 3, 2).

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность героев большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герои часто гонимы враждебным божеством (например, Геракла преследует Гера , Apollod II 4, 8) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (например, Геракл подчинен Эврисфею).

Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио , Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений (Эсхил "Прометей прикованный", 770 след.) родился Геракл , среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих героях, таких, как Геракл.

Ранний героизм - подвиги геров, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, Беллерофонта с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (Apollod. II 7, 3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, их культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет н Амфион). Среди героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий , Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (Тесей). Независимо от характера героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон , Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного героя (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды ; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены).

Зачастую герои испытывают мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания героев рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе , получив в жены богиню Гебу (Hes. Theog. 950-955). Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде (Hom. Od. XI 601-604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления героев. Убитый под Троей Ахилл затем оказывается на острове Левка (аналог островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Paus. III 19, 11-13) или с Медеей в Елисейских полях (Apoll. Rhod. IV 811-814), Менелай (зять Зевса), не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Hom. Od. IV 561 -568). Гесиод же считает обязательным для большинства героев переселение на острова блаженных (Орр. 167-173). Сын Аполлона Асклепий , убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона. Единственный герой - полубог Дионис , сын Зевса и Семелы, становится божеством еще при жизни; но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея - архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны (Nonn. Dion. VI 155-388). В песне элейских женщин к богу Дионису обращаются как к Дионису-Герою. (Anthologia lyrica graeca, ed. Diehl, Lips., 1925, II p. 206, frg. 46). Таким образом, Геракл явился образцом для представления о герое-боге (Pind. Nem. III 22), а Дионис считался героем среди богов.

Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героев. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе герои конца классического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) (Тантал , Пелопс , Атрей, Фиест , Агамемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма - Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Создаются также мифы о гибели всего рода героев (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых герои истребили друг друга (Орр. 156-165).

В начале I тысячелетия до н.э. большое распространение получает культ умерших героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе героев отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества героев и покровительство их людям. На могилах героев приносились жертвы (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (например, Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода, Орр. 654-657). Плачи (или френы) по героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. "славные деяния мужей", которые поет Ахилл, Гомер "Илиада" , IX 189). Общегреческий герой Геракл считался установителем Немейских игр (Pind. Nem. I). Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других - как герою (Herodot. II 44). Некоторые герои воспринимались как ипостаси бога, например Зевса (ср. Зевс - Агамемнон, Зевс - Амфиарай, Зевс - Трофоний), Посейдона (ср. Посейдон - Эрехфей).

Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре), на месте его исчезновения вопрошали оракула (пещера и оракул Трофония, Paus. IX 39, 5). В VII-VI вв. до н.э. с развитием культа Диониса культ некоторых древних героев - эпонимов городов - потерял свое значение (например, в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса, Herodot. V 67). Религиозно-культовый героизм, освященный полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герои мыслились защитниками полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко-персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, например при Платеях (Plut. Arist. 21). Отсюда же обожествление после смерти и включение в число героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал героем по имени Дексион). Почетное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы (например, Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических персонажей, которые стали восприниматься как предки - покровители семьи, рода и полиса.

Герой как универсальная категория персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии, редко может быть выделена терминологически столь же четко, как в греческой мифологии. В архаических мифологиях герои очень часто классифицируются вместе с великими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в том числе носящими исторические имена. Некоторые исследователи (Ш.Отран, Ф.Рэглан и др.) прямо возводят генезис мифологических героев к феномену царя-колдуна (жреца), описанному Дж.Фрейзером в "Золотой ветви", и даже видят в героях ритуальную ипостась божества (Рэглан). Однако такой взгляд неприменим к самым архаическим системам, для которых характерно представление о герое как первопредке, участвующем в творении, изобретающем "кухонный" огонь, культурные растения, вводящем социальные и религиозные институты и так далее, то есть выступающем в качестве культурного героя и демиурга.

В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путем, словесным их называнием, "извлекать" их так или иначе из самих себя, герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдаленных местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей, или же герои изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам (как демиурги). Обычно схема мифа творения в качестве минимального набора "ролей" включает субъекта, объект и источник (материал, из которого объект извлекается/делается). Если в роли субъекта творения вместо божества выступает герой-добытчик, то это обычно приводит к появлению у него дополнительной роли антагониста.

Пространственная подвижность и многочисленные контакты героев, особенно враждебные, способствуют повествовательному развертыванию мифа (вплоть до превращения его в сказку или героический эпос). В более развитых мифологиях герои эксплицитно представляют силы космоса в борьбе против сил хаоса - хтонических чудовищ или иных демонических существ, мешающих мирной жизни богов и людей. Лишь в процессе начинающейся "историзации" мифа в эпических текстах герои приобретают облик квазиисторических персонажей, а их демонические противники могут предстать иноверными иноземными "захватчиками". Соответственно, в сказочных текстах мифические герои заменяются условными фигурами рыцарей, принцев и даже крестьянских сыновей (в том числе младших сыновей и других героев, "не подающих надежд"), побеждающих сказочных чудовищ силой, или хитростью, или волшебством.

Мифические герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиаторы) между различными мифическими мирами. Во многих случаях их роль отдаленно сопоставима с ролью шаманов.

Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, и эта активность составляет, в известном смысле, их специфику.

Активность героев в развитых образцах мифа и эпоса способствует формированию особого героического характера - смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил (ср. Гильгамеша , Ахилла, героев германского эпоса и т. д.). Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные персонажи, осуществляющие функцию медиации между частями космоса, одолевающие в борьба демонических противников. Такими богами-героями являются, например, Тор в скандинавской мифологии , Мардук - в вавилонской . С другой стороны,герои даже божественного происхождения и наделенные "божественной" силой могут иногда достаточно четко и даже резко противостоять богам. Гильгамеш, характеризуемый в аккадской поэме "Энума Элиш " как существо на две трети божественное и многими качествами превосходящее богов, не может все же сравниться с богами, и его попытка достигнуть бессмертия кончается неудачей.

В отдельных случаях неистовый характер героев или сознание внутреннего превосходства над богами приводят к богоборчеству (ср. греч. Прометея и сходных с ним героев мифологии кавказско-иберийских народов Амирани, Абрскила, Артавазда, а также Батрадза). Герои нуждаются для совершения подвигов в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща им от рождения, обычно в силу божественного происхождения. Они нуждаются в помощи богов или духов (в дальнейшем эта потребность героев уменьшается в героическом эпосе и еще более увеличивается в сказке, где чудесные помощники часто действуют за них), а эта помощь большей частью приобретается посредством определенного искуса и испытаний типа посвятительных испытаний, то есть инициации, практикуемой в архаических обществах. По-видимому, отражением обрядов инициации является обязательный в героическом мифе: уход или изгнание героя из своего социума, временная изоляция и странствия в иных странах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духами, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками. Специфический символический мотив, связанный с инициацией - проглатывание юного героя чудовищем и последующее освобождение из его чрева. Во многих случаях (и это как раз указывает на связь с инициацией) инициатором испытаний является божественный отец (или дядя) героя или вождь племени, который дает юноше "трудные задачи" или изгоняет его из племени.

Изгнание (трудные задачи) иногда мотивировано проступком героя (нарушение табу) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Юный герой часто нарушает различные запреты и даже нередко совершает инцест, который одновременно сигнализирует о его героической исключительности и достигнутой зрелости (а может быть, и об одряхлении отца-вождя). Испытания могут принять в мифе форму преследования, попыток изведения со стороны бога (отца, царя) или демонических существ (злых духов), герой может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть (уход/возвращение - смерть/воскресение). В том или ином виде испытания являются важнейшим элементом героической мифологии.

Рассказ о чудесном (во всяком случае, необычном) рождении героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испытаниях, различные перипетии героического детства составляют важную часть героического мифа и предшествуют описанию важнейших подвигов, имеющих общее значение для социума.

Биографическое "начало" в героическом мифе в принципе аналогично космическому "началу" в мифе космогоническом или этиологическом. Только здесь упорядочивание хаоса отнесено не к миру в целом, а к формированию личности, превращающейся в героя, служащего своему социуму и способного в дальнейшем поддержать космический порядок. Практически, однако, предварительные испытания героя в процессе его социального воспитания и основные деяния часто так переплетены в сюжете, что их трудно четко разделить. Героическая биография порой также включает историю женитьбы героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты или ее отца, эти мотивы получают особенно богатое развитие в сказке), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемый во многих случаях в качестве временного ухода в иной мир с сохранением перспективы возвращения/воскресения.

Героическая биография довольно отчетливо соотносится с циклом "переходных" обрядов, сопровождающих рождение, посвящение, женитьбу и смерть. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов (особенно инициации) в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений Героический миф - важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.


Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция / А.И. Немировский.- М.: Литература, Мир книги, 2004